Яркие образы Гюстава Доре

Восемьдесят тысяч рисунков, иллюстрации к самым значительным произведениям мировой литературы и Библии. Сотни переизданий по всему миру, прижизненное мировое признание и мода на иллюстрации. «Индустриализированный романтик», «визионер», «народный художник», — все это относится к Гюставу Доре.

1 Гюстав Доре. Фотопортрет Гюстава Доре, 1867%20Гюстав%20Доре.%20Фотопортрет%20Гюстава%20Доре%2C%201867.jpg)
1 Гюстав Доре. Фотопортрет Гюстава Доре, 1867%20Гюстав%20Доре.%20Фотопортрет%20Гюстава%20Доре%2C%201867.jpg)

В пятидесятые годы Доре работал над иллюстрациями к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Дешевое издание «Сочинения Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре» расхватали, как горячие пирожки. Художник мгновенно стал знаменит. Это был его триумф. Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Созданные Доре образы не только не мешали восприятию авторского текста, но были сплавлены с литературным материалом настолько, что становились его неотъемлемой частью. Приметой того времени явились названия некоторых природных объектов, скал и уступов, горных кряжей, которые впечатлительные французы называли то зубом, то пальцем, то креслом Гаргантюа и ассоциировали уже не с галльскими мифами и легендами, а с иллюстрациями Доре.

Более значительной и серьезной работой стали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Доре работал над ними с 1855 года. Он изучал фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, много читал и переосмысливал образы, созданные итальянским поэтом. Своему издателю, Луи Ашету, Доре предложил опубликовать первую книгу — «Ад» — с большеформатными иллюстрациями на дорогой тонированной бумаге и продавать не по пятнадцать франков (это самая высокая цена за экземпляр, которая существовала на книги с иллюстрациями Доре), а по сто. Не иначе, как безумием, вслед за которым грядет разорение, посчитал издатель это предложение. Согласился только тогда, когда Доре пообещал выкупить весь тираж сам.

Карандаш художника на этот раз создал не столько иллюстрации, сколько 76 самоценных произведений, законченных самостоятельных картин. Барокко, романтизм, классицизм, фрески, живопись, Италия, Голландия, средневековье, современность. Доре заимствует и переплетает между собой стили и техники, чужие и свои художественные находки и выдает собственный, глубоко прочувствованный образ. У зрителя создается ощущение, будто видения ада поразили самого Доре и заставили его внутренне содрогаться и трепетать.

2 Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме Данте «Божественная комедия», 1857%20Гюстав%20Доре.%20Иллюстрация%20к%20поэме%20Данте%20Божественная%20комедия%2C%201857.jpg)
2 Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме Данте «Божественная комедия», 1857%20Гюстав%20Доре.%20Иллюстрация%20к%20поэме%20Данте%20Божественная%20комедия%2C%201857.jpg)

«Успех! Приходи немедленно! Я осел!», — говорилось в короткой телеграмме, которую Доре получил от Луи Ашета, когда в начале 1861 года тираж поступил в продажу и был полностью раскуплен. Тогда же друг Доре Теофиль Готье в одной из своих статей написал: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью.»

Затем Доре рисует «Рай» и «Чистилище». В общей сложности он работал над «Божественной комедией» семь лет (1861-1869) и явился публике в своих рисунках, как могучий поэт-художник. Не случайно же он часто повторял друзьям: «Нет искусства без поэзии». «Божественная комедия» с иллюстрациями Доре претерпела более двухсот переизданий, в том числе была издана в России [2].

Некоторые факты биографии

Гюстав Доре родился в Страсбурге, Франция, 6 января 1832 года, а умер 140 лет назад 23 января 1883 года. «К четырем годам он иллюстрировал сложные батальные сцены и прекрасно помнил сказки и народные сказки», — пишет Дэвид Кунцле в «Истории комиксов: девятнадцатый век» (Kunzle 109). Рассказы с картинками и иллюстрированные рассказы являются одними из самых ранних доступных примеров юношеских работ Доре, некоторые из которых воспроизведены в биографии Бланш Рузвельт 1885 года и в «Gustave Dore: Das Graphische Werk», довольно подробном сборнике, опубликованном в 1975 году.

