Телеклуб «Знатоков» и передача «Что? Где? Когда?»

4 сентября 1975 года в эфир вышла первая передача телевизионного клуба «Знатоков» «Что? Где? Когда?»

Почему ведущий «Что? Где? Когда?» не показывался зрителям https://ptoday.ru/wp-content/uploads/2020/12/7176e9103b2319f35cb3c228fdad6346.jpg
Почему ведущий «Что? Где? Когда?» не показывался зрителям https://ptoday.ru/wp-content/uploads/2020/12/7176e9103b2319f35cb3c228fdad6346.jpg

«Телевизионной карьере Владимира Ворошилова мешал скандальный шлейф, который неизменно сопровождал его на протяжении всей жизни. Его первый крупный проект „Аукцион“ по традиции закончился грандиозным скандалом, когда в качестве очередного „лота“ ведущий выставил авторскую песню, по тем временам модную, но запрещённую для трансляции в эфире.

Пока начальство решало судьбу строптивого телевизионщика, его самого сослали на картошку. А по возвращении он узнал, что его уволили без права когда-либо заниматься деятельностью, связанной с телевидением.

Но не тот человек Ворошилов, чтобы отступать. Он стал писать сценарии передач, подписывая их псевдонимом, и постепенно начал работать за кадром. Лапин, возглавлявший в то время телевизионное ведомство, долгое время делал вид, что не подозревает о „потусторонней“ деятельности изгнанника.

Именно этим объясняется новый тип закадрового ведущего в первых передачах „Что? Где? Когда?“».

Петровец Т.Г., Звёзды скандалят, М., «Рипол-классик, 2000 г., с.130-131. Источник: https://vikent.ru/author/2136/

Предыстория создания

Имя Владимира Соловьёва — автора и создателя невероятно популярной программы «Это Вы можете», сегодня известно только тем, кому за сорок... Удивительно — программа, посвящённая научно-техническому творчеству, изобретателям, на протяжении почти двух десятилетий имела популярность не ниже, чем эстрадные программы и «Огоньки».

Соловьёв, Владимир Александрович (журналист) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f5/Соловьёв%2C_Владимир_Александрович_%28журналист%29.png
Соловьёв, Владимир Александрович (журналист) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f5/Соловьёв%2C_Владимир_Александрович_%28журналист%29.png

Режиссёрскую идею программы — защиту изобретения перед жюри и аудиторией — подсказал Володя Ворошилов. Зачастую предлагаемые изобретения были настолько экзотичны, что годились вроде бы для рубрики «Нарочно не придумаешь», но проходила передача, и редакцию заваливали запросами от пред-приятий и ведомств. Звонили из различных НИИ — оказывается, это требовалось всем.

И пошло. Сначала (на радио — Прим. И.Л. Викентьева) у нас была передача «Раз, два, три», потом мы придумали «Необыкновенные истории обыкновенных вещей» — мы писали пьесы о том, как изобрели фотопленку, вулканизацию резины... Отличная актерская команда исполняла эти пьесы: Сева Абдулов, Рогволд Суховерко... [...]

Потом мы придумали ход: найти решение. Шла фантастическая пьеса, и в самый напряженный момент, когда герои гибнут, ищем решение: как спастись? Однажды в пьесе гибла подлодка. Воздуха нет. «Ребята, — говорим мы, — ищем решение, спасаем лодку. Время пошло». В передаче участвует специалист по оборудованию подлодок из военно-морской академии. Дети начинают искать варианты спасения лодки, азартно предлагая одно, другое, третье. И вдруг встает пацанёнок — ощущение, что его лет пять с момента рождения трепали собаки. На вид двоечник. И начинает описывать, что делать.

Меня тихонько подзывает специалист по подлодкам: «Остановите запись». — «Что случилось?» — «Он рассказывает о секретном приспособлении». — «Да вы не волнуйтесь, — говорю, — запись же потом всё равно проходит через военную цензуру...»

Закончилась передача, спрашиваем пацанёнка, откуда он знает про это приспособление. «Подумал и ответил». — «Может, все-таки тебе кто-то это рассказал?» — «Никто мне не рассказывал». — «А у тебя отец чем занимается?» — «У меня нет отца». Потом выяснилось, что он сын школьной уборщицы, троечник. Но действительно сам нашёл неожиданное решение.

После каждой передачи учителя про кого-нибудь из учеников говорили: «Боже мой! Этот Сидоров, он же двоечник! Откуда он это знает?»

Однажды мы сделали передачу об океанах, в которой участвовал профессор МГУ. По её окончании он говорит нам: «Дети не способны ответить на такие серьёзные вопросы. Вы что, раздали им ответы?» Мы сказали: «Мы не могли раздать им ответы — мы вопросы-то сочинили за двадцать минут до передачи».

Никто из детей не давал полного ответа на вопрос. Они суммарно отвечали: один выскажет предположение, другой поспорит, третий дополнит, и в результате рождалась истина. Ворошилов потом говорил, что он, послушав наших детей, понял, как должно искаться решение, и использовал это в «Что? Где? Когда?»«.

Лысенко А.Г., ТВ живьём и в записи, М., «Прозаик», 2011 г., с. 192-194 и 205-207. Источник: https://vikent.ru/author/2792/

Интересно? Еще можно почитать

1) «Развитие креативности, возможно, идёт по следующему механизму, на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одарённость преобразуется в актуальную креативность (синтез одарённости и опредёленной структуры личности)»

Этоти еще 51 материал VIKENT.RU по теме Творческое развитие детей

2) Видео: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

3) УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

Регистрация Новичков на бесплатный онлайн-курс VIKENT.RU + Правила, почему Вас могут удалить: https://vikent.ru/w0/

Источники

11
1 комментарий

Отличный материал, спасибо!

1
Ответить