Как дети и ученики (с маленькой буквы) обманывают своего Учителя (с большой буквы)

«У Баха было две жены (первая рано умерла), обе подлинно музыкальные, бесконечно любившие музыку. Они в разные годы родили Баху двадцать детей. Но поскольку детская смертность тогда была очень высока, то детей осталось только тринадцать. Пятеро из них стали выдающимися композиторами. Конечно, уже не уровня отца, ибо этого уровня достичь невозможно и сегодня. Иоганн Себастьян сам учил своих детей. И ему, как видим, удалось добиться желаемого. Вклад детей Баха в музыкальную культуру необычайно велик.

Картина Иоганна Себастьяна Баха кисти Гебеля, до 1798 года https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/17b_Bach-Bild_von_%27Gebel%27%2C_vor_1798.jpg
Картина Иоганна Себастьяна Баха кисти Гебеля, до 1798 года https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/17b_Bach-Bild_von_%27Gebel%27%2C_vor_1798.jpg

Но в жизни Баха-отца произошла одна странность. Мы часто слишком легко, не углубляясь, говорим об этом.

ИМЯ И МУЗЫКА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ БЫЛИ ЗАБЫТЫ.

И это забытьё продолжалось сто лет.

Возникает естественный вопрос — ПОЧЕМУ? Как такое могло случиться? Ведь воспитанные на его музыке, его примером, его уроками выдающиеся композиторы — сыновья продолжали жить после отца. Более того, они добились ведущего положения в различных княжествах Германии, стали законодателями музыкальных вкусов последующей за отцом эпохи.

И что, разве сыновья Баха с не сделали всё возможное, чтобы гениальная музыка их отца исполнялась, слушалась и вообще заняла подобающее ей место в музыкальной культуре Европы?

Не только ничего не сделали, а наоборот. То есть сделали всё, чтобы музыка отца была забыта, причем забыта основательно.

Папа был объявлен «скучным, несовременным, хорошим органистом, но не заслуживающим особого внимания композитором». И оттого, что подобное говорилось самими детьми Баха, его лучшими учениками, занявшими почетные места на европейском музыкальном Олимпе, эффект был именно таким, которого можно было исторически ожидать. Им, детям, удалось-таки «выбросить» папу и его музыку из истории музыкальной культуры своего времени.

Восковая фигура в музее: Иоганн Себастьян Бах https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Mdm_Tussauds_Berlin_4.jpg
Восковая фигура в музее: Иоганн Себастьян Бах https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Mdm_Tussauds_Berlin_4.jpg

Великим представителем музыкальной культуры времени Баха остался Георг Филипп Телеманн. Бах же был представлен как выдающийся органист, но не очень значительный сочинитель скучноватой и чрезмерно рассудительной церковной музыки времен Телеманна.

Общественной значимости после смерти её создателя музыка Баха-отца не обрела, но все же стала предметом изучения некоторых музыкальных исследователей послебаховского времени. Судя по всему, некоторые более глубокие исследователи, знакомясь с музыкой И.С. Баха, https://vikent.ru/author/381/ с испытали потрясение, но оставили его при себе. Не желали быть белыми воронами среди общепринятого тогда цвета нормальных черных птиц.

И конечно же, возникает вопрос (думаю, вопрос этот уже висит на кончике языка у читателя):

ДА КАК ТАКОЕ МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ?

Они что, эти сыновья Баха, с ума сошли, что ли? А может быть, они просто негодяи? А быть может или даже скорее всего, бездари, так и не понявшие, кем был их отец? А может, завистники, как Сальери?

Нет, не завистники и не бездари. Не сошли с ума. Они поняли что-то очень важное в этой жизни. То, что понял пушкинский Сальери. Именно его мысль, мысль, высказанная Сальери в «маленькой трагедии», может объяснить нам поведение сыновей Себастьяна Баха с после смерти отца. Помните? Главной причиной необходимости уничтожить Моцарта Сальери называет невозможность продолжить его традицию, ибо для этого нужно, чтобы родился ещё один Моцарт.

Наследника нам не оставит он. Дети И.С. Баха были талантливы. Очень талантливы. (Да просто достаточно послушать их выдающуюся музыку.) Они были настолько талантливы и так глубоко понимали музыку отца, что осознали одну вещь, поняли именно то, чего так опасался А. Сальери в отношении Моцарта. И.С. Бах не оставил наследника.

Ни один из его выдающихся сыновей не является в этом смысле наследником, ибо не в состоянии продолжать традиции отца. И не только сыновья. Никто не может и никогда не сможет».

Михаил Казиник, Тайны гениев, М., «Аст», 2018 г., с. 89-91

Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: ПОСТэндшпиль: жизнь идей после смерти Личности

2) Видео: ПОСТэндшпиль: жизнь Дела после смерти Личности

3) Более 50-ти материалов VIKENT.RU по теме «Постэндшпиль Творчской личности»

4) Видео:ОТКРЫТИЕ & ЗАКРЫТИЕ 52-й КОНФЕРЕНЦИИ «Стратегии творчества»

Начать дискуссию