Устройство «три в одном» братьев Люмьер

Луи Жан Люмьер родился 5 октября 1864 в городе Безансоне в семье художника, увлекавшегося фотографией. Он окончил техническую школу и работал на фабрике фотопластинок, принадлежавшей его отцу.

Первый кинопостер в истории кинематографии (1895 г.) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2d/Poster_Cinematographe_Lumiere.jpg?uselang=ru
Первый кинопостер в истории кинематографии (1895 г.) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2d/Poster_Cinematographe_Lumiere.jpg?uselang=ru

Антуан Люмьер, известный художник-портретист, ставший фотографом, открыл в Лионе небольшой бизнес по производству фотопластинок. Луи Люмьер начал экспериментировать с оборудованием, которое производил его отец. В 1881 году 17-летний Луи изобрел новый способ проявления пленки «сухой пластиной», и это способствовало развитию бизнеса его отца настолько, что позволил открыть новую фабрику в пригороде Лиона. К 1894 году Lumières выпускали около 15 миллионов пластинок в год.

В том году Антуан Люмьер посетил выставку кинетоскопа Эдисонав Париже. По возвращении в Лион он показал своим сыновьям фрагмент пленки, который он получил от одного из концессионеров Эдисона; он также сказал им, что они должны попытаться разработать более дешевую альтернативу устройству для просмотра фильмов с глазком и его громоздкому аналогу — кинетографу. В то время как кинетоскоп мог показывать кинофильм только одному отдельному зрителю, Антуан убедил Огюста и Луи поработать над способом проецирования фильма на экран, где многие люди могли бы смотреть его одновременно.

Огюст начал первые эксперименты зимой 1894 года, и к началу следующего года братья придумали свое собственное устройство, которое они назвали Cinématographe. Гораздо меньше и легче кинетографа — весил около пяти килограммов (11 фунтов) и приводился в действие рукояткой с ручным приводом. Кинематограф снимал и проецировал фильм со скоростью 16 кадров в секунду, что намного медленнее, чем устройство Эдисона (48 кадров в секунду) и позволяло работать менее шумно с меньшим количеством пленки.

Ключевым нововведением, лежащим в основе кинематографа, стал механизм, с помощью которого пленка пропускалась через камеру. Луи Люмьер разработал этот процесс прерывистого движения, основанный на способе работы швейной машины, тактике, которую Эдисон рассматривал, но отверг в пользу непрерывного движения.

Устройство «три в одном», которое могло записывать, проявлять и проецировать кинофильмы, Cinématographe войдет в историю как первая жизнеспособная кинокамера. Используя его, братья Люмьер снимали кадры уходящих с фабрики рабочих. Они показали получившийся фильм «La Sortie des ouvriers de l’usine Lumière» («Рабочие покидают фабрику Люмьер») на промышленном совещании в Париже в марте 1895 года; он считается самым первым кинофильмом.

Некоторые факты

Появление кинематографа было стремительным и параллельно шло во многих странах, так как идеи фиксации на гибкой пленке движущихся объектов буквально носились в воздухе. Первый шаг в этом направлении сделал наш соотечественник И. В. Болдырев, который изобрел в 1878 году гибкую светочувствительную негорючую пленку. Но патент на неё он получить не смог, как и многим русским изобретателям, ему просто не хватило денег на оплату регистрации изобретения. Поэтому приоритет создания кинопленки получили шедшие по его стопам американцы Г. Гудвин и Д. Истмен.

Появление пленки позволило создавать аппараты для съемки и проекции, которых за несколько лет предложили более десятка: «фоноскоп» и «хронофотограф» Ж. Демени, «тахископ» О. Анщюца и В. А. Дебюка, «оптический театр» Э. Рейно, «кинетоскоп» Эдисона, «паноптиком» У. Латама, «плеограф» К. Прушинского, «синематограф» братьев Люмьер, «биоскоп» М. Складановского и т. д. Определять приоритеты в этих изобретениях сложно, да и нет необходимости, так как для массового показа кино зрителям большинство из них оказались непригодными. Широкую известность получил только синематограф, да короткое время позабавил зрителей биоскоп.

Сюжет с поездом и на самом деле производил на зрителей большое впечатление. Вот как описывал его Максим Горький, увидевший этот фильм на Нижегородской ярмарке в июле, всего через полгода после его первой демонстрации в Париже: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».

...Что-то такое и интересное, и важное, и красивое

...в кадрах Люмьеровнет ничего «исключительного», тем более — «изысканного». Они снимали пожарных, лодочников, кузнецов, прачек, пролетариев — обычный люд городов и пригородов, шумной толпой вываливающийся из фабричных ворот, толкающийся на перронах, заполняющий по выходным общественные пляжи-«лягушатники», — и озабоченный не какими-то высокими, а самими обыденными материями: где покататься на лодке, как пробиться к шатру с циркачами или не опоздать на «беговые состязания в мешках» — успев поглазеть к тому же на тех чудаков, что вздумали запустить в белёсые небеса громадный воздушный шар.

Странно, что до Годара никем, кажется, не отмечалось действительное сходство этих фактур и мотивов — с теми, что сразу стали «своими» для импрессионистов: сравните сами названий работ художников — «Купание на Сене» /(«Лягушатник») — Пьер Огюст Ренуар, Около 1869/, «Завтрак лодочников» (Пьер Огюст Ренуар, 1880), «Пляж в Трувиле» (Эжен Буден, 1871), «В лодке» (Эдуард Моне, 1874), «Вокзал Сен-Лазар» (серия Клода Монэ, 1876-1877) — и лент Люмьеров: Прибытие поезда к вокзалу Ла Сиота, Завтрак ребёнка, Выход в море...

Вот как он описывает люмьеровский ролик в письме брату от 30 мая 1896-го года: «...купанье! Что может быть ничтожнее, ординарнее, прозаичнее?! Голые тела от жары толпой суются в воду — что тут есть интересного, важного, красивого? Так вот нет же. Из всей этой ординарщины тот состраивается что-то такое и интересное, и важное, и красивое, что ничего не расскажешь из виденного» /«В.В.Стасов о кинематографии» (публикация А.Шифмана). — «Искусство кино», 1957, № 3, стр. 128/.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Первые фильмы Люмьеров были исключительно документальными лентами. Они не подразумевали выраженного сюжета, режиссуры, игры актёров. „Выход рабочих с фабрики“ — действительно рабочие лионской фабрики Люмьера выходят на улицу после рабочего дня. Больше ничего на экране не происходит. Но это и есть документ, жизнь без прикрас. И сегодня эта первая в истории кинокартина воспринимается, как удивительно достоверный документ давно ушедшей эпохи. Стоит лишь задуматься — никого из героев этой 50-секундной картины нет в живых. Сменились поколения людей, изменилась сама жизнь. А они — всё идут и идут. И у каждого свои мысли, своё прошлое и своё будущее, которое давно уже стало далёкой историей»...

Этоти еще 26 материалов VIKENT.RU по теме Кинематограф

2) Видео: РАЗВИВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ НОВЫЕ ТЕМЫ / ИДЕИ по И.Л. ВИКЕНТЬЕВУ, Часть I

3) Также, идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 16 октября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Начать дискуссию