Эмоциональные обстоятельства рождения Даниэля Гоулмана

Известный и популярный психолог Даниель Гоулман много лет освещал проблемы мозга и поведенческих наук для New York Times в качестве научного журналиста. По его словам, статьи не позволяли вместить всю информацию, и в 1995 году появилась книга «Эмоциональный интеллект», которая была переведена на 40 языков и стала бестселлером во многих странах мира с общим тиражом более 5 млн экземпляров. Harvard Business Review назвала эмоциональный интеллект, который не учитывает IQ как единственную меру способностей человека, «революционной, разрушающей парадигму идеей».

1 Дэниел Гоулман
1 Дэниел Гоулман

Как же развивается с тех пор «революционная идея»? Какие проблемы современного мира решает. Лучше, чем сам Гоулман в одном из старых интервью и не скажешь. К вопросу о важности устойчивого развития, включая экологическая грамотность, и которые через три года были на уровне ООН трансформированы в набор из 17 взаимосвязанных целей для достижения более устойчивого будущего для всех.

Д. Шобель: Основываясь на ваших исследованиях, какие типы решений вы нашли, которые помогут нам преодолеть наши экологические кризисы?

Д. Гоулман: Воспитание новых поколений имеет решающее значение. Сейчас у них формируются ментальные модели и привычки, которые они сохранят на всю жизнь. Старшие поколения сформировали свои взгляды задолго до того, как у нас появились способы измерения и управления нашими экологическими следами. Теперь, с появлением промышленной экологии, мы можем использовать оценку жизненного цикла, чтобы узнать точное воздействие на окружающую среду всего, что создано человеком, и сравнить это воздействие с конкурирующими продуктами.

Если бы у нас была прозрачность рынка в отношении этих экологических воздействий, мы бы создали рыночную силу, которая поощряла бы инновационные альтернативы на уровне, намного превосходящем тот, который мы имеем сейчас. Еще лучше, мы могли бы начать отслеживать наши отпечатки рук — сумму всех сокращений, которые мы делаем в нашем экологическом следе, и работать над их увеличением. Мы можем делать это как отдельные люди, команды, школы, магазины, компании или правительства. Ваш след — это отрицательный результат. Гораздо больше мотивирует следить за тем, что вы делаете хорошего.

А «решения» остались теми же. Точнее эмоциональные пожелания не изменились. «Если бы были условия, то тогда бы» — это решением назвать сложно при всём желании. Но зато вписаны в модные тренды и есть возможность напомнить о себе.

Но с пожеланием оставить положительный, а не отрицательный след, стоит разобраться на примере биографии самого автора «Эмоционального интеллекта».

2 Дэниел Гоулман, содиректор Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта в организациях, Ратгерский университет, США
2 Дэниел Гоулман, содиректор Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта в организациях, Ратгерский университет, США

Решение Даниеля Гоулмана

В короткой биографии Гоулмана цепляет множество мелких деталей, которые кажутся незначительными... Пока не складываются в общую картину к финалу. Например, он пишет, что «родился в Стоктоне, штат Калифорния 7 марта 1946 года на вершине приливной волны послевоенных бэби-бумеров». Но при этом добавляет деталь — «я был зачат примерно во время дня Победы, окончания Второй мировой войны в Европе, 6 июня 1945 года».

Вот только эта дата года почти на месяц позже капитуляции Третьего рейха и на три месяца раньше окончания Второй мировой войны. При всем желании это «примерно» никак не укладывается в эти два разных дня. Зачем же это писать? Просто эмоционально приятно быть «на вершине волны бэби-бумеров».

Из путаных описаний получения образования и в метаниях между университетами, выделяется еще одна странная деталь:

«...я написал дипломную работу с отличием по психическому здоровью с исторической, антропологической и социальной точек зрения, получив диплом с отличием — чудо, учитывая мою катастрофическую успеваемость на первом курсе».

Тоже мелочь, но вызывает вопросы. Кто учился, тот знает и уровень подготовки при таком подходе, и глубину познаний, которые остаются после «чудесной» сдачи экзаменов. При этом опущены существенные детали — как получил стипендию, почему менял университеты, как удалось стать президентом своей школы. То есть всё то, что помогло бы другим повторить его путь, не сделать ошибок.

Особенный интерес вызывает докторское исследование практик медитации и азиатских религий в Индии. Какую научную проблему удалось решить с помощью медитаций, не считая получения докторской стипендии Гарварда, на которую Гоулман и жил в Индии? Это тоже можно считать результатом, но касающийся его лично. Упоминается только то, что «докторское исследование было посвящено медитации как вмешательству в стрессовое возбуждение». Вмешательству, а не решению?

Стажировка в New York Times в качестве научного журналиста помогла исследователю медитаций многому научиться от Коллег. Да и сами примеры из написанной книги напоминали о том, что источником была зачастую криминальная хроника. Казалось бы, нерешенная проблема — это достойный повод для исследований. В дальнейшем Гоулман обнаруживает, что и «бизнес-сообщество также проявило большой интерес к эмоциональному интеллекту», и что «слишком часто качество данных, на основе которых бизнесмены принимают решения, оставляло желать лучшего». Вот только с решениями не очень получается. На примере И.М. Хакамады хорошо виден этот уровень:

Видео: Эмоциональный интеллект

Поэтому итог жизни выглядит вполне закономерным:

Мы с моей женой Тарой стараемся проводить много свободного времени на ретритах по медитации или вместе путешествуем по местам, которые нам нравятся, которые питают эту сторону нашей жизни. Простые радости жизни — прогулка по пляжу, игра с внуками, хороший разговор с другом — привлекают меня больше, чем профессиональные почести или амбиции.

Как говорится в классике — «хорошая жена, хороший дом — что еще нужно, чтобы встретить старость».

Видео: Белое солнце пустыни (FullHD, приключения, реж. Владимир Мотыль, 1969 г.) тайминг 1:07:27

В книге «Эмоциональный интеллект» есть решение одной задачи — обеспечить безбедное существование самого Дэниэля Гоулмана. И она решена.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Разочарованный дух романтизма выбирал для своего выражения обрывочные, вывихнутые и самопародийные формы, а его единственно возможные истины обретали форму иронии и мрачного парадокса. Некоторые считали, что вся культура психотична в своей дезориентации и что так называемые сумасшедшие на самом деле гораздо ближе к подлинному здравомыслию. Бунт против условной реальности начал принимать новые, всё более крайние формы. Ранние направления в современном искусстве — такие, как реализм и натурализм, — уступили место абсурду и сюрреализму, уничтожению всех привычных оснований и прочных категорий. Стремление к свободе стало неудержимым, в жертву ей приносились любые нормы и сама устойчивость. Вслед за физикой, отказавшейся от обязанности сохранять определенные структуры, искусство ринулось в дебри эпистемологического релятивизма, охватившего агонией весь XX век».

Этот и еще 19 материалов VIKENT.RU по теме Подмена решения эмоциями и разговорами

2) Видео: Смысл жизни: ГЛУПЫЯ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) ЛИЧНОСТЕЙ

3) Видео: ИСТОРИЯ и РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Источники

Фото:

Начать дискуссию