Немирович работает днем. Данченко — ночью

В историю русской журналистики Немирович-Данченко вошёл как один из первых профессиональных военных корреспондентов. В 1876 он в числе русских добровольцев участвовал в борьбе за свободу Сербии. В качестве военного корреспондента Немирович-Данченко участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Он не только выполнял свои прямые обязанности, но и принимал активное участие в сражениях на Шипке, под Плевной и др., за что был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны с мечами. Впоследствии он получил ещё на одну награду.

1 Василий Немирович-Данченко, 1906 год.
1 Василий Немирович-Данченко, 1906 год.

Его труды — как публицистика, так и романы — издавались также в Берлине и Париже. А вот на родине, наоборот, его произведения были изъяты из библиотек, а сам он стал персоной нон грата.

В Праге Василий Иванович возглавил русскую литературную богему, был председателем съезда русских писателей и журналистов в Чехословакии, активным участником многочисленных культурных мероприятий и встреч, много путешествовал и писал, был избран почетным членом общества «Чешско-русское единство» (Česko-ruská jednota). Немирович-Данченко стал одним из представителей пражского литературного олимпа. Однако, даже проживая за рубежом, писатель никогда не забывал о родине и безгранично скучал по ней.

О своей бурной жизни, многочисленных путешествиях, творческих находках Василий Иванович рассказал в своём труде «На кладбищах», написанном в мемуарном жанре.

Литературная деятельность Василия Немировича-Данченко продолжалась без малого 80 лет, и он по праву считается одним из писателей-долгожителей. За весь период творческой деятельности Василия Немировича-Данченко было опубликовано более 60-ти томов его произведений, а его кавказские очерки хвалил Лев Толстой [1].

Некоторые факты биографии

Василий Иванович Немирович-Данчeнко родился 05 января 1845 года в семье потомка казаков, небогатого помещика Черниговской губ. Отец долго служил на Кавказе, принимал участие в воен. действиях, был комендантом Дербента. Мать армянка. В 1854 Немирович-Данчeнко был отдан родителями в Александровский кадетский корпус в М., где увлекся поэзией, начал писать стихи. В 1863 он поступает в Санкт-Петербургский университет. В начале 1870-х жил в ссылке в Архангельске.

В 1871 Немирович-Данчeнко обращается к Некрасову с просьбой о поддержке. В «Отеч. записках» (1871. № 11; 1872. № 2) опубликовал стихотворение под общим заглавием «Песню павших ». Литературное наследие Немирович-Данчeнко огромно — около 250 книг. Салтыков-Щедрин говорил; «Немирович работает днем. Данченко — ночью». Книги о путешествиях писателя, география которых необычайно широка (Русский Север, Урал, Волга, Кавказ, Европа, Америка, Африка). В 1875 Немирович-Данчeнко опубликовал книгу «Воспоминания и рассказы о поездке с богомольцами на Соловки».

2 Титульная страница журнала «Природа и люди» за 22 октября 1915 года со статьёй П. В. Быкова о В. И. Немировиче-Данченко. На фото: Писатель на позициях в Манчжурии в 1904 году.
2 Титульная страница журнала «Природа и люди» за 22 октября 1915 года со статьёй П. В. Быкова о В. И. Немировиче-Данченко. На фото: Писатель на позициях в Манчжурии в 1904 году.

В 1870-е опубликовал очерки о русском Севере " С океана. Очерки Севера «, » За северным полярным кругом «. Впечатления о путешествии по Уралу в 1874 отразились в книге «Кама и Урал» (отд. изд. 1890 и 1904). Немирович-Данчeнко считал, что, несмотря на появление «прекрасных сочинений об Урале г-на Мамина (Сибиряка), его записки, в свое время благосклонно принятые критиками и читателями, не устарели».

Многообразие, неповторимость русской природы переданы в мастерских зарисовках пейзажей. Естественно и органично вводятся в очерки этнографических и исторических сведения. Немирович-Данчeнко внимателен к локальной специфике, местным легендам и преданиям. На страницах очерков — портреты мн. людей, характеры и типы которых сложились в результате сложного взаимодействия социальных, исторических, географических условий и не без влияния главных для данной местности профессий. Труд, его условия, отношения между тружениками и работодателями — в поле пристального внимания Немировича-Данчeнко. В путевых очерках он предстает одаренным художником, наделенным знанием жизни, социальной зоркостью, он русский патриот и гуманист [2].

