Интеллектуал и невротик Вуди Аллен

Томас Гоббс заявил, что весь смех зависит от внезапного презрения, этой вспышки превосходства, когда другой парень поскользнулся на банановой кожуре, а мы нет. Когда мы улыбаемся, мы показываем зубы. По этой причине он предостерегал от самоуничижительной шутки, в конце концов, кто хочет навлечь на себя презрение? Кажется, никто не сказал Вуди Аллену. Наряду с Альфредом Хичкоком Аллен, должно быть, самый узнаваемый режиссер в истории кино.

1 https://sun9-west.userapi.com/sun9-38/s/v1/if1/wQ_fzBFNoqIcJvL9dQSef_mTkcGlsJNAB0TTJTYG9M28ltXpOhtKrQvWj_AtNfKsaHm0k1MM.jpg?size=660×413&quality=96&type=album
1 https://sun9-west.userapi.com/sun9-38/s/v1/if1/wQ_fzBFNoqIcJvL9dQSef_mTkcGlsJNAB0TTJTYG9M28ltXpOhtKrQvWj_AtNfKsaHm0k1MM.jpg?size=660×413&quality=96&type=album

Нет ничего более интимного или более непосредственного, чем шутка. Аллен слишком хорошо это знает, и в «Энни Холл» он драматизировал это, показывая, как шутки вызывают симпатию у другого человека; они требуют отклика — вы либо получаете их, либо пропускаете. Это происходит в тот момент, когда Элви Сингер (играет Аллен) пытается повторить с другой женщиной смех, который он разделил с Энни Холл (Дайан Китон) над их попытками поймать и приготовить еще живого лобстера. Мы, зрители, вольны смеяться вместе или нет; если мы этого не сделаем, то на карту поставлено, возможно, не только наше сочувствие фильму или его режиссеру. Кристофер Лэш утверждал, что Аллен использовал юмор для защиты от серьезного.

«В комедии все изгибается, но не ломается». Тем не менее, в нескольких лучших «комедиях» Аллена ломка — это именно то, что делают их притягательными. В комедиях Аллена упорядоченная жизнь всегда условна. Крах приходит с интрижкой, путаницей. Если порядок восстановлен, то это тоже временное решение. В таких произведениях, как «Преступления и проступки» и «Мужья и жены», в «Устрице» есть экзистенциальная выдержка, скрытое течение настоящего отчаяния. Такие фильмы говорят нам, что жизнь довольно ужасна, и мы можем только надеяться пройти через это наилучшим образом. Мораль ценится, но ее эффективность ставится под сомнение.

И все же шутки Аллена не всегда верят в это тревожное видение. Несмотря на то, что он угрюм, он не может быть постоянно мрачным. Он пытался быть философом, но жизнерадостность продолжала прорываться; он пытался быть клоуном, но философия заставляла его сомневаться. Мелинда и Мелинда (2004) продемонстрировали его проблему: одна и та же история рассказывается дважды, один раз трагически, а другой раз комично. Очевидно, не веря в комическую природу жизни, Аллен, тем не менее, сделал свою самую ценную работу в комедии. В своих лучших проявлениях он предлагает противоположное видение искусства, как исцеляющей иллюзии, шага в фантастический мир, который предлагает противоядие от отчаяния. Он заслужил некоторую долю своей репутации за тоску, но есть так много фильмов, которые прославляют глупость. [1]

Некоторые факты биографии

Создатель жанра «интеллектуальной комедии», Вуди Аллен, в Голливуде считается одним из самых плодовитых режиссёров — за 53 года своей карьеры он срежиссировал 52 фильма. Такой продуктивностью может похвастаться не всякий автор, к тому же и качество фильмов маэстро всегда было на уровне.

2 https://sun9-west.userapi.com/sun9-8/s/v1/if1/6hdQc10YWUl2TNRdeXj9UiAxiIxZy6vKxPCzOhmv7SaWUBwVjZC0C-krBGGaHyhnXPoN0YTl.jpg?size=600×869&quality=96&type=album
2 https://sun9-west.userapi.com/sun9-8/s/v1/if1/6hdQc10YWUl2TNRdeXj9UiAxiIxZy6vKxPCzOhmv7SaWUBwVjZC0C-krBGGaHyhnXPoN0YTl.jpg?size=600×869&quality=96&type=album

Образ «комика с грустной душой» появился не просто так — зачастую герои картин Аллена, сыгранные им самим или же другими актёрами, являются изображением самого автора. Вуди родился в Нью-Йорке 1 декабря 1935 года, в городе, очень важном для него, в еврейской семье. Хотя в школьные годы он и был окружён товарищами, в дальнейшем он говорил так о своём детстве: «Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий».

Аллен начал свою карьеру комика ещё в средней школе — он писал шутки для газетных колонок, а уже в 16 лет его устроили в популярное вечернее шоу как писателя-юмориста. После неудачи с поступлением в университет Вуди пишет сценарии для различных шоу, а в 1961 году дебютирует как стендап-комик.

