Причудливые пьесы Карло Гоцци

Карло Гоцци — итальянский драматург, вошедший в историю театра как создатель жанра фьябы — театральной сказки, использующей фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте. Литературные вкусы Гоцци были консервативны и резко расходились с литературно-эстетическими установками наступившей эпохи Просвещения. Он любил старинную итальянскую поэзию, обожал народную сказку и комедию масок. Своими сочинениями он боролся с реформатором Гольдони. Гоцци упрекал его в дурновкусии, ложном пафосе и напыщенности, вульгарном натурализме и игнорировании народных традиций.

1 Illustrazioni da Le fiabe ди Карло Гоцци, том I, Болонья, Никола Дзаничелли, 1884 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Gozzi_-_Le_fiabe._1%2C_1884_%28page_12_crop%29.jpg
1 Illustrazioni da Le fiabe ди Карло Гоцци, том I, Болонья, Никола Дзаничелли, 1884 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Gozzi_-_Le_fiabe._1%2C_1884_%28page_12_crop%29.jpg

Литературная полемика Гоцци с Гольдони продолжалась несколько лет (1756–1761 г.г.) и в результате привела Карло Гоцци к решению сразиться с соперником на его же поле. Павел Муратов в книге «Образы Италии» описывает, как это произошло:

«Однажды в книжной лавке Беттинелли, расположенной в темном закоулке за Toppe дель Оролоджио, встретились несколько литераторов. В их числе был сам Гольдони. Опьяненный своим успехом, он долго рассказывал о значении сделанного им переворота в итальянском театре, он осыпал насмешками и бранью старую комедию масок. Тогда один из присутствующих, высокий и худой человек, молчаливо сидевший до тех пор на связке книг, поднялся и воскликнул: „Клянусь, что с помощью масок нашей старой комедии я соберу больше зрителей на „Любовь трех апельсинов“, чем вы на разные ваши Памелы и Ирканы“. Все рассмеялись этой шутке графа Гоцци: „Любовь трех апельсинов“ была народной сказкой, которую рассказывали тогда няньки маленьким детям. Но Карло Гоцци не думал шутить, и Венеция скоро убедилась в этом».

25 января 1761 года в дни зимнего карнавала труппа актёров комедии, возглавляемая знаменитым комиком Антонио Сакки, представила венецианской публике первую пьесу Карла Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Волшебство, буффонада масок, шутки, пародии, зрелищные эффекты этого сказочного спектакля привели зрителей в восторг. Замысел Гоцци объединить сказку и комедию масок в единый жанр полностью удался.

Этот жанр, в основе которого лежит сказочный материал, в котором причудливо смешиваются комическое и трагическое, получил название фьяба (fiabe teatrali). Воодушевленный успехом Гоцци в течение пяти лет пишет ещё девять театральных сказок — «Ворон», «Король-олень», «Турандот», «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеленая птичка», «Дзеим, король духов» — которые также пользуются непременным успехом, обеспечивая полные сборы. Это был полный триумф. Уязвленный Гольдони навсегда оставил Венецию, перебравшись в Париж.

Поле сражения осталось за Гоцци [2].

Некоторые факты биографии

Карло Гоцци всем существом, всеми корнями своего творчества был связан с Венецией. Он родился в патрицианской семье 13 декабря 1720 года. Отец его был типичным ариетократом-эпикурейцем. Мать строго придерживалась традиций и больше увлекалась светскими развлечениями, нежели воспитанием своих детей.

2 https://7info.ru/wp-content/uploads/2020/02/jnoutsaneec-min.jpg
2 https://7info.ru/wp-content/uploads/2020/02/jnoutsaneec-min.jpg

В детские и юношеские годы Карло Гоцци под влиянием старшего брата, журналиста Гаспаро, полюбил литературу. После окончания школы Карло Гоцци несколько лет провел на военной службе, побывал в Далмации и в 1744 году снова возвратился в Венецию.

В доме Гоцци всегда собиралось много портов и драматургов. Часто гости вели горячие дискуссии о литературе, театре и философии. В то время театральная жизнь Италии была насыщенной и бурной. Драматург Пьетро Кьяри писал сентиментально-романтические пьесы. Они имели шумный, но кратковременный успех. Карло Гольдони создавал реалистические комедии и завоевывал все новых и новых почитателей.

В 1747 году Даниель Фарсетти основал Академию Гранеллесков. Слово «гранелла» обозначает зерно и чепуху. Поэтому это своеобразное литературное объединение многие называли «Шутовской Академией». Гаспаро и Карло Гоцци были ее активными членами. На собраниях академии придумывались своеобразные обряды, так, голову председательствующего «украшали» венком из листьев капусты. Здесь же участники необычных заседаний писали «Летучие листки», заполненные шутками, эпиграммами и пародиями. Гаспаро и Карло Гоцци очень часто заполняли эти листки своими произведениями.

Члены Академии Гранеллесков — в большинстве своем представители венецианской аристократии — отрицательно относились к деятельности драматургов-просветителей Гольдони и Кьяри. Особенно критически к этим представителям нарождающейся буржуазной культуры был настроен Карло Гоцци. Он анонимно выпустил пародию под названием «Комический театр в трактире Пилигрима в руках академиков Гранеллесков». В ней Гоцци зло осмеивал сюжеты и образы комедий Гольдони. Вскоре Гоцци выступил открыто и издал альманах «Баркас влияний на 1756 високосный год» (1757), сатиру в 12 песнях «Причудница Марфиза» (напечатана в 1772 году) и др.

