Сергей Рахманинов в школе Н.С. Зверева

«…мальчик поступал в класс Николая Cергеевича Зверева, лучшего профессора младшего отделения Московской консерватории, причём учитель брал ученика на воспитание и полный бесплатный пансион.

Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг.  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Zveref_and_students.jpg?uselang=ru
Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг.  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Zveref_and_students.jpg?uselang=ru

Для того чтобы стать воспитанником Зверева, необходимо было прежде всего обладать выдающимися музыкальными способностями. Вторым условием являлось полное подчинение учителю-воспитателю, вплоть до согласия родных на очень редкие свидания с воспитуемым.

Дома у Зверева, снимавшего квартиру в Ружейном переулке, у Смоленского рынка, царила строгая, в некоторых отношениях даже суровая трудовая дисциплина. Серёжа Рахманинов и двое других «зверят» — Леля Максимов и Мотя Пресман — были обязаны играть по нескольку часов в день. Поэтому каждый из них по очереди, дважды в неделю, должен был сидеть за роялем уже в шесть часов утра, даже если накануне, после посещения театра и ужина в трактире, лёг спать поздно ночью. М. Пресман вспоминал, что в таких случаях, по утрам сонный воспитанник «играл, конечно, не очень уверенно, подчас с ошибками, спотыкаясь, вяло. Такая игра будила Зверева, и появление его грозной фигуры в одном белье, с соответствующим окриком, а подчас и чувствительным рукоприкладством заставляло играющего сразу забыть о сне».

О невыученном уроке по фортепьяно не могло быть и речи. Кроме того, Зверев с повышенной строгостью следил за успехами по всем предметам, а также за поведением своих воспитанников. Он не выносил, например, ни малейшей лжи. «Со мною все вы должны быть откровенны, вы не должны ничего от меня скрывать, между нами не должно быть тайн, — внушал он «зверятам». — Чем искреннее, чем прямее Вы будете вообще жить на свете, тем легче Вам будет. Не скрою, что прямой путь тернист, но зато он безусловно прочен».

От мальчиков требовалась подтянутость и аккуратность. Так, несмотря на наличие слуг, они сами чистили себе платье и ботинки.

Николай Зверев и его ученики. Слева направо: Матвей Пресман, Сергей Рахманинов, Леонид Максимов. Дата съемки: 1886 год https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2021/05/14/1qbcak6s5ozkqgdi_1024.jpg
Николай Зверев и его ученики. Слева направо: Матвей Пресман, Сергей Рахманинов, Леонид Максимов. Дата съемки: 1886 год https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2021/05/14/1qbcak6s5ozkqgdi_1024.jpg

Николай Сергеевич отличался крутым, вспыльчивым, подчас даже деспотичным нравом. Вместе с тем это был человек большой души, умный и талантливый воспитатель, умевший поощрять находчивость, остроумие, понимать индивидуальные особенности своих питомцев. За (то суровой взыскательностью стояла настоящая горячая любовь к «зверятам». Поэтому не удивительно, что Серёжа, подобно своим товарищам, вскоре искренне привязался к строгому наставнику, который воспитал из маленького лентяя и шалуна серьёзного, замечательно трудоспособного юношу, заложил в нём навсегда высокие морально-этические качества и убеждения.

Зверев сам показывал пример исключительного трудолюбия и бескорыстия. Каждый день с восьми утра и до десяти вечера он давал фортепьянные уроки — частные и в консерватории. Имея большой консерваторский класс, Николай Сергеевич обычно вместо жалования получал пачку квитанций за оплату права учения малоимущих учеников. Источником существования служили для него только многочисленные частные уроки. За них ему, одному из самых популярных в Москве педагогов, много платили в богатых домах, и весь солидный заработок он, не жалея, тратил на своё оригинальное «семейство».

Николай Сергеевич не только полностью на свой счёт содержал воспитанников, но нанимал им ещё учителей иностранных языков, пианистку, приходившую проигрывать со «зверятами» на двух роялях в 8 рук переложения классических симфоний и увертюр, даже преподавателя танцев.

Летом он вывозил своих питомцев на подмосковную дачу, в Крым, на Кавказ.

Мальчикам предоставлялась возможность видеть и слышать все лучшее, чем была богата музыкально-художественная Москва середины 1880-х годов. Они посещали все премьеры Малого театра, на сцене которого блистали великие русские артисты Ермолова и Ленский, слушали всё лучшее в репертуаре Большого театра и итальянской оперы, не пропускали гастролей зарубежных знаменитостей — драматических актёров, певцов, дирижеров, музыкантов-инструменталистов — и, уж само собой, всегда присутствовали на концертах выдающихся московских и петербургских музыкантов. При этом о чем-либо слышанном и виденном Николаю Сергеевичу нельзя было потом сказать просто: «Мне понравилось!» Он неизменно требовал объяснить, что именно понравилось и почему. […]

Зверев славился хлебосольством. Каждое воскресенье у него бывали большие званые обеды. В тот день мальчики были свободны от занятий и приглашали к себе товарищей, главным образом из числа учеников Зверева. Александр Скрябин, Константин Игумнов, Фёдор Кенеман, Арсений Корещенко — имена этих постоянных гостей «зверят» стали впоследствии широко известными».

Брянцева В. Н., С. Рахманинов, М. , «Советская Россия», 1962 г. , с. 12-15.

Дополнительные возможности:

3) Уникальный контент: НОВЫЕ ТЕМЫ & создание НОВЫХ жанров

Регистрация Новичков на бесплатный онлайн-курс VIKENT.RU + Правила, почему Вас могут удалить: https://vikent. ru/w0/

Начать дискуссию