«Открытие» Пьер-Жюлем Этцелем писателя Жюля Верна

В вернианской науке давно известно, как редактор и издатель девятнадцатого века Пьер-Жюль Этцель «открыл» Жюля Верна в 1862 году, сразу же признал его потенциал и опубликовал свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре». Также общеизвестно, как он просил Верна написать другие «научные фантастики» для своего очень успешного семейного журнала Magasin d’éducation et de Récréation, и как на протяжении последующих 24 лет их сотрудничества Этцель лично «руководил» Верном в написании книг.

1 Pierre-Jules Hetzel
1 Pierre-Jules Hetzel

Из его самых ранних и самых знаменитых «Невероятных путешествий» — серии, впервые анонсированной в редакционном предисловии Этцеля к «Путешествиям и приключениям капитана Гаттераса» Верна. И, наконец, верноведы также давно знали, что Этцель был не только издателем, редактором и литературным наставником Верна, но и служил своего рода духовным отцом для молодого протеже: источником отцовской поддержки, профессиональных советов, а иногда — о чем свидетельствует его твердое неприятие рукописи Верна «Париж в XX веке» — редакционной дисциплины.

Но роль Этцеля в формировании прозы Верна становится еще более очевидной, если внимательно изучить переписку между ними. Здесь документальные свидетельства неопровержимы. Этцель сделал гораздо больше, чем просто отредактировал черновые наброски Верна по стилю и идеологии: он действительно участвовал в их написании, и его вклад коренным образом изменил содержание этих работ. Примеров редакционного вмешательства Этцель (часто диктаторского) слишком много, чтобы цитировать их целиком, но несколько выдержек дадут представление о его масштабах [2].

Некоторые факты биографии

Пьер-Жюль Этцель ( в Париже его знали просто как Жюля Этцеля) родился 15 января 1814 года в городе Шартре; наполовину эльзасец, он пришёл в мир столичной литературы с пылкостью революционера и уравновешенностью редактора. Он с детства привык трудиться: к выбору существовать на собственные доходы юного Этцеля подтолкнуло не безденежье, но жажда независимости. Из продавца книг он обратился в оппозиционного журналиста, совместно с товарищами издавая и редактируя сначала «Националь», а после «Иллюстрасьон».

2 Пьер-Жюль Этцель, сфотографированный Надаром, около 1875 года.
2 Пьер-Жюль Этцель, сфотографированный Надаром, около 1875 года.

Пьер-Жюль вступил в республиканскую партию, сошёлся со звёздами парижского небосклона — Бальзаком, Мюссе, Санд, Нодье, Виардо, Жаненом — и к революции 48-ого года подошёл известным, приметным публицистом и писателем. Когда грянул гром, Этцель был в самой гуще событий. В пору безвременья он занимал должность шефа кабинета министров при министерстве иностранных дел, и его начальниками побывали Ламартин, Бастид и Кавеньяк. Когда же к власти пришёл Луи-Наполеон, Этцель почти оставил политику, углубился в работу своего издательства — к огромному счастью его великих сотрудников — и в мгновение государственного переворота едва избежал ареста.

Подобно Виктору Гюго, с которым не прекращалось тесное общение, Этцель провёл изгнание в Брюсселе. Его издательский гений перешёл в подпольный режим: Прудон, Луи Блан, Рошфор и Реклю обязаны Этцелю распространением своих трудов. Едва была объявлена амнистия, благоразумный Этцель возвратился в Париж — писать и издавать, работать дальше, брать новые высоты — и мы прекрасно знаем, сколько он их одолел.

Вот он перед вами — человек, которому робкий белокурый бретонец тридцати четырёх лет однажды принёс рукопись любопытного романа. Их встреча стала поворотной точкой в судьбе обоих, не говоря уже об истории французской литературы. Мы с вами, друзья, имеем счастье читать того Жюля Верна, которого мы знаем и любим, именно благодаря этому моменту. П.-Ж. Этцель и Верн создали тандем принципиальности и продуктивности — П.-Ж. Сталь и Жюль Верн в общем вдохновении преподнесли своим читателям Необыкновенный Мир, который мы прославляем здесь сегодня. В лице Этцеля Верн нашёл своего неизменного издателя и — что важнее — мудрого советчика, надёжного товарища, преданного друга. «Необыкновенные путешествия» без Пьера-Жюля Этцеля представить так же сложно, как без самого Жюля Верна [3].

Баланс сил между Автором и Редактором

Но роль Этцеля в формировании прозы Верна становится еще более очевидной, если внимательно изучить переписку между ними. Здесь документальные свидетельства неопровержимы. Этцель сделал гораздо больше, чем просто отредактировал черновые наброски Верна по стилю и идеологии: он действительно участвовал в их написании, и его вклад коренным образом изменил содержание этих работ.