Пьесы Кьяри Гоцци считал фальшивыми и ходульными, бытовые комедии Гольдони не признавал. Подчеркивая несомненный талант последнего, он обвинял его в том, что его пьесы лишены занимательности, интересной интриги, натуралистичны, в стилистическом и лексическом отношении вульгарны, грубы и изображают шаржированные характеры. Он писал о Гольдони: «Многие его комедии представляют простое нагромождение сцен».

3 http://www.учебный-театр.рф/sites/default/files/DSC_4983.jpg
3 http://www.учебный-театр.рф/sites/default/files/DSC_4983.jpg

Карло Гоцци упрекал Гольдони в том, что последний копировал природу й жизнь, исключал из своих пьес романтико-фантастический элемент и поэтому они все у него сухие и рационалистические. Гоцци считал, что необходимо вернуть в театр поэзию и фантазию на основе возрождения старинной комедии масок — комедии дель арте. Гоцци стремился, чтобы на театральные подмостки снова возвратились полные жизни, блеска, остроумия образы комедии масок [3].

Фьябы Карло Гоцци

Гоцци решил создать пьесы, полные фантастических картин, причудливых образов, острых ситуаций и необычных конфликтов. По его замыслу, все эти казалось бы неправдоподобные сценические элементы в своей сущности должны раскрывать правду действительности, характеров и психологии людей.

Первую свою сказку для театра — фьябу — «Любовь к трем апельсинам» Гоцци поставил 25 января 1761 года силами труппы актеров комедии масок, которой руководил знаменитый Антонио Сакки. Эта фьяба, помимо основного текста, имела много импровизированных сцен.

Первая фьяба Гоцци имела большой успех. Сказочный сюжет, каскад постановочных трюков, необычные превращения, буффонада масок произвели на венецианцев ошеломляющее впечатление.

Гоцци, вдохновленный успехом, в 1761 году написал вторую фьябу «Ворон». В то время в Италии большую популярность завоевал сборник Базиле «Пентамерон, или Сказки о сказках». Гоцци, прочитав его, заинтересовался сказкой о Дженнаро и Милоне. На ее сюжет и был написан «Ворон».

4 «Турандот» Карло Гоцци, постановка русского театрального режиссера Евгения Вахтангова в 1922 году https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Princess_Turandot_-_1922.jpg
4 «Турандот» Карло Гоцци, постановка русского театрального режиссера Евгения Вахтангова в 1922 году https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Princess_Turandot_-_1922.jpg

В фьябе «Принцесса Турандот» исчезли магические элементы^ она насыщена яркими экзотическими картинами и неожиданными сюжетными поворотами. Поэтому уже первая постановка этой сказки вызвала бурю восторга в Венеции и во многих странах мира.

Шиллер высоко ценил «Принцессу Турандот» и перевел ее на немецкий язык. Гофман, несомненно, писал свою «Принцессу Брам-биллу» под влиянием Карло Гоцци. Известны восемь опер, созданных по мотивам «Принцессы Турандот», лучшая из них — опера Пуччини. У нас в стране наиболее тонко сценические особенности Этого произведения уловил режиссер Вахтангов, и поэтому не случайно его постановка получила высокую оценку общественности [3].

Интересно? Еще можно почитать

1) «В коридоре во время действия должна быть тишина. Для этого свет в коридорах должен быть притушен, что невольно заставляет разговаривать тише. Наш хозяин театра купец Щукин, где мы через год начнем играть, пробовал сначала возражать против такого нововведения. «Как бы, знаете ли, публика не обиделась». Но потом сам так вошёл во вкус, что иначе не ходил как на цыпочках.

Надо было бороться и с оскорбительной привычкой публики входить во время действия. Стоит группа в коридоре, разговаривает; дверь в зрительный зал открыта. «Пора входить», — говорит один. «Нет, ещё не начали», — отвечает другой, взглянув через дверь и увидев, что занавес еще не поднят. Он, видите ли, привык входить, когда действие уже началось. Мы придумали притушить свет в коридорах перед началом, это заставит публику спешить на места. До полного запрещения входить во время действия наша мысль тогда ещё не дерзала. Это пришло много позднее, лет через десять.

Этот и еще 121 материал VIKENT.RU по теме Театр, кино и ТВ

2) Опубликована онлайн-лекция VIKENT.RU № 300 с говорящим названием: # СМЫСЛ ЖИЗНИ: ДОСТОЙНЫЕ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) Личностей

3) В воскресенье 18 декабря 2022 года с 10:59 (мск) начнётся 51-я онлайн-конференция «Стратегии творчества».

Причудливые пьесы Карло Гоцци

Данная #конференция проводится мною с 1984 года и является старейшей и наиболее авторитетной на русскоязычном пространстве по тематикам:

  • #методики креатива и #ТРИЗ;
  • стратегии развития Личности;
  • создание креативных команд:

ВАЖНО: Обращаем Ваше внимание, что в форме регистрации — снизу страницы: https://vikent.ru/konf/ — до вечера 15 декабря 2022 года Вы можете задать вопросы (и чем сложнее — тем лучше) по тематике Докладов-51 — они обязательно будут пересланы нашим Докладчикам-51.

Источники

Начать дискуссию