Влияние Достоевского на культуру Европы

23 апреля 1849 года члены кружка Петрашевского были арестованы. Они провели восемь месяцев в тюрьме, пока 22 декабря заключенных без предупреждения не вывели на Семёновскую площадь. Там был вынесен смертный приговор через расстрел, были произнесены последние обряды, и троих заключенных вывели, чтобы расстрелять первыми. В последний возможный момент оружие было опущено, и прибыл гонец с информацией о том, что царь соизволил пощадить их жизни. Церемония инсценировки казни на самом деле была частью наказания. Один из заключенных окончательно сошел с ума на месте; другой написал «Преступление и наказание».

1 Достоевский Ф.М. 1891 https://www.md.spb.ru/uplds/56/gallery/D2_005.jpg
1 Достоевский Ф.М. 1891 https://www.md.spb.ru/uplds/56/gallery/D2_005.jpg

По нескольким причинам Достоевский провел большую часть 1860-х годов в Западной Европе: он хотел увидеть общество, культурой которого восхищался и которое осуждал за его материализм, он надеялся возобновить роман с несовершеннолетней писательницей Апполинарией Сусловой, он спасался от своих кредиторов в России, и его катастрофически привлекалок азартным играм.

Недобросовестный издатель предложил ему отчаянно необходимый аванс при условии, что он доставит роман к определенному сроку; издатель рассчитывал на неустойку, которая позволила бы ему в течение девяти лет бесплатно публиковать все произведения Достоевского. Когда оставалось меньше месяца, Достоевский нанял стенографистку и продиктовал свой роман «Игрок» (1866; Игрок), основанный на его отношениях с Сусловой и психологии навязчивой азартной игры, который он закончил как раз вовремя. Несколько месяцев спустя (1867) он женился на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Она, наконец, привела в порядок его жизнь и финансы и создала стабильные условия для его работы и новой семьи. У них было четверо детей, двое из которых дожили до взрослого возраста.

В 1876-77 годах Достоевский посвятил всю свою энергию «Дневнику писателя», который он теперь смог воплотить в изначально задуманной форме. Журнал для одного человека, где Достоевский был редактором, издателем и единственным автором, Дневник представлял собой попытку положить начало новому литературному жанру. Ежемесячно, выпуск за выпуском, Дневник создавал сложные тематические резонансы среди разнообразных материалов: коротких рассказов, планов возможных историй, автобиографических эссе, зарисовок, которые, кажется, лежат на границе между художественной литературой и журналистикой, психологического анализа сенсационных преступлений, литературная критика и политические комментарии.

Дневник оказался чрезвычайно популярным и финансово выгодным, но как эстетический эксперимент он оказался менее успешным, вероятно, потому, что Достоевский после нескольких запутанных выпусков, казалось, не смог сохранить свой сложный дизайн. Вместо этого он был вовлечен в выражение своих политических взглядов, которые в течение этих двух лет становились все более экстремальными. В частности, Достоевский пришел к убеждению, что Западная Европа вот-вот рухнет, после чего Россия и Русская православная церковь создадут Царство Божье на земле и таким образом исполнят обещание Книги Откровения.

2 Достоевский Ф.М. 1862 https://www.md.spb.ru/uplds/56/gallery/D2_003.jpg
2 Достоевский Ф.М. 1862 https://www.md.spb.ru/uplds/56/gallery/D2_003.jpg

Имя Достоевского стало синонимом психологической глубины. На протяжении поколений глубина и противоречивость его героев заставляли систематические психологические теории выглядеть мелкими по сравнению с ними. Многие теоретики (в первую очередь Фрейд) пытались назвать Достоевского предшественником. Его чувство зла и любовь к свободе сделали Достоевского особенно актуальным в столетие мировой войны, массовых убийств и тоталитаризма. По крайней мере, два современных литературных жанра, роман о лагере для военнопленных и роман-антиутопия (такие произведения, как «Мы» Евгения Замятина, «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «Тысяча девятьсот восемьдесят четвертый» Джорджа Оруэлла ), основаны на его произведениях.

Его идеи и формальные инновации оказали глубокое влияние на Фридриха Ницше, Андре Жида, Камю, Жан-Поля Сартра, Андре Мальро и Михаила Булгакова, и это лишь некоторые из них. Прежде всего, его произведения продолжают увлекать читателей, сочетая напряженные сюжеты с острыми вопросами о вере, страданиях и смысле жизни. [2]

Некоторые факты биографии

Достоевский родился 11 ноября 1821 года и, в отличие от многих других русских писателей первой половины 19-го века, не в помещичьей семье. Он часто подчеркивал разницу между его собственным происхождением и происхождением Льва Толстого или Ивана Тургенева и влияние этой разницы на его работу. Во-первых, Достоевский всегда нуждался в деньгах, и ему приходилось спешить с публикацией своих произведений. Хотя он жаловался, что написание в сжатые сроки помешало полностью раскрыть свои литературные способности, в равной степени возможно, что его бешеный стиль композиции придавала романам энергию, которая остается частью их привлекательности.

