Первая научная история искусств Винкельмана

Каждая новая концепция Античности, открывая лишь некоторые грани феномена, как правило, отражала устремления своей эпохи. В результате Античность обрела несколько судеб, и каждое обращение к ней, каждое ее возрождение служило вехой, обозначающей начало нового этапа в культурной истории человечества. Таким образом, современный исследователь сталкивается с феноменом неравнозначности терминов «античное» и «Античность» по отношению к самим себе и в применении к разным эпохам и разным направлениям мысли. В связи с обозначенной выше проблемой, именно версия Античности И.И. Винкельмана и ее рецепция великими современниками Винкельмана требует особого внимания.

1 Ангелика Кауфман. Портрет И. И. Винкельмана. 1764. Холст, масло. Кунстхаус, Цюрих
1 Ангелика Кауфман. Портрет И. И. Винкельмана. 1764. Холст, масло. Кунстхаус, Цюрих

Одним из последствий римских побед в Западной Европе стало привилегированное положение латыни, которое во многом обусловило исторический казус: вплоть до конца XVIII века Античность постигается, по словам А.В. Михайлова, «в исторически обратном порядке»: Рим современный — Рим древний — Греция. При этом, благодаря единству риторической традиции, греческое и римское в культурном отношении не различаются.

Событием, наметившим разрыв в восприятии «единой риторической традиции», стал выход в свет в 1764г. «Истории искусства древности» И.И. Винкельмана, который приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства».

Искусство императорского Рима — идеал эпохи Возрождения и классицистов XVII века — уступило место «простоте и величию» искусства демократических Афин. Впервые Греция была противопоставлена Риму. [...] Теория Винкельмана скорее описательна, чем аналитична и доказательна. Тем не менее Гете назвал Винкельмана Колумбом, а Шеллинг конкретизировал: "Своим учением он заложил основу той всеобщей системе познания и науке о древности, которую стали разрабатывать позже. Ему первому принадлежит мысль рассматривать произведение искусства по законам вечных творений природы«.[...]

В большинстве работ, посвященных Античности Винкельмана, прослеживается тезис об особом восхищенном любовании ею, характеризующем современников Винкельмана. Античность предстает как самодостаточный эстетический объект, несмотря на то, что ее «фундамент» состоит из множества исторических недоразумений. Вместе с тем, данный вопрос до сих пор вызывает научную полемику. Так, Ф. Ридель, не отрицая величия заложенной Винкельманом и завершенной Гердером, Гете и Шиллером немецкой классической картины Греции, выделяет ее иллюзорный характер и считает ее свидетельством «идеологической экзальтации» [106, 190] немецкого бюргерства, от которой, по его мнению, был свободен Лессинг. Таким образом, ученый на первый план выдвигает не преимущество цельного представления об Античности, восходящего к работам Винкельмана, а моменты эстетических размышлений, в той или иной степени искажающие действительный облик античного мира. [2]

Некоторые факты биографии

Иоганн-Иоахим Винкельман — знаменитый основатель археологии классического искусства, родился в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских гимназий и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью. После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах.

2 А. фон Марон. Портрет И. И. Винкельмана (с гравюрой изображающей Антиноя). 1767. Холст, масло. Веймарский замок https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/Johann_Joachim_Winckelmann_%28Anton_von_Maron_1768%29.jpg?uselang=ru
2 А. фон Марон. Портрет И. И. Винкельмана (с гравюрой изображающей Антиноя). 1767. Холст, масло. Веймарский замок https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/Johann_Joachim_Winckelmann_%28Anton_von_Maron_1768%29.jpg?uselang=ru

В 1743 г. принял должность конректора в зеегаузском училище, но по прошествии пяти лет отказался от нее и поступил в библиотекари к гр. Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение от стиля рококо, господствовавшего в тогдашней немецкой архитектуре и пластике. Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество.

После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг, на следующий год очутился в вечном городе, где сблизился с живописцем Раф. Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.[...] Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. [3]

Посмертная слава

Период наибольшей посмертной славы Винкельмана совпадает с тремя десятилетиями подготовки и развития революционных событий конца XVIII и начала XIX столетия. К 1778 году относится «Памятник Иоганну Винкельману» Гердера. Фридрих Шлегель в юношеских работах 1793-1794 годов и следующих лет черпает свою идеальную политику из «Истории искусства древности». Можно также сказать, что «Боги Греции» Шиллера находятся в слишком очевидной связи с пластическими образцами Винкельмана. В том же духе пишет Вильгельм Гумбольдт свои «Рассуждения об изучении древних». Наконец, Гёльдерлин и Гегель, друзья по семинарии в Тюбингене, развивают до высших пределов культ античной демократии, постоянно возвращаясь к идеалу благородной простоты и спокойного величия.

3 Портрет работы Менгса (не ранее 1755 года) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d5/Johann_Joachim_Winckelmann_%28Raphael_Mengs_after_1755%29.jpg?uselang=ru
3 Портрет работы Менгса (не ранее 1755 года) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d5/Johann_Joachim_Winckelmann_%28Raphael_Mengs_after_1755%29.jpg?uselang=ru

«Человек,- писал Гёте в его знаменитой характеристике Винкельмана (1805),- способен на многое, целесообразно применяя свои отдельные силы; он способен на необычайное посредством сочетания различных способностей; но единственное и совершенно неожиданное совершает он лишь в тех случаях, когда все его свойства соединяются в нем равномерно. Последнее было счастливым жребием древних, особенно греков в их лучшее время; оба первые случая предуказаны судьбою нам, людям нового времени». В отличие от них человеческий образ Винкельмана несет в себе, по словам Гёте, некоторые античные черты. Этот языческий дух светится из всех его произведений и поступков.

Гегель, обязанный Винкельману многим не только в области истории греческого искусства, вполне разделял эту оценку. Правда, он соглашается с Румором в его критике погони за идеалистической формой изображения, вышедшей из «идеальной формы» Винкельмана.

Но Гегель приходит к выводу, что последний не был понят своими современниками и что истинные его идеи получили развитие лишь впоследствии. Говоря о политической свободе как общественной основе расцвета греческого искусства, Гегель всецело примыкает к «Истории искусства древности», а в своем анализе отношения между идеалом и природой он при всех возражениях против абстрактной идеализации становится, в конце концов, на сторону Винкельмана против Румора. [4]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Чтобы определить научное значение труда Винкельмана для истории искусства, нужно понять простую и впечатляющую истину: это по существу первая научная история искусств вообще. До Винкельмана книги по истории искусств представляли собой подборы афоризмов и цитат или сводки сведений о любопытных редкостях и шедеврах или, в лучшем случае, хронологические перечни данных о художниках и их произведениях.

Его фигура высится над культурой и искусством XVIII века подобно маяку. В искусстве его влияние в те времена было огромно. Его книга стала учебником для художественной молодёжи всех стран, академии художеств перестраивались в его духе, его эстетические принципы видят в творчестве Давида, а особенно — Кановы и Торвальдсена»...

Этот и еще 197 материалов VIKENT.RU по теме Искусство- и литературоведение

2) Видео: ГЕНИИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

3) Опубликована онлайн-лекция VIKENT.RU № 299 с говорящим названием: СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГЛУПЫЯ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) ЛИЧНОСТЕЙ

Продолжение — про умные завещания — 11 декабря 2022 (Воскресенье) в 19:59 (мск),

свободная регистрация: https://vikent.ru/w0/

Источники

Начать дискуссию