Наставники и окружение Юрия Башмета

Мать Юрия Башмета (родился 70 лет назад 24 января 1953 года) настояла на том, чтобы сын поступил в музыкальную школу, но случился невиданный парадокс — мальчику сказали, что у него нет слуха! Однако следующая попытка поступления оказалась удачной, и Юрий сразу же стал выделяться среди других учеников. Юрий Башмет с благодарностью вспоминает своего первого педагога — Нину Леонидовну Вишневскую. Его отец всю жизнь хранил у себя школьное сочинение сына о смысле жизни, в котором тот писал, что в будущем представляет себя не кем иным, как музыкантом, причем солистом.

1 В ЦМТ, июль 1998 года, автор фото: Лев Медведев
1 В ЦМТ, июль 1998 года, автор фото: Лев Медведев

Интересен тот факт, что родители, отдавая сына обучаться игре на скрипке, изначально руководствовались соображениями экономии, поскольку купить, например, фортепиано им было просто не по карману, а скрипка с нотами, футляром и смычком обходилась всего в 10 рублей.

Играя на скрипке, маленький Юрий с завистью поглядывал в окно на ребят, гонявших во дворе футбольный мяч. Сам он позже объяснял это так: «Мама, стремясь защитить сына от влияния улицы, заняла меня музыкой». Надо отметить, что мать никогда насильно не принуждала Юрия к занятиям скрипкой. Когда ему было 10 лет, она достала билеты на концерт знаменитого скрипача — американца Иегуди Менухина. После этого концерта Юрий пришел домой окрыленный — в нем родилось желание играть по-настоящему. Этот ключевой эпизод своей творческой судьбы Юрий Абрамович нередко приводит в многочисленных интервью.

Учась в 8-м классе, Юрий впервые сыграл на альте — этот инструмент требовал от музыканта особенных физических данных: длинных пальцев, твердой руки, сильной растяжки. [2].

Началу успеха помог Ленин... К 100-летию Ленина в Киеве проводили республиканский детский музыкальный конкурс, к которому Юрий Башмет тщательно подготовился. Но когда приехал, то выяснилось, что он — единственный альтист, и соревноваться не с кем. Юрия хотели не допускать к конкурсу, но его педагог устроила скандал, что мол ребенок полгода готовился. Короче, Юрию Башмету дали выступить со скрипачами, а всем финалистам — пять скрипачей и ему — вручили подарки [3].

2 Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия»
2 Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия»

Отрывок из интервью отца Юрия Башмета

А.Б. Башмет: Моя жена была очень контактным человеком, именно поэтому в наш дом часто заходили студенты консерватории. Так вот, Юрий с 5—6-летнего возраста находился в музыкальном окружении. Кстати, мы всегда любили музыку, и она у нас дома всегда звучала. Это сейчас благодаря Юре у меня есть музыкальный центр, видео, а тогда были пластинки, которые мы с удовольствием слушали, и Юра с малых лет тянулся к музыке. У моей мамы был очень хороший слух, она даже училась в консерватории. Правда, не закончила. Замечательный слух был и у дедушки по линии жены — он знал наизусть много симфонических произведений. Что же касается Юриной мамы, то у нее был безупречный музыкальный вкус, и сын очень часто вспоминает, как она оценивала его выступления.

— Когда вы поняли, что у младшего сына способности к музыке?

А.Б. Башмет: Он сам выучился играть на гитаре. Мама это увидела и оценила (должен заметить, что и наш старший сын Женя очень хорошо играл на гитаре). Студенты консерватории, бывавшие у нас дома, также заметили тягу Юры к музыке и постоянно подчеркивали: «ребенка нужно учить». Тогда же ему и принесли маленькую скрипочку (она у меня хранится до сих пор). Сын страшно испугался инструмента, даже возненавидел, потому что привлекала его в то время только гитара. Кроме того, тогда Юра влюбился, в полном смысле слова, в группу «Битлз» и стал играть под «битлов». Мама настояла, что надо отдать сына в музыкальную школу, но первая попытка поступления оказалась неудачной — преподаватели утверждали, что у него нет слуха! Но позднее Юра все-таки поступил в музыкальную школу. Сначала — в семилетку. И сразу же стал выделяться среди других детей.

— Он учился по классу скрипки?

