Михаил Леонтьевич Магницкий продвигал консервативные мысли по поводу воспитания и образования молодёжи. Эту же идею поддерживал западноевропейский консерватор Жозеф де Местр, живший в России с 1803 по 1817 г. и описавший свои наблюдения: «Это единственная страна во вселенной, где не интересуются верой у воспитателей юношества... Гимназии и провинциальные универсальные университеты суть истинные клоаки, откуда выходят бешеные враги всякой морали, всякой веры и всякого чинопочитания... Сюда являются часто не просто посредственности, но развращенные и даже бесчестные, дабы продать свою ложную науку за деньги. Особенно сегодня на Россию набегает сия пена, которую политические бури гонят из других стран. Сии перебежчики приносят с собою лишь наглость и пороки». Магницкий видел выход для России в создании системы образования, отвечающей национальным особенностям: «Россия имеет особенный характер, следовательно, и просвещение ее должно быть соображено с сими отличительными ее свойствами; ибо, иначе, всякое его противодействие непременно произведет вредное потрясение, сперва нравственное, потом гражданское и наконец политическое».