Великим химиком А.М.Бутлерова назвали в 8 лет

Александр Михайлович Бутлеров родился 6 сентября 1828 года в Казанской губернии и первые восемь лет своей жизни провел в деревне Бутлеровке, в своих родовых владениях. Мальчик рано потерял мать: она умерла от разрыва сердца вскоре после родов. Его воспитывали в основном бабушка и дедушка, но особенно близким другом и наставником был для него отец.

Портрет А. М. Бутлерова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/Portrait_of_A.M._Butlerov.jpg
Портрет А. М. Бутлерова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/Portrait_of_A.M._Butlerov.jpg

Возможно, именно Михаил Васильевич послужил примером для будущего великого химика. После войны с Наполеоном он получил звание полковника, предлагали ему и должность вице-губернатора, но Михаил Бутлеров отказался и поселился в своем поместье. Он был страстным любителем охоты и рыбалки, на которые часто брал с собой Сашу, отличался трудолюбием, разбирался в некоторых отраслях естествознания, даже сам лечил своих крестьян, поскольку путь до земской больницы был достаточно дальний. Он не уставал говорить сыну: «Всегда и всего добивайся сам», он же привил ему дисциплину и дал образование. Юный Бутлеров любил читать, владел несколькими языками. Хотя, справедливости ради, выбор сына в пользу естественных наук Михаил Васильевич не слишком одобрял.

Отец хотел, чтобы сын стал математиком, но молодой Бутлеров считал, что математических способностей ему недостает. По окончании университета А.М. Бутлеров представил в качестве кандидатской диссертации работу «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

Интерес к химии сформировался у А.М. под влиянием лекций К.К. Клауса и Н.Н. Зинина. Зимой 1849-50 гг. он начал читать курсы химии в Казанском университете, заменяя Клауса. С 1857 г. он полностью посвящает себя химии.

Русский химик, академик А. М. Бутлеров https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Butlerov1880.jpg
Русский химик, академик А. М. Бутлеров https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Butlerov1880.jpg

Некоторые факты биографии

Биография Александра Бутлерова пестрит безобидными выходками. Рассказывают, что атлетически сложенный Бутлеров запросто мог прийти с визитом и, не застав хозяев дома, скрутить кочергу в форме буквы «Б» и оставить ее как визитную карточку.

Помимо охоты Бутлеров с юности любил музыку. Часто подбирал на рояле аккомпанемент к услышанным песням немецких студентов, которые ему так нравились. Став старше, полюбил ходить в оперу. В деревне у него был рояль, под аккомпанемент которого он иногда с удовольствием пел.

В январе 1869 года Бутлеров стал работать на кафедре органической химии в Петербургском университете. Его первую лекцию, состоявшуюся 23 января 1869 года, студенты встретили с восторгом. Лекции Бутлерова были доступны всем желающим, и, надо сказать, залы всегда были набиты битком. Он действительно был одним из самых ярких лекторов, умел простым языком, последовательно и вместе с тем образно объяснить сложные вещи и увлечь аудиторию. Послушать его лекции приезжали даже крестьяне.

Вопросы психики интересовали Бутлерова не меньше. В 14 лет он жил у одной из своих теток, которая страдала нервными припадками. С ней происходили обмороки и судороги, и ничего не помогало, пока однажды один врач не исцелил ее гипнозом. На Бутлерова это произвело большое впечатление.

Когда Александру Михайловичу полагалась отставка по выслуге лет, университетский совет попросил его задержаться еще на пять лет. Дважды.

Химические опыты Бутлерова в юности

Автор биографической повести о Бутлеровев серии «Жизнь замечательных людей» Лев Гумилевскийприводит описание этого ЧП, которое сделал позже однокашник Саши по пансиону Шевляков:

Портрет А. М. Бутлерова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/Portrait_of_A.M._Butlerov.jpg
Портрет А. М. Бутлерова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/Portrait_of_A.M._Butlerov.jpg

«Бутлеров усердно возился с какими-то склянками, банками, воронками, что-то таинственно переливал из одного пузырька в другой. Ему всячески мешал неугомонный воспитатель Роланд, зачастую отбирал склянки и пузырьки, ставил в угол или оставлял без обеда непрошенного химика, но тот не унимался, пользуясь покровительством учителя физики. В конце концов в углу, возле кровати Бутлерова, появился крошечный и всегда запертый шкафчик, наполненный какими-то снадобьями.

В один прекрасный весенний вечер, когда воспитанники мирно и весело играли в лапту на просторном дворе, а «неистовый Роланд» дремал на солнечном припеке, в кухне раздался оглушительный взрыв... Все ахнули, а Роланд прыжком тигра очутился в подвальном этаже, где помещалась кухня. Затем перед нами снова показался «тигр», безжалостно влачивший Бутлерова с опаленными волосами и бровями, а за ним, понуря голову, шел дядька, привлеченный в качестве сообщника, тайком доставлявшего материалы, необходимые для производства опытов.

К чести пансиона Топорнина следует заметить, что розги никогда не употреблялись в этом заведении, но, так как преступление Бутлерова выходило из ряда вон, наши педагоги на общем совете придумали новое, небывалое наказание. Раза два или три преступника выводили из темного карцера в общую обеденную залу с черной доской на груди, на доске крупными белыми буквами красовалось: «Великий химик».

Впоследствии эти слова стали пророческими, когда Бутлеров увлекся преподаванием химии, профессорами которой были Клаус и Зинин.

Интересно? Еще можно почитать

1) Одарённый ребенок на самом деле задаёт школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания, несмотря на благой принцип — помогать слабоодарённым. В такой маленькой стране, как Швейцария, нельзя, чтобы из-за одного лишь желания быть милосердными мы проглядели одарённых детей, столь нам необходимых. Но, кажется, ещё и сегодня в этом отношении порою проявляется какая-то беспечность

Этоти еще 51 материал VIKENT.RU по теме Творческое развитие детей

2) Прошло открытие XIV сезона бесплатного воскресного онлайн-курса VIKENT.RU — от крупнейшего портала Европы, посвящённого изучению результативных (!) Творческих личностей и методик их работы:УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

3) V-й Педагогический форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 (Воскресенье): Санкт-Петербург онлайн и оффлайн формат

Источники

Начать дискуссию