А.Б. Башмет: Да. Но когда хотели отдать его по классу скрипки в музыкальную десятилетку имени Соломии Крушельницкой, выяснилось, что в скрипичном классе нет мест. Здесь хочу подчеркнуть один очень важный момент относительно тогдашнего отношения к альту. Если преподаватели видели, что из ученика не получится хорошего скрипача, его переводили учиться на альт. Вот такое отношение было к альту в конце 60-х — начале 70-х годов. Этот инструмент тогда называли «золушкой». Забегая наперед, без хвастовства могу сказать: историческая миссия Юрия в том, что именно он вывел альт на мировую сцену, сделал его сольным, поставил наравне со скрипкой, фортепиано и виолончелью. А в то время мы не знали, что такое альт, колебались, соглашаться ли вообще на это предложение. И тогда один из студентов консерватории, который бывал у нас дома и немного учил Юру играть на гитаре, сказал ему: «Хочешь, чтобы у тебя было время для игры на гитаре, иди на альт, появится больше свободного времени, потому что альт — значительно проще скрипки». Кстати, если раньше альт характеризовали как нечто промежуточное между скрипкой и виолончелью, то Юра еще в середине семидесятых в своих интервью в разных изданиях назвал альт центром, к которому тянутся и скрипка, и виолончель. [...]

3 Гала-концерт открытия Зимнего фестиваля искусств 2017
3 Гала-концерт открытия Зимнего фестиваля искусств 2017

— Вам никогда не было жаль сына? Ведь, согласитесь, такие серьезные занятия музыкой вынуждают отказаться от многих приманок мальчишеской жизни. То есть не считаете ли вы, что таким способом, хотя бы частично, но лишили сына детства?

А.Б. Башмет: Нам, безусловно, было его очень жаль. Но я не считаю, что мы ограничивали сыну радости жизни. Он занимался фехтованием, футболом, плаванием. Когда успевал? У него были чрезвычайные способности: если товарищам по специальности нужно было четыре часа, чтобы выучить какой-то музыкальный материал, он успевал это сделать за полчаса. Что же касается учебы в Московской консерватории, то мы и там не оставляли Юру наедине с проблемами — я при первой же возможности бывал в Москве, потому что удавалось организовывать туда служебные командировки. Кстати, Юру по недоразумению едва не исключили из консерватории после первого курса, и мне таки удалось избежать этого — обошел все высокие кабинеты, даже записывался на прием к тогдашнему министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, правда, так к ней и не попал. Был еще один момент, который мог коренным образом изменить Юрину жизнь, — первая любовь. Его девушка, львовянка, не хотела, чтобы Юра был далеко от нее, то есть Москва не входила в круг ее интересов. Она поехала к Юре в столицу, и сын... завалил сессию. Но вскорости в Юриной жизни появилась его нынешняя жена Наталья (учившаяся с ним на одном курсе в консерватории, и на брак с которой, кстати, Юру благословил Мстислав Ростропович). Юра принял участие и выиграл в престижном международном конкурсе, удачно закончил консерваторию — и все как будто стало на свои места. Вот и имеем то, что нынче имеем [4].

Интересно? Еще можно почитать

1) «Стикс», написанный к концу 1999 года, к концу века, — просто фантастический подарок. Должен чистосердечно признаться, я сразу решил, что сделаю всё возможное, чтобы произведение прозвучало как можно быстрее. До 2000 года. Я хотел поделиться им с московскими любителями музыки, с Большим залом консерватории. И это получилось. Прекрасно был подготовлен хор консерватории под управлением Бориса Тевлина, очень ответственно отнёсся оркестр, встретившись с таким изумительным дирижером, как Джансуг Кахидзе. В общем, всё как-то удачно совпало.

Мне кажется, что на сегодняшний день Гия достиг какой-то опасной черты. Потому что если человек достигает такой гармонии, то ему дальше ничего не остаётся делать, как начинать где-то опять её разрушать, чтобы снова творить и дальше фантазировать«.

Этот и еще 39 материалов VIKENT.RU по теме Независимая цель личности

2) Видео: ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ

3) Видео: ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА для: Новичков, Слушателей онлайн-курса VIKENT.RU и наших Докладчиков

Источники

Фото:

11
Начать дискуссию