Тенденции развития сети Интернет. Часть 1 «Существующие концепции периодизации эпох развития сети Интернет»

Чем отличается Web 3.0 от web3 и каким будет будущее сети Интернет.

Выборка всех интернейронов L2, имеющих более 800 входящих возбуждающих синапсов - Исследуйте H01: один кубический миллиметр коры головного мозга человека https://h01-release.storage.googleapis.com/gallery.html
Выборка всех интернейронов L2, имеющих более 800 входящих возбуждающих синапсов - Исследуйте H01: один кубический миллиметр коры головного мозга человека https://h01-release.storage.googleapis.com/gallery.html

Современные попытки периодизации эпох развития сети Интернет

Тим Бернерс-Ли, решая рутинную проблему обмена информацией между компьютерами в физической лаборатории ЦЕРН, объединил идею гипертекста с идей доменных имен и протоколом передачи данных и создал первый сайт в конце 1990 года [1]. По свидетельству автора Web труднее всего было убедить людей присоединиться к первой сети [2].

Сеть, созданная в передовом научном учреждении планеты, не предназначалась для покупки билетов или отправки признаний в любви. Выйдя за стены лаборатории сеть проникла во все сферы деятельности: личное общение, коммерцию, работу, игры и пр.

С тех пор сеть стремительно меняется и вектор ее развития интересует инвесторов, бизнесменов, футурологов и пользователей. Известны несколько попыток периодизации истории развития и будущего сети Интернет.

Наиболее известны концепции периодизации Тима О’Рейли (2005) и Гэвина Вуда (2014). Описание прошедших этапов весьма условное, а прогнозы о том, какими будут следующие этапы имеют огромный разброс, что вызывает путаницу в описании классификации. Тем не менее, прослеживаются основные идеи, описания этапов трансформации сети и видение будущего приверженцев каждой концепции. Однако, начнем с описания видения будущего сети ее автором.

Будущее сети как его видел создатель Web (сформулирована примерно 1999-2000 год)

В своей книге «Плетя паутину: первоначальный проект и конечное предназначение» создатель Web Тим Берненс-Ли видит будущее сети в обеспечении группового творчества:

«Мы должны обязательно спроектировать Web так, чтобы обеспечить обратную связь с людьми, которые создали новые интуитивные связи.

Если мы добьемся успеха, творчество будет проявляться в более крупных и разнообразных группах. Эти высокоуровневые действия, которые происходили только в мозгу одного человека, будут происходить среди все более крупных взаимосвязанных групп людей, действующих так, как если бы у них был общий интуитивный мозг.» [3]

Для реализации своих идей Тим Берненс-Ли предложил концепцию Семантической сети, в которой обеспечивается обработка и поиск информации по смыслу, а не по ключевым словам. Роботы поисковика должны были бы создать смысловую картину. Есть сторонники и критики такой системы, но факт остается фактом — концепция семантической паутины за 23 года не позволила создать коллективный разум или поисковик, который может найти решение проблемы. Представляется, что ошибка автора концепции в том, что, отдавая предпочтение программным средствам смыслового поиска, он минимизирует роль человека, хотя сам пишет о важности совместной работы людей, а не машин:

«Если в итоге мы создадим в гиперпространстве структуру, которая позволит нам гармонично работать вместе, это будет метаморфозой. Хотя это, я надеюсь, будет происходить постепенно, это приведет к огромной реструктуризации общества. Общество, которое сможет продвигаться вперед, используя в качестве основного механизма не конфликты, а совместное творчество и групповую интуицию, станет серьезным изменением.

Если мы правильно заложим основу и попробуем новые способы взаимодействия в новой Сети, мы сможем найти целый ряд новых финансовых, этических, культурных и управленческих структур, к которым мы сможем принадлежать, а не выбирать те, в которых мы физически живем. Постепенно те структуры, которые работают лучше всего, станут более важными в мире, и демократические системы могут принять другие формы.»[4]

Тим Берненс-Ли имея глубокое видение предназначения сети, прогнозирует её будущее по изменению метода поиска информации (от ключевых слов к смыслам), что заводит его в тупик, так как программные методы не позволяют в настоящее время решить такую задачу.

Частичная карта Интернета, основанная на данных от 15 января 2005  https://www.opte.org/. Каждая линия нарисована между двумя узлами, соединяя IP-адреса https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82#/media/%D0%A
Частичная карта Интернета, основанная на данных от 15 января 2005  https://www.opte.org/. Каждая линия нарисована между двумя узлами, соединяя IP-адреса https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82#/media/%D0%A

В рамках данной статьи не рассматриваю возможности нейросетей по поиску и выдаче продвинутых ответов, которые также не решили вопрос создания коллективного разума, но продвинулись далеко вперед по сравнению с обычным серфингом в сети с помощью поисковиков.

Забегая вперед, отмечу, что после появления в 2005 году концепции Web 2.0 почти сразу появились прогнозы относительно следующего этапа и идеи Тима Берненса-Ли о Семантической сети будут представлены как один из вариантов Web 3.0.

Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 и т.д. (сформулирована примерно в 2001-2005 годах)

После краха домкомов 2001 года специалисты обсуждали будущее ИТ-отрасли. Концепция Web 2.0 родилась как описание фактических изменений и являлась ответом на вопрос «Почему одни компании потерпели крах, а другие выжили?». В 2005 году эта концепция получила известность как концепция Тима О’Рейли [5]. Изменения вселяли оптимизм и их описание помогло инвесторам пережить шок от краха и вернуть интерес к вложениям денег в ИТ-компании у широких масс инвесторов.

Концепция Web 2.0 зафиксировала следующие основные изменения:

1. От товара к услуге («The Web As Platform»). Вместо продажи программ-приложений, устанавливаемых на компьютер, ИТ-фирмы оказывают услуги по онлайн доступу к сервису. Чем больше людей пользуется сервисом, тем он становиться лучше.

В чем преимущество для бизнеса? Программы можно взломать или установить свободное программное обеспечение, но создать альтернативный поисковик или торговую площадку пользователь не сможет. Беспрецедентная масштабируемость.

2. Пользователи как ресурс («Harnessing Collective Intelligence»). Вовлечение пользователей в создание и редактирование контента. Использование данных пользователей. Рекомендации, гиперссылки, блоги и создание контента, обмен данными.

В чем преимущество для бизнеса? Ни один бизнес не сможет иметь миллион оплачиваемых работников, но привлечь к созданию контента миллионы людей вполне реально. Кроме того, включаются эффекты краудсорсинга когда за счет массовости контент приобретает разнообразие и оценки других пользователей

3. Данные как товар («Data is the Next Intel Inside»). Сервисы включают базы данных. Пополнение, обработка и использование базы данных позволяет создавать и расширять услуги. Данные пользователей, действия пользователей, их предпочтения накапливаются и увеличивают ценность базы данных.

В чем преимущество для бизнеса? Создание полезных уникальных данных позволяет одновременно оказывать полезную услугу и получить конкурентное преимущество, которое трудно оспорить. Данные о клиентах позволяют продавать им товары, в том числе посредством рекламы. Каждый пользователь сервиса становиться источником данных и их потребителем. Каждое действие увеличивает ценность и монетизируется. Пользователь создает товар и тут же его сам покупает!

4. Гибкие изменения программного кода, сервиса, бизнес-модели («End of the Software Release Cycle» ) Происходит постоянная доработка программы и сервиса. Вместо выпуска версий (например, web 1.0, web 1.1) происходят постоянные изменения с учетом потребностей пользователей. Наблюдение за использованием функций пользователями.

В чем преимущество для бизнеса? Используя пользователя как соразработчика компания постоянно улучшает сервис и приспосабливает его к потребностям. Пользователь создает то, что ему нужно, а компания ему это тут же продает.

5. Простота программирования («Lightweight Programming Models») В чем преимущество для бизнеса? Простота использования кода приводит к росту экосистемы. Больше сайтов, больше программ, больше данных, больше денег в отрасли, больше прибыли.

6. Программное обеспечение использует больше, чем одно устройство («Software Above the Level of a Single Device») Выполнение действий и хранение данных осуществляется на нескольких устройствах. Гибкость использования баз данных, использование данных на локальном устройстве без обращения к базе, загрузка контента пользователя в общую базу позволяли увеличить объем контролируемой и используемой информации. Именно в этой области Тим О’Рейли предсказал наибольшие изменения обозначив ее зачатками коллективного разума.

7. Использование опыта пользователей. Упрощение использования сервисов («Rich User Experiences»). Опыт пользователей и использование современных программных средств позволяют улучшать интерфейс приложения приближая его по качеству и функциональности к обычным приложениям. Этот аспект позволил повысить конкурентоспособность веб-приложений не только за счет функций, но и за счет удобного интерфейса.

Являются ли некоторые из перечисленных аспектов следствием других не столь важно. Все они отражали технологии, которые давали конкурентное преимущество тем кто их использовал в 2000-х годах.

После того как в 2005 году был условно выделен этап Web 2.0 было несколько попыток спрогнозировать каким будет Web 3.0. Вариантов было достаточно много [6] и все они получили обозначение Web 3.0.

В Рунете наиболее часто упоминается определение Web 3.0 данное Джейсоном Калаканисом в 2007 году [7]. Этот журналист и инвестор исходит из того, что будущее сети будет определять коллективный разум, воплощение которого он видит в создании и модерировании контента неанонимными экспертами.

Недостатки этого и других прогнозов связаны с тем, что они были сформулированы в общем виде или уделяли внимание только одному аспекту развития сети.