В первые годы их сотрудничества Верн был чувствителен и благодарен за предложения и критические замечания Этцеля, и он неизменно соответствующим образом модифицировал свои тексты.[...]

3 Жюль Верн в возрасте 25 лет (около 1853 года)
3 Жюль Верн в возрасте 25 лет (около 1853 года)

Очевидно, редакционная динамика со временем изменилась. Предыдущая готовность Верна слепо следовать редакционным предложениям Этцеля («Все ваши наблюдения идеальны») теперь превратилась в готовность рассмотреть, но не обязательно следовать таким советам своего наставника («Делайте свои наблюдения, и я приму во внимание все, что возможно».).

[...] Иными словами, при рассмотрении не только их содержания, но и эпистолярного стиля этих писем становится совершенно очевидным, что «баланс сил» сместился между автором и редактором.

Но, несмотря на все более энергичную защиту Верном своих черновых набросков, представленных в этих письмах, следует признать, что общее влияние Этцеля на «Экстраординарные путешествия» было действительно существенным. В дополнение к доказательствам, предлагаемым их редакционной перепиской, несколько оригинальных рукописей Верна также были недавно обнаружены и опубликованы благодаря усилиям Пьеро Гондоло делла Рива, Оливье Дюма и других. И в результате ученые сейчас только начинают понимать огромную величину влияния Этцеля на Верна и его работы.

С одной стороны, теперь мы можем оценить, до какой степени навязчивое редактирование Этцеля, несомненно, улучшило многие из ранних романов Верна, углубив их характеристики, сжав структуру повествования, обогатив их литературный стиль и добавив множество эпизодов и отсылок, которые служили для расширения кругозора. Со сверхъестественным чувством того, чего желает публика и как лучше всего дать ей это, Этцелю удалось обуздать огромную творческую энергию Верна, дисциплинировать ее и направить на создание этого нового и феноменально популярного жанра.

4 Пьер-Жюль Хетцель.
4 Пьер-Жюль Хетцель.

С другой стороны, «обуздание» творческих инстинктов Верна Этцелем часто включало гораздо больше, чем дружеская редакционная обратная связь — это означало, что художественная литература Верна должна соответствовать консервативным моральным стандартам Magasin и целевой клиентуре. Другими словами, это означало цензуру... Среди многих других примеров это означало замену некоторых рискованных картин в «Наутилусе», таких, как портрет «femme à demi-vêtue» [полуодетой женщины] девственницей работы Леонардо да Винчи, а также экзотической «куртизанки» на портрет скромного библейского персонажа Тициана. Это означало изменение предложений в таких историях, как(1884) от «il jure comme un chrétien, se relève, review» (он ругается, как христианин, снова встает и смотрит) до «il se relève en jurant et расценки» («ругаясь, он снова встает и смотрит»). И, возможно, хуже всего, это означало, что гордый капитан Немо нехарактерно раскаялся и признал свои грехи в конце L’Île mystérieuse, когда Этцель изменил свои слова на смертном одре с «Независимость!» («Свобода!») до «Dieu et Patrie!» («Бог и страна!»).

Однако такие односторонние ретроспективные осуждения кажутся мне одновременно наивными и анахроничными. В конце концов, хорошо это или плохо, но без Этцеля романы Жюля Верна «Необыкновенные путешествия» могли бы никогда не быть написаны. А без «Невероятных путешествий» Верна, издатель девятнадцатого века Пьер-Жюль Этцель сегодня, вероятно, был бы почти забыт. Для обоих то, что началось как восторженный «брак любви», могло закончиться довольно натянутым «браком разума». Но это порой бурное литературное сотрудничество породило поистине историческое наследие, и поколения авторов научной фантастики и читателей стали его счастливыми бенефициарами [2].

Интересно? Еще можно почитать

1) «Г.С. Альтшуллером на основе изучения нескольких тысяч идей, изложенных в фантастике, была предложена «Четырехэтажная схема фантастических идей». «Оказалось, что в развитии любой фантастической темы (космические путешествия, связь с внеземными цивилизациями и т. д.), существуют четыре резко отличающиеся категории идей»...

Этот и еще 38 материалов VIKENT.RU по теме Создание НЕтехнических инноваций

2) Видео: ТВОРЧЕСТВО: 33 ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

3) До ночи 16 января 2023 года (Понедельник) принимаются Ваши вопросы по теории и практике творческой деятельности на онлайн-консультацию VIKENT.RU № 301: https://vikent.ru/w0/

Это бесплатный формат.

Источники

Фото:

1
Начать дискуссию