3 Гюстав Доре. Иллюстрация к сказке «Красная шапочка», 1855)
3 Гюстав Доре. Иллюстрация к сказке «Красная шапочка», 1855)

В 1840 году, в возрасте восьми лет, Доре нарисовал полный иллюстрированный рассказ для своей соседки, мадам Браун. Браун рассказал об этом событии Рузвельту: «Однажды вечером мы смеялись над ним за то, что он так много рисовал, а на следующий день он принес это мне «в подарок». Рузвельт описывает предмет:

Это был обычный маленький альбом для рисования, из тех, что обычно раздают детям в школе; несколько листов бумаги с позолоченными краями, переплетенных в коричневую тисненую кожаную обложку. На первой странице было написано детским почерком, с детской, но художественной точностью, следующее название: «Блестящие приключения мсье Фуйю», рассказанные; «имя «Фуйю» — чудо искусной каллиграфии. На следующей странице представлена собака М. Фуйю, М. и мадам Браун! (Рузвельт 55-56)

Рузвельт воспроизвела два изображения из неопубликованной рукописи мадам Браун, в которой рассказывается о юмористических злоключениях собаки М. Фуйю, включая его общение с членами семей Доре и Браун (на одном снимке мать Доре учит М. Фуйю польке) [3].

В начальной школе Гюстав быстро стал одним из лучших учеников. Ему легко давались все предметы, но более всего он любил рисовать карикатуры друзей и иллюстрации к прочитанным книгам. Отец подарил мальчику скрипку, чтобы хоть немного отвлечь его от изобразительного искусства, но результат был совершенно иным. Гюстав в кратчайшие сроки научился играть на музыкальном инструменте, но страсть к рисованию никуда не подевалась. Зато на протяжении всей оставшейся жизни Доре часто играл на скрипке, получая от этого занятия удовольствие [4].

4 Гюстав Доре. Карикатура для сатирического журнала, 1845%20Гюстав%20Доре.%20Карикатура%20для%20сатирического%20журнала%2C%201845.jpg)
4 Гюстав Доре. Карикатура для сатирического журнала, 1845%20Гюстав%20Доре.%20Карикатура%20для%20сатирического%20журнала%2C%201845.jpg)

В сентябре 1847 года родители Доре поехали в Париж по делам и взяли с собой 15-летнего Гюстава. Позже Доре описал последствия в своем дневнике:

Мысль о возвращении в провинцию после того, как я однажды увидел Париж, центр света и культуры, привела меня в уныние. Я напряг свой ум, чтобы выяснить, как я мог бы остаться, когда мои родители должны уехать, потому что в то время у меня была только одна идея — посвятить себя карьере изобразительного искусства. Однако эта идея все еще встречала живое сопротивление со стороны моих родителей, которые предназначили меня, как и двух моих братьев, для прохождения научной подготовки в Политехнической школе. Однажды, после нескольких минут созерцания витрины магазина Обера и Филипона, чей офис находился на Бирж-де-ла-Бирж, при входе в отель мне, к счастью, пришло в голову нарисовать несколько карикатур в стиле тех, на которые я смотрел. Воспользовавшись кратковременным отсутствием родителей, я побежал обратно в магазин и подарил свои маленькие рисунки этим известным издателям. M. Филипон любезно и внимательно изучил мои наброски, подробно расспросил меня о моем положении, а затем отправил меня обратно к моим родителям с письмом, в котором приглашал их приехать и поговорить с ним обо мне. Они пошли к нему, и месье Филипон очень настойчиво говорил с ними, приводя в действие все аргументы, которые он мог придумать, чтобы победить их возражения и преодолеть страхи, внушенные им мыслью о том, что я собираюсь заняться карьерой художника. В конце концов он получил их разрешение на мое пребывание в Париже, заверив их, что впредь он будет использовать мои эскизы и платить мне за них (Рузвельт 60-61).

