Алехин — комбинация хищного зверя и монаха

В 1922 году Алехин подписывает лондонское соглашение, регламентировавшее организацию чемпионских матчей. По его условиям, за претендентом закреплялась обязанность формировать призовой фонд ($10 тыс.) и оплачивать организационные расходы. Тогда таких денег не было ни у кого, но спустя несколько лет все изменилось — Алехин твердо шел к своей цели.

1 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alex._Alekine_LCCN2014717091.jpg#/media/File:Alex._Alekine_LCCN2014717091.jpg
1 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alex._Alekine_LCCN2014717091.jpg#/media/File:Alex._Alekine_LCCN2014717091.jpg

Чтобы собрать нужную сумму, он устраивает рекордные матчи вслепую в Нью-Йорке (26 партий) и Париже (27 партий), играет в сеансе одновременной игры с аэроплана, организует шахматные баталии, где в качестве фигур были актеры. В результате усилия россиянина были вознаграждены и в 1927 году аргентинское правительство нашло средства на организацию матча в Буэнос-Айресе.

Накануне матча, мнение общественности практически однозначно присудило победу Капабланке, которого нередко называли «мыслящей машиной». К тому же Хосе Рауль до этой встречи сумел трижды победить соперника, а он его ни разу. Алехин долго искал противоядие, детально изучая партии соперника. Он сумел выяснить, что великолепная интуиция Капабланки его иногда подводит, так как он пропускает лучшие ходы, требующие долгого раздумья. Всего за два месяца было проведено 34 партии, из которых Алехин победил в шести. Этого хватило, чтобы стать IV чемпионом мира. После победы его пронесли на руках по улицам аргентинской столицы, такой же теплый прием был организован и в Европе. [2]

Некоторые факты биографии

Александр Алехин родился 31 октября 1892 года в Москве в дворянской семье. С ранних лет юный Саша демонстрировал большие способности в шахматах, играть в которые его научила мама в семилетнем возрасте. .

Серьезное увлечение древней игрой пришло в Саше лет в 10, после того как его поразило шахматное творчество посетившего Москву американца Гарри Пильсбери. Впечатлённый увиденным, он вместе со старшим братом начинает играть по переписке. Через три года Алехин завоевал главный приз журнала «Шахматное обозрение», а в 1908 году стал чемпионом Москвы.

2 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/Aliochin_A.A._1909_Karl_Bulla.jpg
2 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/Aliochin_A.A._1909_Karl_Bulla.jpg

Первый серьезный успех пришел в 1909 году на всероссийском турнире памяти Чигорина, где он завоевал 1 место и получил звание маэстро. После переезда в столицу, Александру не было равных на чемпионате Северных стран (1912), а год спустя он делит лавры победителя представительного турнира в Схевенингене. На всероссийском турнире мастеров (1914) побеждают Алехин вместе с Нимцовичем и оба квалифицируются на международный «турнир чемпионов». И здесь талантливый игрок не затерялся, пропустив вперед только Ласкера и Капабланку. Именно тогда, Алехин твердо сказал, что будет готовиться к матчу за шахматную корону против кубинца, хотя чемпионом на тот момент был Ласкер.

Александр Алехин — IV чемпион мира, первый победитель чемпионата страны. За всю карьеру он сыграл 1264 матчевых и турнирных партий. Ему удалось победить в 62 турнирах из 87.

Алехин известен своими глубокими теоретическими проработками позиций. Неслучайно его именем названы ряд комбинаций, среди которых защита Алехина, один из вариантов французской защиты атака Шатара-Алехина и множество продолжений в венской, испанской партиях, сицилианской защите и многих других. Шахматисту принадлежит авторство свыше 20 книг, по большей части — сборники собственных партий с подробным анализом и комментариями. [2]

Шахматы — это не только знания и логика

— Усердие Алехина считалось реальной помощью.

— А также его характер и сильная воля... Конечно, Алехин тоже был одаренным игроком и обладал большим талантом. Однако трудно понять, почему он выиграл у Капабланки. Это просто случилось, и все. Я согласен с Каспаровым, что Капабланка не выдержал напряжения боя. В своем матче против Ласкера Капабланка оказывал давление, в то время как его соперник защищался. Ласкер время от времени «отвечал», но в основном защищался. Алехин сумел справиться с этим давлением и даже пытался сам усилить напряжение. Капабланка, возможно, не смог бы справиться с этим диким стрессом. Он привык легко принимать турниры, делать ничьи и выигрывать некоторые партии благодаря своему таланту, занимая первое или второе место, а затем расслабляясь, потягивая вино | он наслаждался жизнью! ... Но там ему пришлось столкнуться с острой напряженностью. Матч был долгим, игры были серьезными и боевыми. Алехин ставил перед чемпионом мира сложные задачи в каждой партии.

3 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Bundesarchiv_Bild_102-10524%2C_Alexander_Aljechin.jpg
3 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Bundesarchiv_Bild_102-10524%2C_Alexander_Aljechin.jpg

— Алехин действительно был первым шахматистом, который предпринял современный анализ дебюта?

— Алехин определенно был трудоголиком. Он обладал стратегическим талантом и был первым игроком, который сознательно чувствовал динамику. Ласкер начал понимать, что динамика играет важную роль, но она не легла в основу его игр, он просто помнил об этом и иногда использовал. Но Алехин сделал ставку на динамику и по-настоящему открыл для себя эту область шахмат. Он доказал, что динамикой можно воспользоваться, следуя основным позиционным принципам: с первых ходов начинать плести своеобразную сеть, угрожая и атакуя на каждом шагу, не стремясь к долгосрочному преимуществу. [3]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Мы сидели как-то с Ахматовой, и она говорит: „Иосиф, что делать человеку (имелось в виду, конечно, поэту, но мы слово „поэт“ почти не употребляли, потому что Ахматова этого не одобряла, приговаривая: не понимаю я этих больших слов — „поэт“, „бильярд“) — так вот, что делать человеку, ecли он знает себя наизусть, все свои любимые приёмы и так далее. Какой у него выход из этого положения?“ И я с бухты-барахты ответил: „Анна Андреевна, главное — это величие замысла!“ Я тогда, помнится, подумал, что если ты ставишь перед собой большую задачу, то она выводит тебя на новые технические приёмы. И эта мысль Ахматовой очень понравилась. Потому что она, вероятно, думала о себе, когда задавалась этим вот вопросом о творческой инерции»...

2) Видео: КАК ДУМАТЬ / МЫСЛИТЬ: от НУЛЯ ДО ТАЛАНТА и ГЕНИЯ?..

3) Видео: МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ от 300 ЭВРИСТИК по И.Л. Викентьеву

Источники

Начать дискуссию