Гражданин вселенной Константин Циолковский

О своем рождении ученый писал: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский». Это случилось 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Циолковский рос непоседой: лазал по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты.

Фото 1924 года https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a8/Константин_Циолковский.jpg?uselang=ru
Фото 1924 года https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a8/Константин_Циолковский.jpg?uselang=ru

Зимой 1868 года Циолковский заболел скарлатиной и из-за осложнений почти полностью оглох. Он оказался отрезан от мира, постоянно получал насмешки, а свою жизнь считал «биографией калеки».

После болезни мальчик замкнулся и стал мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счет силы пара. В это время семья жила уже в Вятке. Константин пытался учиться в обычной школе, но не преуспел: «учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки», а поблажек «тугоухому» не делали. Через три года Циолковского отчислили за неуспеваемость. Ни в каком образовательном заведении он более не учился и остался самоучкой.

Когда Циолковскому было 14, отец заглянул в его мастерскую. В ней он обнаружил самодвижущиеся коляски, ветряные мельницы, самодельную астролябию и много других удивительных механизмов. Отец дал сыну денег и отправил поступать в Москву, в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). До Москвы Константин доехал, но поступать в училище не стал. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку — Чертковскую — и углубился в самостоятельное изучение наук.

Бедность Циолковского в Москве была чудовищной. Он не работал, получал 10–15 рублей в месяц от родителей и мог питаться одним только черным хлебом: «Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я проживал 90 коп. в месяц», — вспоминал он. На все оставшиеся деньги ученый покупал «книги, трубки, ртуть, серную кислоту», — и другие материалы для опытов. Ходил Циолковский в отрепьях. Бывало, что на улице мальчишки дразнили его: «Что это, мыши, что ли, съели ваши брюки?»

Циолковский в 1909 году https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Konstantin_Tsiolkovsky_1908-1909.jpg
Циолковский в 1909 году https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Konstantin_Tsiolkovsky_1908-1909.jpg

Некоторые факты в биографии Циолковского

В 1876 году отец Циолковскоговызвал его домой. Вернувшись в Киров, Константин стал давать частные уроки. Преподаватель из глухого Циолковского вышел блестящий. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, и вообще часто объяснял предмет на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя-чудака.

Циолковский был настоящим чудаком и мечтателем. «Всегда я что-нибудь затевал. Поблизости была река. Вздумал я сделать сани с колесом. Все сидели и качали рычаги. Сани должны были мчаться по льду... Потом я заменил это сооружение особым парусным креслом. По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, приезжие ругали матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался», — вспоминал он.

В Боровске Циолковский женился. «Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась», — так он писал о своей супруге. Ей была Варвара Соколова, дочь священника, в доме которого ученый снимал комнату.

Главным проектом Циолковского в это время был дирижабль. Ученый решил уйти от применения взрывоопасного водорода, заменив его горячим воздухом. А разработанная им стягивающая система позволяла «кораблю» сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета. Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал.

Циолковский в саду с моделями металлического дирижабля. Фото А. В. Ассонова, 9 июля 1913 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/Konstantin_Tsiolkovsky_with_his_steel_dirigibles_in_his_garden.jpg?uselang=ru
Циолковский в саду с моделями металлического дирижабля. Фото А. В. Ассонова, 9 июля 1913 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/Konstantin_Tsiolkovsky_with_his_steel_dirigibles_in_his_garden.jpg?uselang=ru

Отношения Циолковского с академическим ученым сообществом были непростыми. В 1887 году он отказался от приглашения встретиться со знаменитым профессором математики Софьей Ковалевской. Потом он потратил много времени и сил, чтобы прийти к кинетической теории газов. Дмитрий Менделеев, изучив его труд, недоуменно ответил: «Кинетическая теория газов открыта 25 лет назад».

Интерес к полетам над землей у Циолковского угас — его заинтересовали звезды. В 1887 году он написал небольшую повесть «На Луне», где описал ощущения человека, попавшего на земной спутник. Значительная часть предположений, высказанных им в работе, впоследствии оказалась верной.

Формула Циолковского

В Рязани Циолковскийсумел сдать экзамен на звание учителя уездной школы. В этом же городе он придумал свои первые космические проекты. Он начал обдумывать аспекты межпланетных путешествий — и прежде всего хотел выяснить, какие перегрузки способен вынести живой организм. В Рязани он построил первую в мире центрифугу для проведения медико-биологических экспериментов и раскручивал в ней случайных животных. Так он выяснил, что цыплёнок спокойно выдерживает десятикратную перегрузку, а таракан — трёхсоткратную!

К. Э. Циолковский в своём кабинете. Фото Ф. Чмиля 1934 года https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Konstantin_Tsiolkovsky_in_his_working_room_%28by_Feodosiy_Chmil%29%2C_1934.png?uselang=ru
К. Э. Циолковский в своём кабинете. Фото Ф. Чмиля 1934 года https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Konstantin_Tsiolkovsky_in_his_working_room_%28by_Feodosiy_Chmil%29%2C_1934.png?uselang=ru

10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, которая сегодня носит его имя. Она связывает четыре параметра: скорость ракеты в любой момент времени, скорость истечения продуктов сгорания из сопла, массу ракеты и массу взрывных веществ.

Значение этой формулы для инженера-ракетчика трудно переоценить. Допустим, необходимо запустить спутник на околоземную орбиту. Значит, скорость ракеты после исчерпания топлива должна равняться первой космической скорости. Скорость истечения для каждого вещества индивидуальна. Располагая этими двумя величинами, можно перебирать соотношения масс топлива и ракеты, добиваясь оптимального.

Интересно? Еще можно почитать

1) Творчество учёного, глубина его творчества и сила прямо пропорциональны количеству свободного времени. Академическая рутина не должна «забивать» мозг учёного, он должен смотреть на мир, на природу своими глазами, а не глазами умерших учёных или глазами своих современников. Предоставьте учёному двигаться дальше по пути к интеллектуальному прогрессу и не одевайте на него кандалы каких-либо неотвратимых обязанностей, которые мешают ему работать. Самостоятельность должна привести ученого к новым открытиям, которые опередят время и жизнь и лягут в основу будущей науки.

2) Видео: ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ #гениальности & #креативности ?

3) ОТВЕТЫ на ВОПРОСЫ о ТВОРЧЕСТВЕ / КРЕАТИВНОСТИ и РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Онлайн-консультация VIKENT.RU № 289 18 cентября 2022 года в 19:59 (мск).

Источники

Начать дискуссию