Во-вторых, Достоевский часто отмечал, что, в отличие от писателей из дворянства, которые описывали семейную жизнь своего собственного класса, сформированную «красивыми формами» и устойчивыми традициями, он исследовал жизнь «случайных семей» и «оскорбленных и униженных».

3 Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ) https://www.md.spb.ru/uplds/56/gallery/D2_002.jpg
3 Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ) https://www.md.spb.ru/uplds/56/gallery/D2_002.jpg

Три десятилетия спустя в Дневнике писателя Достоевский вспоминал историю своего «открытия». После завершения «<em>Бедных людей</em>» он подарил экземпляр своему другу Дмитрию Григоровичу, который принес его поэту Николаю Некрасову. Читая рукопись Достоевского вслух, эти два писателя были поражены психологической проницательностью произведения и способностью играть на сердечных струнах. Несмотря на то, что было 4:00 <span></span>утра, они пошли прямо к Достоевскому, чтобы сказать ему, что его первая повесть была шедевром. Позже в тот же день Некрасов привел бедных людей к Белинскому.

Роман примечателен описанием психологических (а не только материальных) последствий бедности. Достоевский преобразовал приемы, которые Николай Гоголь использовал в «Шинели», знаменитой истории о бедном переписчике. В то время как насквозь комический герой Гоголя совершенно лишен самосознания, застенчивый герой Достоевского испытывает муки унижения. В одной известной сцене Девушкин читает рассказ Гоголя и обижается на него. [2]

Достоевский глазами его современников

Современники Достоевского оставили немало воспоминаний о его характере, привычках, внешнем облике от юности и до последних лет жизни. Собранные вместе, эти воспоминания порой поражают своей противоречивостью. Так, А.Е. Ризенкампф вспоминал, что Федор Михайлович «... был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округленным и слегка вздернутым носом». Но А.Я. Панаева, встречавшая Достоевского в те же годы, писала, что он «был худенький, маленький, белокурый». А доктор С.Д. Яновский запомнил его таким: «роста он был ниже среднего, кости имел широкие и в особенности широк был в плечах и в груди...». Трудно объяснить такое расхождение в восприятии одного и того же человека разными людьми. Возможно, на общее впечатление от физического облика Достоевского оказывала влияние его «несветскость», некоторая нервозность, застенчивость, особенно в молодые годы.

По многим воспоминаниям можно увидеть, что первое впечатление при встрече с Достоевским порой почти разочаровывало: внешность неброская, не аристократичная, в лице было что-то болезненное — эта особенность отмечена почти всеми мемуаристами.

4 Достоевский в 1879 году https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Dostoevsky_1879.jpg
4 Достоевский в 1879 году https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Dostoevsky_1879.jpg

Однако как в молодости, так и в зрелые годы Достоевского эти первые впечатления от внешнего облика писателя вытеснялись у его собеседников, когда они от чисто внешнего знакомства переходили к более глубокому общению. Тогда открывалась внутренняя значительность, уникальность личности Достоевского и в новом свете воспринимался и внешний облик писателя. [3]

Воспитанник инженерного училища К.Д. Хлебников вспоминал: «Помню, как Ф.М. Достоевский и Бережецкий увлекались совместным чтением, если не ошибаюсь, Шиллера. Бывало, читают, читают и вдруг заспорят, и затем скоро, очень скоро пойдут чрез все наши камеры или спальни, один впереди, как бы убегая, чтобы не слышать возражений другого, что делал обыкновенно Бережецкий, а его преследовал Достоевский, желая досказать ему свои мысли».

В романтической дружбе с Бережецким впервые проявилась способность Достоевского к творческому перевоплощению — один из важнейших признаков настоящего художественного таланта. [4]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Передо мной совершалась въявь отчаянная, лихорадочная борьба судорожно напряжённой воли и внутреннего бессилия. Несчастный целые семь лет до того удовлетворялся одними мечтами о будущей славе своей, что даже не заметил, как потерял самое первоначальное в нашем искусстве, как утратил даже самый первоначальный механизм дела. А между тем в его беспорядочном воображении поминутно создавались самые колоссальные планы для будущего. Мало того, что он хотел быть первоклассным гением, одним из первых скрипачей в мире; мало того, что уже почитал себя таким гением, — он, сверх того, думал ещё сделаться композитором, не зная ничего о контрапункте».

Этот и еще 103 материала VIKENT.RU по теме Деградация творческих людей

2) Видео: О князе Мышкине в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»...

3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...

Источники

11
Начать дискуссию