Культура и Цивилизация

«Самое раннее упоминание причастной формы cultura в латинских текстах встречается в трактате Марка Порция Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), озаглавленном «De agri cultura» и посвященном, как можно догадаться, сельскому хозяйству. Рассматриваемая в трактате проблема обработки земли включает описание не только технических правил, но и отношения к земле, настроя, расположения к своему земельному участку, который нельзя даже приобрести без душевного тепла. Потому, вероятно, душевный настрой является не менее существенным условием получения хорошего урожая, как и соблюдение правил посадки.

https://www.5.ua/ru/ukrayna/stalo-yzvestno-kakaia-samaia-produktyvnaia-selskokhoziaistvennaia-kultura-v-ukrayne-236300.html и https://ticketstour.ru/mesta/gorod-sankt-peterburg/petropavlovskaya-krepost
https://www.5.ua/ru/ukrayna/stalo-yzvestno-kakaia-samaia-produktyvnaia-selskokhoziaistvennaia-kultura-v-ukrayne-236300.html и https://ticketstour.ru/mesta/gorod-sankt-peterburg/petropavlovskaya-krepost

В целом же «культура» в этом словосочетании обозначает «улучшение». Далее это слово применялось в латинских текстах именно в тех случаях, когда надо было указать на улучшение или усовершенствование чего-либо: языка, поведения или законов. [...]

Слово «культура» в том смысле, который приближается к современному пониманию, впервые употребил знаменитый римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э,).

В «Тускуланских беседах» он использовал словосочетание cultura animae, то есть «культура души», по отношению к философии, которая, по его мнению, способствует совершенствованию души человека. Слово «культура» здесь, однако, выступает в качестве фигуры речи, а слово «возделывание» относится к душе в переносном смысле, хотя и раскрывает нечто специфическое в акте воспитания души (подобно возделыванию земли с целью обеспечения плодородия). [...]

Начальный смысл слова «цивилизация» относится к сфере юриспруденции и означает переход дел из уголовного права в ведение гражданского. «Всеобщий словарь», вышедший во Франции в 1743 году, определяет его следующим образом: «Термин юриспруденции. Это судебный акт, судебное решение, которым уголовный процесс превращается в гражданский. Цивилизация дела осуществляется посредством превращения следствия в дознание или иначе».

Предположительно одно из первых упоминаний понятия «цивилизация» в современном смысле и введение термина в научный оборот принадлежит шотландскому философу Адаму Фергюсону (1723-1816). Его труд, опубликованный в 1766 году, назван «Опыт истории гражданского общества» (в оригинале: «Essay on the history of the civil society»).

Фергюсон обозначал словом «цивилизация» стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием социальных классов, а также городов, письменности и подобных явлений. Он предложил периодизацию мировой истории, включающую три последовательных состояния: дикость — варварство — цивилизация. Эта схема стала общепринятой, в ней выражалась вдохновляющая всех мыслителей эпохи Просвещения вера в прогресс человеческого разума, общества, в возможность его совершенствования".

Никонова С.Б., Сравнительная культурология. Теоретическое введение, СПб, Изд-во СПбГУП, 2017 г., с. 32-35.

Дополнительные возможности:

1) 118 материалов VIKENT.RU по теме — Культурология:http://vikent.ru/enc-list/category/90/

2) ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и КОНТР-ИНСТИНКТИВНОСТЬ

Начать дискуссию