Пассионарный мыслитель Л.Н. Гумилёв

Родился Лев Гумилев 1 октября 1912 года в Санкт-Петербурге. Он был единственным ребенком своих родителей, поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Лев Николаевич занимался различного рода деятельностью: он был и историком-этнологом, и археологом, и писателем, и переводчиком, и т. д. Но запомнился Лев Николаевич в Советском Союзе как автор пассионарной теории этногенеза.

Дома у Гумилёва. Источник: story.ru https://diletant.media/articles/45327223/
Дома у Гумилёва. Источник: story.ru https://diletant.media/articles/45327223/

В 1939 году, находясь в тюрьме, в очередной раз задавался вопросами: зачем Македонский пошёл в Среднюю Азию? К чему все эти отдалённые сатрапии персидской державы? А зачем в Индию? И грабить-то особо нечего, и награбленное не утащить, зато в пути всё войско можно потерять. А зачем другие великие люди предпринимали безумные авантюры, которые явно ничем хорошим не могли кончиться? И однажды его озарило: «Что было нужно там Македонскому? Да ничего!».

Так Гумилёв пришёл к мысли об иррациональной движущей силе истории — жизненной энергии, стремлении к активной деятельности, которая двигала великими людьми: Ганнибалом, Цезарем, Чингисханом, Македонским, Бонапартом, Петром I, Кутузовым и множеством других. Он назвал эту природную силу «пассионарностью», от латинского «passio» — страсть.

Впоследствии эта идея выросла в историософскую систему Гумилёва — пассионарную теорию этногенеза. Но на это ушло очень много лет. Историк жил в самое неудобное для своей профессии время и родился в самой неудобной семье.

«Умру полноценным историком»

Очередной (и последний) срок Лев Николаевич отбывал в Карагандинской, Курганской и Омской областях. Хуже всего он переживал отрыв от академической жизни, но выручали друзья и коллеги. Они присылали рефераты, книги, выписки — чтобы Гумилёв мог работать. Позднее он рассказывал: «Я все свои главные научные мысли продумал в тюрьме. Там хорошо думается». Лагеря со скудной баландой и нехилым трудовым планом подорвали здоровье, Лев Николаевич думал, не выживет. Но в 1955 г. говорил: «Умру полноценным историком». Жалел только, что не успеет написать всех задуманных книг.

Фото из следственного дела, 1949 год https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c1/Гумилёв_подследственный.jpg
Фото из следственного дела, 1949 год https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c1/Гумилёв_подследственный.jpg

Должно быть, ещё несколько лет Гумилёв бы в лагерях действительно не протянул, но повезло. Началась оттепель, и в 1956 году его реабилитировали. Так что все свои книги он написать всё-таки успел. Историк вернулся в Ленинград, снова поселился у матери и устроился в библиотеку Эрмитажа. А в начале 1960-х начал преподавать в университете; тогда же защитил докторскую диссертацию «Древние тюрки 6−8 вв.».

В те годы Гумилёв развивал свою теорию пассионарности. «В 1950-м [я сделал открытие], что пассионарность энергия, и в 1965-м — что это биологическая энергия», — писал историк. Он давал пассионарности много определений. Вначале такое: «Непреоборимое стремление к крайне активной целенаправленной деятельности». Гумилёв считал, что пассионарность народов и отдельных людей проявляется «во властолюбии, гордости, тщеславии, алчности, зависти и т. д.». Так эта подсознательная энергия и творит историю — заставляет людей прикладывать сверхусилия, которых не требует обычная повседневность.

В 1970−1980-е гг. работы Гумилёва старались замалчивать или, по крайней мере, подвергать мощной критике. Теорию его не признавали, и идея пассионарности как инструмент анализа в широкий научный оборот не вошла. Только под конец 1980-х гг. на волне перестройки и гласности Гумилёв стал широко известен, появился на телеэкранах (и оказался блестящим лектором и просветителем), публиковал свои работы, был избран академиком Российской академии естественных наук. Он умер в 1992 году в возрасте 80 лет и, как говорил сам, к тому времени «написал всё, что хотел».

https://fb.ru/misc/i/gallery/81524/2499261.jpg
https://fb.ru/misc/i/gallery/81524/2499261.jpg

Пассионарии — «люди длинной воли»

Л. Н. Гумилев неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев «люди длинной воли». Может быть умный обыватель и довольно глупый «ученый», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это все не исключает и не предполагает друг друга.

Критики указывают на главные слабые места Льва Николаевича Гумилева в пассионарной теории этногенеза в журнале «Скептик». Они высказываются о том, что он не подкрепляет свои идеи фактами, опираясь лишь на «наблюдения этнологов», при этом отказываясь привести пример конкретных эмпирических заключений, сделанных ими.

Сегодня историософия давно уступила место исторической эпистемологии (говоря кратко, философы перестали искать ключевой фактор развития истории и начали нащупывать границы познавательных возможностей историка). Его теория этногенеза по-прежнему интересна, хотя и не имеет большого научного значения. Её критиковали не только апологеты марксизма, и вполне обоснованно, за вольное обращение с историческими фактами, за слишком «громкие» выводы за зыбкой почве, за слабость определения «геобиохимической энергии живого существа» и других важнейших понятий теории. О том, что пассионарность зависит от неких космических лучей, вообще говорить не приходится — это не доказать в принципе, так что этим положением наука оперировать не может.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/281987/1530079.jpg
https://www.syl.ru/misc/i/ai/281987/1530079.jpg

Л. Н. Гумилева сейчас называют одним из предшественников фолк-хистори. Данный термин определяет литературные публицистические работы и идейные теоретические концепции, написанные на историческую тему, которые претендуют на звание «научные», но по сути не являются ими; обычно их пишут непрофессионалы.

Слабости теории Льва Николаевича не делают его плохим историком. Его работы («От Руси до России», «Открытие Хазарии», «Хунну: Срединная Азия в древние времена», «Древняя Русь и Великая степь», «Из истории Евразии»...) с интересом читаются и сегодня — в конце концов, это книги эрудированного человека, страстного археолога и пассионарного мыслителя.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Но прежде чем излагать историю страны или народа, надо увидеть её самому, а смотреть тоже можно по-разному: с птичьего полёта, с вершины холма, из мышиной норы. В каждом случае мы что-то заметим, а что-то упустим, но совместить все три уровня рассмотрения невозможно. Следовательно, приходится выбирать тот, который нам нужен в данный момент. Итак, при историческом анализе лучше всего применять все три метода, так как ни один из них не заслуживает предпочтения, а просто отвечает на разные вопросы»...

Этоти еще 79 материалов VIKENT.RU по теме История

2) Видео: #методология: более 100 #парадигм по И.Л. Викентьеву

3) Воскресным вечером 02 октября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 291:

Источники

Начать дискуссию