Атмосфера и воспитание в Британских Public schools: Ошибки, Часть 1

Частные школы-интернат Public schools для элиты общества известны далеко за пределами Англии. Первые упоминания датируются XIV веком. В них обучались будущие известные государственные деятели, политики, управляющие крупными компаниями и чиновники.

Влияние Британских Public schools на элитное образование, тех самых которые были заточены на престижные университеты и с которых до сих пор берут пример, широко известно. Своя особая культура и опознавательные знаки, формат пансиона, высокие требования к знаниям и много внимания спорту — отголоски этого можно встретить и по сей день в множествах элитных школ.

1 Иллюстрация из книги Тома Брауна "Школьные дни" (6-е издание 1911 года)
1 Иллюстрация из книги Тома Брауна "Школьные дни" (6-е издание 1911 года)

Какая атмосфера была в Английских классических школах, воспитывающих элиту в XVIII-XIX веке? Способствовала ли она творчеству? Рассмотрим с практической стороны опыт Великобритании — каких ошибок стоит избежать при обучении в XXI веке, а какие лучшие практики можно и нужно перенести. Сегодня рассмотрим часть ошибок воспитания в Английских классических школах.

1) Изучение латыни, «мёртвых языков» в большей степени, чем прикладных знаний (XVI — XIX века).

Исторические корни образования сделало важным знания, необходимое для изучения религиозных тем, а духовное наставничество было важнее, чем просто учительская деятельность. Со временем это изменилось — появились учителя из науки, за изучение латыни осталось. Какое-то время это даже служило препятствием для поступление в школы — детям, которые до 11 лет не изучали древние языки, поступить было почти невозможно. С одной стороны, это позволяло читать первоисточники не только религиозной направленности. Но цена таких знаний — часы и годы...

2) Обязательный командный спорт. После реформы Томаса Арнольда в 1827 году каждый ученик выбирал тот вид спорта из списка рекомендованных, который ему ближе и обязан был знать теорию, правила, за также тренироваться и участвовать в командных состязаниях. Основная причина задача — улучшить поведение и направить куда-то энергию во внеурочное время. Это способствовало приучению к работе в команде, умению ставить общее дело на первое место вместо личных интересов. Но со временем произошел перекос в сторону спорта — он стал затмевать важность учебы.

3) Система старшинства среди учеников, управляемая учениками от старших к младшим (дома, префекты, фаги).

«Дом — место где ученик живет с ровесниками, есть общий цвет, флаг, гостиная, сад, площадка, обычно по интересам, старший в доме — воспитатель и один из учеников, они дают бытовые поручения.

Префект — ученик 6 класса, старший, спокойный, успешный, организатор, имеет право давать поручения младшим школьникам и наказывать их.

Фаг — более младшие ученики, обязанные выполнять поручения старшеклассников и общественные поручения (например собирать мячи на футболе)».

Эта система так же помогала решать задачу «чем занять детей», но породила случаи принижения старших учеников. Из воспоминаний Уинстона Черчилля:

«Два или три раза в месяц вся школа загонялась в библиотеку. Двое классных старост вытаскивали одного или нескольких провинившихся в соседнюю комнату и там пороли розгами до крови, а в это время остальные сидели, дрожа и прислушиваясь к их крикам»...

2 Вид на старую Норманнскую лестницу и учеников, Королевская школа Кентербери, 597. Литография Уильяма Харви, 1851 год
2 Вид на старую Норманнскую лестницу и учеников, Королевская школа Кентербери, 597. Литография Уильяма Харви, 1851 год

4) Обозначения принадлежности упрощает опознавание, закрывают потребность в принадлежности к сообществу, но не всегда означают качество и результат. Войти в уже устоявшееся чему-то новому труднее. Чувство принадлежности доводило до фанатизма, когда атрибут (галстук / школьная награда) важнее других вещей.

5) Социальный лифт — поступление в школу, трудоустройство в дальнейшем формируют сообщества не по результатам, а по знакомству.

«По результатам исследования, проведенного британской благотворительной организацией Sutton Trust, 44% профессиональной элиты Великобритании являются выпускниками частных школ.

Исследование включало в себя анализ образовательных бэкграундов 8 000 людей, занимающих ключевые посты в стране, таких как членов парламента и судей, глав финансовых учреждений, крупных компаний и дипломатических представительств. 12% этих людей окончили десятку лучших британских школ, среди которых — Итон, Рэгби, Вестминстер, Чартерхаус, Мальборо и Харроу». https://www.ukstudycentre.com/blog/chastnye-shkoly-velikobritanii-kuzni/

6) Дорогое обучение и небольшое количество бюджетных мест для способных детей. Финансовые возможности родителей не всегда соотносятся с талантом их детей. Приём учеников из приближенного круга, по знакомству, а не по уровню знаний или способностям:

«Записи показывают, что сэр Роберт Черлтон посетил его в 1392 году, а его сын поступил в следующем году. Сын Касси поступил в колледж вскоре после визита отца в 1393 г., как и сын Уолвейна». MLA 9-е издание (Modern Language Assoc.) Turner, David. The Old Boys : The Decline and Rise of the Public School. Yale University Press, 2014.

