«Вехи» жизни Николая Бердяева

В 1909 году вышел сборник «Вехи», в котором принял участие Бердяев. Это стало ярким явлением в культуре российского общества начала века в ответ на социальные проблемы. К «Вехам» обращаются до сих пор, цитируют, спорят и опровергают. Изначальный тираж был 3 000 экземпляров, но в процессе переиздания он достиг 16 000, что было для начала XX века большим тиражом. За этим последовали сотни откликов в СМИ и еще больше публичных лекций и обсуждений.

1 Николай Александрович Бердяев. 1912 год
1 Николай Александрович Бердяев. 1912 год

Ленин назвал сборник «энциклопедией либерального ренегатства», С. Левицкий — «духовным возбудителем», В. Зеньковский — «замечательным сборником». Авторы сборника — Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон, А. Изгоев, Б. Кистяковский, П. Струве и С. Франк — объединились в своей критике радикальной революционной интеллигенции. Сборник был своего рода и самокритикой, и подводил некоторые итоги первой русской революции и какую роль сыграла в ней русская интеллигенция.

Статья Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда» содержала радикальных реформ интеллигентского сознания. Без любви к истине самой по себе он считал невозможным культурное и философское творчество. Слова Бердяева — «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства» — стали своего рода камертоном сборника. Бердяев своём стиле призывал к синтезу знания и веры, который, по его мнению, сможет удовлетворить потребность русской интеллигенции в синтезе теории и практики, «правды-истины» и «правды-справедливости».

Современный взгляд на ошибки русской интеллигенции рассказал В.С. Мичурин в Докладе на конференции «Стратегии Творчества»

Некоторые факты биографии

Николай Александрович Бердяев родился 18 марта 1874 года в Киеве. Несколько поколений Бердяевых по мужской линии служили военными и родители мечтали увидеть и в Николае продолжение традиции. Его зачислили в пажи с самого детства, а затем учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах. Казарменная жизнь и жесткая дисциплина отразилась на 14-летнем Бердяеве, читавшем книги Канта и Гегеля. Это не способствовало сближению со сверстниками, будучи объектом их насмешек. Предположительно тогда проявился нервный тик, который время от времени заставлял кривиться его лицо.

2 Фотопортрет философа Николая Бердяева в молодости

После кадетского корпуса в 1891 году Бердяев начал готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости, чтобы поступить в университет. Аттестат был получен лишь со второй попытки. Примечательно, что Бердяев при своей начитанности не погодам, не отличался успехами в обучении. В 1894 году он поступил в Киевский университет на естественный факультет, но уже через год перевелся на юридический.

В 1897 году он был арестован за участие в демонстрации, а после второго ареста в 1898 попал в тюрьму на месяц и через два года разбирательств был сослан в Вологодскую губернию на три года. Жизнь в Вологде прошла в столь характерных для русской интеллигенции того периода бесконечных споров. Для Бердяева это были философские искания. Представители ссыльной «демократии» уже тогда «классифицировали» Бердяева как идеалиста В 1901 году в Санкт-Петербурге вышла и первая книга Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском». Предисловие к книге было написано Петром Бернгардовичем Струве.

К концу жизни был семь раз с 1942 по 1948 годы номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но не получил ее.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Поистине, германский дух сделал наиболее изумительные свои открытия в старой германской мистике и дальше развил их в германской философии, отчасти в германском искусстве и вообще в германской культуре. Я думаю, что в первооснове этой духовной культуры лежит постижение бытия, постижение глубочайшего, первичного бытия как иррационального и темного по своей основе (не в смысле злого, потому что тьма эта заложена до самого возникновения различия между добром и злом).

Где-то, в несоизмеримо большей глубине, есть Ungrund, безосновность, к которой неприменимы не только никакие человеческие слова, неприменимы не только категории добра и зла, но неприменимы и категории бытия и небытия.

Это глубже всего, и это и есть первоначальный исток, который составляет, как учит Бёме и вслед за ним Шеллинг, „тёмную природу в Боге“».

Этот и еще 80 материалов VIKENT.RU по теме Мистика и творчество

2) Видео: Проигрышные АНТИстратегии русской интеллигенции (на примере Н.А. Бердяева) Online-лекция № 88

3) Видео: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ / КРЕАТИВНЫХ / ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

Источники

Фото:

Начать дискуссию