Образы «незаметных героев»

В 80-90 гг. Немирович-Данчeнко активно сотрудничает в литературной жизни; печатается в журналах «Русская мысль», «Наблюдатель», «Новь», «Северный вестник», «Север», «Нива» и др.; сотрудничает в газете «Русские ведомости» (с 1882 г.); отдельными изданиями выходят романы, сборники очерков и рассказов (в т. ч. и «для детского чтения»), появляется первый сборник стихотворений (1882).

В этот период Немирович-Данчeнко привлекает мир финансового капитала, в котором все служит предметом купли-продажи: честь мужчины, тело женщины, перо журналиста, и выгода,, а не нравственный закон или религиозные установления определяют отношения между людьми. В цикле романов Н.-Д. отразилась банковская лихорадка конца XIX в., когда бурное развитие промышленности и железно-дорожного строительства, требовавшее огромных финансовых вложений, породило множество концессий, частных банков, акционерных обществ и пр.

3 Василий Иванович Немирович-Данчeнко
3 Василий Иванович Немирович-Данчeнко

Среди героев романов Немирович-Данчeнко — запутавшийся в столичной жизни провинциал, подделавший вексель и в попытке уйти от позора убивший ростовщика ("Болотные огни«.— 4-е изд.— Спб., 1903; др. название «Болотный мираж»); студент университета, неожиданно получивший огромное наследство, но оказавшийся не в состоянии им управлять ("Сластеновские миллионы".— Спб., 1893; 4-е изд.— 1901). Читатель посвящается в захватывающие подробности кредитных махинаций: можно открыть необеспеченный активами банк и исчезнуть с деньгами своих вкладчиков ("Бубны козыри!".— Спб., 1894) или же посредством хитрой биржевой спекуляции разорить своего недавнего компаньона и тем самым принудить его дочь к замужеству ("Цари биржы«.— Спб., 1886; 6-е изд.— 1910), скупить подложные векселя с помощью шантажа и т. д.

Сюжеты в романах занимательны, действие развивается динамично; герои переживают быстрые взлеты и падения, убивают и совершают самоубийства, совращают доверчивых девиц и т. д. Развязки эффектны и неожиданны, хотя обычно и малоправдоподобны.

Творчество Немирович-Данчeнко испытало известное влияние натурализма с присущим этому направлению стремлением вместить в литературное произведение как можно больший объем современного материала. Василий Иванович писал решительно обо всем: предметом изображения в его произведениях оказывается монастырский быт («Монах», 1889), мир театра («Кулисы»), жизнь российской глубинки («Волчья сыть») и провинциального города («Городской глава»).

В то же время повести и рассказы Немирович-Данчeнко мало чем выделялись на фоне переполнявшей либеральные журналы бытописательной беллетристики с налетом гуманной сентиментальности. Василий Иванович рисует образы «незаметных героев» (одноименный сборник.— Спб., 1889) — «крохотных людей, идущих бесстрашно и самоотверженно на подвиги спасения гибнущих, облегчения участи страждущих» (Русская мысль.— 1892.— No 11.— С. 448). Эта тема встречала горячее сочувствие либеральной критики; влиятельная «Русская мысль» регулярно помещала отзывы на новые произведения Немирович-Данчeнко., проникнутые, по выражению рецензента, «горячей любовью к ближнему и глубокой верой в неугасимость „искры Божьей“ в душе человека» (Русская мысль.— 1890.— No 1) [3]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Проза Киплинга разнообразнее и иногда она говорит о маленьких людях в самом сочувственном тоне, но эти люди располагают внутри себя идеологией граждан великой империи, даже если им живётся туго, даже если им в этом не находится места. Вот ощущение величия британской империи, которая занимала пятую часть всей земной суши, это всегда присутствует в литературе Киплинга — сына мелкого туземного чиновника из Индии. А вот потом и начинается дегероизация, о котором мы собирались говорить изначально... Потому что, смотрите какая интересная история, как там у Пушкина: «Прошло сто лет — и юный град...» Так вот. Прошло сто лет, и Киплинг считается в английской литературе автором детской книги «Книга джунглей», ну про Маугли, ну и там ещё он писал чего-то, что в общем сейчас уже устарело и мало интересно.

Этот и еще 113 материалов VIKENT.RU по теме Теория элит

2) Видео: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ и КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

3) Начат приём Ваших вопросов на принципиально бесплатную онлайн-консультацию № 301 (#умные могут оценить номер...) на вечер воскресенья 22 января 2023 в 19:59 (мск) по более чем 400-м направлениям творческой деятельности

Задать Ваши вопросы свободно можно на странице портала: https://vikent.ru/w0/ И чем сложнее будут Ваши вопросы — тем лучше: они развивают всех.

Источники

Фото:

11
Начать дискуссию