7) Отрыв от семьи — разрыв привязанности может послужить причиной психологических травм в будущем. Дети находят замену фигуре привязанности в виде Наставника, Воспитателя и т.п., что усиливает их влияние на ученика и уменьшает способность повлиять семьи. Личные вопросы и вопросы воспитания приходится решать школе. При этом насколько безопасно иметь личную привязанность к тем, что осуществляет образовательный процесс вопрос, требующий исследования.

3 Иллюстрация к роману Томаса Хьюза «Школьные годы Тома Брауна» (1856)
3 Иллюстрация к роману Томаса Хьюза «Школьные годы Тома Брауна» (1856)

8) Чрезмерное внимание обучению именно социальным навыкам, манерам, статусности могло быть причиной ощущения собственного превосходства, особого класса по форме (но не по результатам). Как результат — воспитание иррациональной самоуверенности.

9) Сплочение иррациональными методами — полумистические ритуалы, традиции. Вот как описывает это один из выпускников:

«... чёткая идеология и эзотерическая составляющая, превращающая учебное заведение в сакральное место, а выпускников — в орденскую иерархическую структуру. Именно поэтому частные школы активно создавали мифы и внедряли в школьную жизнь целый комплекс символов и тотемов».

10) Запугивание, призыв соответствовать, ограничения, тратящие ресурс — заставляют соответствовать не по принципу стремления к лучшему, а из страха. Из воспоминаний Уинстона Черчилля:

«Как я ненавидел эту школу и в какой тревоге прожил там больше двух лет! Я плохо успевал на уроках, и у меня ничего не получалось в спорте»...

11) Телесные наказания — травмируют также и психически, могут послужить развитию проблем личности.

«В Итоне в каждом колледже имелся эшафот для экзекуций. В разных школах, в зависимости от порядков и тяжести проступка, учеников пороли розгами или били палками учителя, старосты, старшеклассники-спортсмены или директор. Только в 1986 году парламент запретил телесные наказания в школах. Была придумана другая система наказаний. Но англичане ностальгируют по школьной порке. Опрос 2012 года показал, что почти половина родителей школьников мечтают о возвращении телесных наказаний как единственного способа поддерживать дисциплину в ходе учебного процесса»... https://newtonew.com/culture/english-traditions

4 Вид Итонского колледжа с высоты птичьего полета, 1440 год, Дэвида Логгана, опубликованный в его иллюстрированной книге Cantabrigia 1690 года
4 Вид Итонского колледжа с высоты птичьего полета, 1440 год, Дэвида Логгана, опубликованный в его иллюстрированной книге Cantabrigia 1690 года

12) Выделение слабого ученика как цель для насмешек:

«У каждого класса в Итоне был официальный болван, известный как „custos“ — незавидный титул, который давался самому слабому мальчику в классе, которого отбирали для тестирования перед сверстниками, пока он не улучшился и позор не переходил к другому мальчику». MLA 9-е издание (Modern Language Assoc.)Turner, David. The Old Boys : The Decline and Rise of the Public School. Yale University Press, 2014.

Выводы

Многие пункты были оправданы в условиях жизни XVIII-XIX вв, но с тех пор общество сильно изменилось. Попытки прямого переноса не дадут того же эффекта, а скорее станут тормозом в попытке воспитать новые поколения.

О лучших практиках пойдет речь во второй части — 09 февраля 2023 года. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

+ Ваши дополнительные возможности

1) «Большим счастьем для меня было общение с людьми, которые называли себя членами общества, которое было известно ещё как „Апостолы“. Это было небольшое дискуссионное общество, которое принимало одного-двух членов в год, и проводило заседание каждую субботнюю ночь. Оно существовало с 1820 г. и состояло из людей, которые хорошо знали друг друга или даже были друзьями. Главным принципом дискуссий была абсолютная свобода обсуждений, отсутствие всяких табу, ограничений или барьеров».

Этот и еще 53 материала по теме «Подготовка элиты»

2) Видео: ЭТАЛОНЫ РЕАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в Клубе умных девочек

3) Воскресным вечером 12 февраля 2023 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 303:

Источники:

1. MLA 9-е издание (Modern Language Assoc.) Turner, David. The Old Boys : The Decline and Rise of the Public School. Yale University Press, 2014.

2. Воспитательная система британских паблик скулз Винокурова Н.Я. 1984

3. https://www.ukstudycentre.com/blog/chastnye-shkoly-velikobritanii-kuzni/

4. Public schools как колыбель британской элиты https://cyberleninka.ru/article/n/public-schools-kak-kolybel-britanskoy-elity

5. R. Wilkinson, The Prefects. British Leadership and the Public School Tradition (New York, 1964), pp. 87f, 83f; N. C. Macnomara, Origins and Character of the British People (London, 1900), p. 227; С. Е. Eckersley, England and the English. A book for foreign students (London, 1942: Egyptian edition), p. 138.

реклама
разместить
1 комментарий

Чему может научить детей педагог, который развалил семью с двумя детьми?)