3 Обложка книги «Плетя паутину: первоначальный проект и конечное предназначение» Тима Бернерса-Ли https://www.w3.org/People/Berners-Lee/Weaving/Overview.html
3 Обложка книги «Плетя паутину: первоначальный проект и конечное предназначение» Тима Бернерса-Ли https://www.w3.org/People/Berners-Lee/Weaving/Overview.html

web1, web2, web3 и т.д. (2014-2021 год)

Отдавая дань общепринятым сейчас обозначениям, выделяю описание концепции web3 в отдельный раздел. Во избежании путаницы отмечу, что web1, web2 не существовало, а сразу «возник» web3 (см. врезку). Первое упоминание термина Гэвином Вудом 2014 не нашел в сети. Статья web3 на английском языке появилась в ноябре 2022 года, а ссылки в ней, в основном сделаны на статьи 2021 года. Предположу, что создатели Эфириум стали развивать эту концепцию в рамках поиска путей расширения своей платформы децентрализованных платежей.

Авторы концепции web3 предположили, что будущее сети будут определять технологии блокчейна. В мае 2022 вышла статья, в которой раскрыты идеи развития сети. Владельцы Эфириума [8] видят будущее сети web3 как основу экосистемы децентрализованного общества DeSoc. Экосистема описывается весьма в общем виде:

  • У участников есть «души», в которых хранятся невзаимозаменяемые привязанные токены, подтверждающие опыт, знание, достижение. Например, документы об образовании или хэш созданных им текстов или произведений искусства.
  • «Души» подтверждают репутацию и могут быть использованы для целей кредитования;
  • для подтверждения «души» создается сеть опекунов или привязка к сообществам;
  • децентрализованные автономные организации DAO объединяются вокруг общей цели и координируются путем голосования посредством смарт-контрактов и пр.

Прекрасные идеи применения существующей технологии в широких областях жизни пока не реализованы, хотя развивается много проектов, причисляющих себя к web3.

О’Рейли [9] и Калаканис [10] указывают на то, что web3 это попытка внедрить имеющуюся технологию в жизнь, что значительно менее перспективно, чем делать бизнес удовлетворяя существующие потребности пользователей.

Отличие Web 3.0 и web3

За счет удачного оригинального обозначения широко известен прогноз, который получил обозначение web3. Ловкий маркетинговый ход внес большую путаницу в обозначения эпох Интернета. С таким же успехом вместо Web 3.0 можно было бы обозначить следующий этап не web3, а web’’’ (веб три штриха) или web γ (Гамма) и т.п. Нумерация версий может быть отдельным видом искусства и оставим его на совести маркетологов софта, для которых допустимо вставить даже обратный слеш в название программы.

На мой взгляд, если уж оставаться в концепции версионности web, что само по себе спорно, то корректнее обозначать варианты прогнозов будущего web по имени автора:

  • Web 3.0 Берненса-Ли (1999)
  • Web 3.0 Калаканиса (2007)
  • Web 3.0 Гейла (2014) и т.д.

Это позволит избежать путаницы и увеличения сущностей, так как веб, будущее которого мы обсуждаем, на нашей планете только один.

Несколько лет для бурного развития сети это огромный период, но ни один из прогнозов пока не сбылся.

Продолжение следует. Подпишитесь, чтобы не пропустить!

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.

Тенденции развития сети Интернет. Часть 1 «Существующие концепции периодизации эпох развития сети Интернет»

2) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники:

  • W3C. Часто задаваемые вопросы. «Примеры раннего гипертекста WWW» Источник: https://www.w3.org/People/Berners-Lee/FAQ.html#Examples Дата обращения: 04.06.2023
  • W3C. Ответы для молодых. «Вот так просто?» Источник: https://www.w3.org/People/Berners-Lee/Kids.html#Just Дата обращения: 04.06.2023
  • Tim Berners-Lee, Weaving the Web: The Original Design and Ultimate Destiny of the World Wide Web, New York, «Harper Business», 2000, Page 201-202
  • Tim Berners-Lee, Weaving the Web: The Original Design and Ultimate Destiny of the World Wide Web, New York, «Harper Business», 2000, Page 206
  • «What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software» by Tim O'Reilly 30.09. 2005 Источник: https://web.archive.org/web/20051210213554/http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html?page=1 Дата обращения: 04.06.2023
  • Дмитрий Кристофор “Что такое Web 3.0. Версии и оценки” 11.09.2013 Источник: https://runet.news/articles/1552 Дата обращения: 12.06.2023
  • The Jason Calacanis Weblog “Web 3.0, the “official” definition” Источник: https://web.archive.org/web/20090322203548/http://calacanis.com/2007/10/03/web-3-0-the-official-definition/ дата обращения: 17.06.2023
  • Журнал “Деловое совершенство” №7, 2022, статья “Создатель Эфириума задумался о душе”, подготовленная на основе “Decentralized Society: Finding Web3's Soul” Источник: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4105763 Дата обращения: 18.06.2023
  • Tim O’Reilly “Why it’s too early to get excited about Web3” 13.12.2021 Источник: https://www.oreilly.com/radar/why-its-too-early-to-get-excited-about-web3/ Дата обращения: 03.06.2023
  • Jason Calacanis Keynote Interview: Web 3.0 from an angel investor's perspect | Advice to Founders https://www.youtube.com/watch?v=nNVWZ36-CDM&t=1169s Дата обращения: 17.06.2022
Начать дискуссию