К апрелю 1848 года Филипон и отец Доре заключили трехлетний эксклюзивный контракт на «литографскую работу пером и карандашом» (62). Из-за возраста Доре и его школьных обязанностей от него требовалось предоставлять Филипону минимум один мультфильм в неделю", то есть, если у него не будет времени сделать больше из-за его учебы в колледже или во время каникул, на которых он будетсвобода наслаждаться, или из-за болезни или недуга«. По словам Кунцле, Доре служил еженедельнику PhiliponLe Journal pour Rire «с примерно четырьмя сотнями рисунков в первый год и еще тысячей до 1855 года» (Kunzle 114). Доре поддерживал себя, а позже и свою семью своими карикатурами [3].

Вот Ваша мастерская...

В тридцатые годы Филипон создал сатирический журнал «La caricature», в котором собрал «золотой цвет французской графики», мастеров бытового жанра и карикатуры. Среди прочих туда был принят в 1848 году молодой Доре. Здесь он проработал более четырех лет, занимаясь, согласно договору, исключительно карикатурами, которые он выдавал в виде серий еженедельно. За время работы им было создано для Филипона более 2000 иллюстраций.

5 Гюстав Доре. Картина «Салтимбанки», 1874%20Гюстав%20Доре.%20Картина.%20Салтимбанки%2C%201874.jpg)
5 Гюстав Доре. Картина «Салтимбанки», 1874%20Гюстав%20Доре.%20Картина.%20Салтимбанки%2C%201874.jpg)

Как-то Филипон, рассматривая ранние работы Доре, указал на улицу Биржи, шумевшую за окном издательства, и сказал: «Вот ваша мастерская и ваши модели».

События, которые разворачивались перед глазами впечатлительного шестнадцатилетнего юноши, выходили из-под его пера переосмысленными. Это была едкая и гротескная карикатура. Он не писал с натуры ни революцию 1848 года, ни митингов студентов, ни изгнание Луи-Филиппа. Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память. А зрительная память у него была феноменальная. Доре легко находил художественные решения своим замыслам — из схваченных на улицах ситуаций, жестов и мимики рождал обобщенные, но реалистичные образы, которые отличала беспощадность и остроумие художника. В 1854 году вышел альбом литографий «Парижский зверинец», где Доре представил публике галерею парижских типажей [2].

В 1849 году умер глава семьи, и вдова с тремя сыновьями окончательно поселилась в Париже в отдельном особняке. Гюстав, в отличие от своих братьев, прожил с матерью вплоть до самой ее смерти в 1879 году. Он никогда не был женат и не имел детей, посвятив всю свою жизнь изобразительному искусству.

Хотя у Гюстава Доре не было художественного образования, это не помешало ему сделать блестящую карьеру. В 1869 году он открыл в Лондоне собственную галерею, которая пользовалась огромным успехом у публики. Власти Франции, Италии и Испании наградили мастера высокими государственными наградами — орденами Почетного Легиона, Святых Мориса и Лазаря и Карла III [4].

Интересно? Еще можно почитать

1) «А работа Чехова в качестве земского врача на холере, когда он один, без помощников, должен был обслуживать двадцать пять деревень! А помощь голодающим в неурожайные годы! А работа во время всероссийский статистической переписи! А его многолетняя лечебная практика главным образом среди подмосковных крестьян! По свидетельству его сестры Марии Павловны, которая была у него фельдшерицей, он «принимал у себя в усадьбе ежегодно свыше тысячи больных крестьян совершенно бесплатно, да ещё снабжал каждого из них лекарствами»

Этот и еще 65 материалов VIKENT.RU по теме Работоспособность творческой личности)

2) Видео: НАСТРОЙ на РАБОТУ у ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ?

3) Начат приём Ваших вопросов на принципиально бесплатную онлайн-консультацию № 301 (#умные могут оценить номер...) на вечер воскресенья 22 января 2023 в 19:59 (мск) по более чем 400-м направлениям творческой деятельности

Задать Ваши вопросы свободно можно на странице портала: https://vikent.ru/w0/ И чем сложнее будут Ваши вопросы — тем лучше: они развивают всех.

Источники

Фото:

11
Начать дискуссию