Эйфелева башня оказалась выше известности трёхсот своих противников

В 1887 году в Париже началось строительство башни, которая сразу получила свое известное название — Эйфелева. А началось всё 1878 году с идеи организовать к столетнему юбилею Великой французской революции очередную всемирную выставку в Париже в 1889 году. Через шесть лет президент Франции Жюль Грави подписал декрет, а премьер Фрейсин поставил организаторам выставки задачу: «Нужна идея, великая идея, нечто сенсационное, чрезвычайно заманчивое, невидаль». Первый комиссар всемирной выставки Эдуар Локруа включил в программу конкурса на проект выставки сооружение металлической башни на Марсовом поле как один из вариантов.

1 Вид с воздуха на Париж, Франция, с воздушного шара, показывающий реку Сена и Эйфелеву башню в центре, и здания Всемирной выставки
1 Вид с воздуха на Париж, Франция, с воздушного шара, показывающий реку Сена и Эйфелеву башню в центре, и здания Всемирной выставки

Идею создания высокой башни не такая новая — в 1833 году англичанин Тревитик предлагал построить башню из чугуна высотой в 1000 футов (304,8 м). Но его внезапная смерть помешала реализации. Традиционное соперничество французов и англичан подтолкнуло Эйфеля обсудить подобную идею в своём бюро. Утвердив эскиз и сделав расчеты максимально возможной высоты для подобной конструкции, Эйфель представил проект в Обществе гражданских инженеров.

Надо отметить, что к к моменту старта конкурса Эйфель был в зените своей славы. Газеты называли его «инженером Вселенной», а специалисты признали его первенство и авторитет. Среди 700 проектов, представленных на конкурс для всемирной выставки не было ничего «великого» и «невиданного». Но когда газета «Энтрансижан» вспомнила о проекте Эйфеля, конкурс завершился.

После публикации в прессе эскиза проекта, комиссару выставки было направлено гневное письмо с подписями 300 крупных деятелей культуры Франции — Г. де Мопассан, А. Дюма-сын, Ш. Гуно, Ш. Леконт де Лилль, П. Верлен, Ш. Гарнье и т.д. по одному известному человеку на каждый метр высоты башни:

«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор ещё нетронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории. [...] Неужели Париж... подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадёжно обесчестит себя? [...] Для того, чтобы понять нас, в сущности, достаточно представить себе хотя бы на мгновение в высшей степени нелепую башню, похожую на гигантскую чёрную фабричную дымовую трубу, которая давит своей варварской массой... все эти наши униженные и оскорбленные памятники, всю нашу архитектуру, ставшую такой миниатюрной и исчезающую в этом большом сновидении»

Письмо дошло до министра торговли Локруа, который вернул его комиссару выставки с резолюцией: «Я прошу Вас принять протест и сохранить письмо. Оно должно фигурировать на витринах выставки. Столь прекрасная и благородная проза, подписанная именами, известными всему миру, непременно привлечет публику и, может быть, удивит её».

2 Сравнение по высоте с другими башнями
2 Сравнение по высоте с другими башнями

Башня была возведена в неправдоподобно короткий срок, даже по нашим современным представлениям. Закладка фундамента началась II июня 1887 года, а открытие башни состоялось уже 31 марта 1889 года. Это было, конечно, следствием незаурядного таланта Эйфеля — и как инженера, и как организатора. Точность расчётов, качество проекта, заводского производства и монтажа были безупречными. Ни одно отверстие для миллиона с лишним заклепок не было просверлено заново, ни одна из 18 тыс. балок не потребовала замены, 15 тыс. разнофигурных деталей и листов железа непрерывно и планомерно изготавливались в мастерских Эйфеля в Леваллуа-Пер-ре и доставлялись на Марсово поле.

Необычность сооружения, непривычная скорость и организация строительства вызывали постоянный интерес как в Париже, так и во всём мире. Достаточно сказать, что только в одном российском издании — «Неделе строителя» (воскресное приложение к журналу «Зодчий», орган Санкт-Петербургского общества архитекторов) в январе 1887 — сентябре 1889 года вышло семь публикаций, посвященных ходу строительства башни, её техническим характеристикам, значению в истории архитектуры и строительства.

Высота башни 312 метров (с нынешними антеннами 321 метр), сторона квадрата основания 123 метра, вес 9700 тонн. На третьем ярусе, на высоте 276 метров, была сооружена терраса с четырехзальным «коттеджем», одно из помещений которого Эйфель оборудовал под собственную квартиру, а три других отвел для будущих научных исследований. Стоимость башни 7,8 млн франков (для ощущения масштаба суммы: при поступлении на фирму «Шарль Невю» молодому Эйфелю было назначено месячное жалование в 125 франков).

Интересно? Еще можно почитать

1) «В строительстве гиперболоидных башен Шухов неизменно сохраняет верность и другому своему принципу — по возможности облегчить труд людей, которые будут возводить созданные им конструкции. Вот почему он старается графически оформить проект так, чтобы не только дипломированный инженер, но и каждый мастер или десятник мог легко разобраться во всех деталях сложного и необычного сооружения.

Чертеж с условной развёрткой пространственной сетки башен, так называемая эпюра, наглядно показывал расположение ног и колец жесткости, размещение 225 пересечений и 150 стыков элементов сетчатой башни. Несколько чертежей стыков и пересечений ног башни, приложенные к схеме, по существу, исчерпывали всю проектную документацию, выдаваемую технической конторой. Однако этого было вполне достаточно, чтобы составить точный заказ на материалы и уверенно вести строительные работы. Шуховский почерк, его всегдашнее стремление к наиболее простым и экономным, как выражался сам Владимир Григорьевич — наивыгоднейшим, решениям обнаруживаешь и в оформлении проектных материалов».

Этот и еще 31 материал VIKENT.RU по теме Типовые решения

2) Видео: Экспертная система выдала от 100 до 600 верных Решений...

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Источник

«...СЛАДОСТНОЕ И ВСЕГДА НОВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ...» И.И. Ашмарин http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/MEN/EIFFEL.HTM

Фото:

Начать дискуссию