К 1965 году образ интеллектуала и невротика Аллена стал значительно популярнее и известнее, благодаря чему его дебют в кино не прошёл мимо людей. Дебютировав как актёр и сценарист в картине «Что нового, киска?», Аллен уже был готов режиссировать собственную картину. Как следствие, в следующем году вышла картина «Что случилось, тигровая лилия?», бывшая комедийной переозвучкой японской картины. Полноценным же дебютом Аллена как режиссёра стала лента «Хватай деньги и беги» 1969 года.

После этой картины до 1977 года Аллен снимает в основном комедии, насыщенные абсурдным, иногда пошлым или «чёрным» юмором Период конца семидесятых считается лучшим в творчестве Аллена — он снимает «Нью-Йоркскую трилогию», в которую входят «Энни Холл», «Интерьеры» и «Манхэттен». Эти картины, в которых стало больше философии, больше романтики, считаются классикой кинематографа. За «Энни Холл» Аллен был впервые номинирован на «Оскар», более того — его картина победила в 4 номинациях из 5, в том числе как «Лучший фильм».

Но для самого Аллена это не было большим достижением — он посетил церемонию «Оскар» лишь однажды, в 2002 году, в память о жертвах трагедии 11 сентября. Все же выигранные статуэтки он отдавал своим родителям. Так он говорит о признании: «Если людям фильм понравится, это будет восхитительно. Если критикам понравится — восхитительно! Если нет, меня это не расстроит. В любом случае моя жизнь от этого не меняется». Каким бы разным ни было его творчество, всегда можно почувствовать уникальный стиль Вуди Аллена — стиль, ни на что не похожий.

«По-моему, в современном кино нет режиссеров, работающих под моим влиянием. Повсюду я вижу молодежь, на которую повлиял Фрэнсис Форд Коппола, очень сильно — Скорсезе и Оливер Стоун. Но я? Нет, таких я что-то не знаю». [2]

3 https://sun9-west.userapi.com/sun9-52/s/v1/if1/jmxsK1TMTCz7X0kxEn-Wfjwp13wAFIcw1_GsBgIyIEXt_-V7Fmp0Q5tkvOpSmlc-i5VVWLkO.jpg?size=750×563&quality=96&type=album
3 https://sun9-west.userapi.com/sun9-52/s/v1/if1/jmxsK1TMTCz7X0kxEn-Wfjwp13wAFIcw1_GsBgIyIEXt_-V7Fmp0Q5tkvOpSmlc-i5VVWLkO.jpg?size=750×563&quality=96&type=album

Кино как отвлечение от неопределенности жизни

Хотя зрители могут увидеть параллели между отношениями персонажа с молодой женщиной и собственным браком Аллена с Сун-И Превин, Аллен говорит Терри Гроссу, что фильм является чисто вымышленным.

«Люди всегда ищут подсказки [обо мне] в моих фильмах, независимо от того, сколько раз я говорил им на протяжении многих лет, что я все это выдумываю», — говорит он.

Аллена часто считают мышиным интеллектуалом, который прячется за очками в черной оправе, но он говорит, что эта личность не является точным изображением того, кто он есть на самом деле. Он играл в мяч, выиграл медали по легкой атлетике и вылетел из колледжа по специальности «производство кинофильмов».

«Я тот парень, которого вы видите в футболке с пивом, смотрящим бейсбольный матч ночью дома у телевизора», — говорит Аллен. «Я никогда не был одиночкой или неудачником — меня всегда первым брали в команду».

Для Аллена кинопроизводство — это искусство, которое, по его словам, «отвлекает меня от неопределенности жизни, неизбежности старения, смерти и смерти близких; массовых убийств и голода, от холокоста — не только рукотворной бойни, но и экзистенциального положения, в котором ты находишься» [3].

Интересно? Еще можно почитать

1) «В ряде профессий, как известно, взрослый и даже пожилой специалист на долгие годы с гордостью сохраняет звание ученика такого-то мастера, и мы не только помним то, чьими учениками были Рафаэль, Микельанджело, Репин, Качалов, Щукин, но и знаем наизусть лучших учеников Павлова, Жуковского, Тимирязева.

Удивительно, что в драматургической профессии совершенно отсутствует личное ученичество у мастера. Среди драматургов мы не знаем учеников Тренёва, Ромашова, Катаева, Леонова, Шкваркина или Погодина, на скольких бы семинарах ни выступали основоположники нашей драматургии. Удивительно и то, что молодой человек, желающий стать драматургом (и ещё в том случае, если ему повезёт), получает полезные советы, узнаёт законы и тайны своего искусства обычно от людей, которые сами не написали ни одной пьесы!»...

Этот и еще 121 материал VIKENT.RU по теме Театр, кино и ТВ

2) Видео: УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

3) Опубликована онлайн-лекция VIKENT.RU № 299 с говорящим названием: СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГЛУПЫЯ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) ЛИЧНОСТЕЙ

Продолжение — про умные завещания — 11 декабря 2022 (Воскресенье) в 19:59 (мск), свободная регистрация:

Источники

11
Начать дискуссию