Общество трезвенников Ивана Чурикова как решение социальных проблем «снизу». Часть 2/2

Продолжение. Начало — о проблеме алкоголизма и ее решение Иваном Алексеевичем Чуриковым через создание общества трезвенников — Общество трезвенников Ивана Чурикова как решение социальных проблем «снизу». Часть 1/2

3 Братец Иван Алексеевич Чуриков
3 Братец Иван Алексеевич Чуриков

Иван Алексеевич своим видом напоминал священника, но им не являлся. Это тоже служило поводом для подозрений. С конца XIX века в России появилось множество сект самого разного толка. По стране ходили сектантские проповедники, в том числе и не совсем психически здоровые. И Чурикова тоже заподозрили в умопомешательстве и в сектантстве. «Ереси вроде бы нет, но нормальный человек на себя вериги не оденет».

По решению Епископа Гурия (Буртасовского), Иван Алексеевич в 1898 г. был помещен в Самарскую психиатрическую лечебницу «на испытание», которое продолжалось около четырех месяцев. Одновременно шло следствие о принадлежности его к секте хлыстов. По окончании психиатрического исследования все обвинения с Чурикова сняли, но в 1900 году по решению этого же епископа без суда и следствия и на неопределенный срок, «впредь до покаяния» был помещен в Спасо-Евфимиевский монастырь — это своего рода церковная тюрьма. По прошению сподвижницы Ивана Алексеевича к вдовствующей императрице Марии Федоровне, он был в этом же году освобождён из тюрьмы.

4 Мария Фёдоровна, Портрет кисти Генриха фон Ангели, 1874
4 Мария Фёдоровна, Портрет кисти Генриха фон Ангели, 1874

От официальных должностей Иван Алексеевич принципиально отказывался, считая, что «лучше чины и почести не желай... Вот тогда и не упадешь, потому что неоткуда будет падать». Речь Ивана Алексеевича была лишена сложных богословских размышлений и понятна для простого народа, он говорил о пьянстве, драках в семье, изменах. Проповедь была выстроена по принятому у беседников порядку (беседники — внебогослужебные собрания, беседы) и представляла собой размышления на отрывки из Священного писания, которые читались за богослужением в храмах в этот день. Беседы Чурикова происходили в форме диалога и периодически прерывались возгласами присутствующих. Желающие отказаться от пьянства давали обеты на всю жизнь, а не зароки на месяц, год, три и т. д., как это было в других обществах трезвости. В знак отказа от алкоголя и в качестве символа новой сладкой жизни Чуриков давал три кусочка сахара.

Последователей Ивана Алексеевича из движения трезвенников по степени церковности можно условно разделить на две группы. К первой относятся православные люди, которые считали Чурикова своим духовным отцом, учителем. Они относились к нему с уважением, чтили как молитвенника, целителя, получившего от Бога особый дар избавлять от алкогольного недуга.

Вторая группа состояла из «неумеренных» трезвенников, считавших И. Чурикова мессией, воплотившимся Христом. Они полагали, что он творит чудеса, которые человек делать не может, если не будет с ним Бог. Тот факт, что по молитвам братца люди исцелялись без врачей, воспринимали как аргумент, свидетельствующий, что он — божественная личность. Его сравнивали с Иисусом Христом, поскольку и Спаситель людей к врачам не отправлял.

К сожалению, представители официальной церкви не захотели и не смогли помочь таким людям войти в церковную жизнь, считая их сектантами. А это приводило к тому, что движение действительно принимало сектантские черты. В 1905 г. Иван Алексеевич приобрел участок земли в дачном поселке Вырица под Петербургом, где возвел дом. Он сохранился до наших дней, и сегодня является центром неправославных трезвенников.

5 Дом чуриковцев в Вырице
5 Дом чуриковцев в Вырице

Можно сделать как простые, так и неочевидные выводы из движения трезвенников Ивана Алексеевич Чурикова. Одна часть касается социальных проблем общества и лидеров социальных движений:

  • Если социальную проблему не решать, то она никуда не денется. Более того, ситуация может становиться всё хуже, усиливать другие нерешённые проблемы в обществе, пока не произойдет социальный взрыв. Примерами таких потрясений полны учебники истории.
  • Нерешенную социальную проблему обязательно кто-то попытается решить самостоятельно. И объединит вокруг себя последователей. А сопротивление властей лишь будет усиливать недовольство, особенно на фоне неуклюжих попыток решения проблему.
  • Простых решений сложных социальных проблем не существует. Как бы не хотелось в это верить.
  • Там где собирается несколько человек, начинают действовать другие законы и групповые эффекты. Благие цели, благородные устремления не спасут от деградации без правил, этики и знаний. А.А, Самойлов предполагает на основе многих лет исследований коллективов, что преобразование в сектантство естественный процесс, куда всё будет скатывать само собой. И нужно прилагать усилия, чтобы избежать этого.

Для тех, кто становится последователем, стоит помнить:

  • Чудесному избавлению от алкоголизма, основанным на вере, не хватает статистики и строгого учета — сколько человек избавилось от зависимости, долго ли они продержались, были ли рецидивы и так далее. Закономерно, что как только такую статистику начинают вести, количество чудесных избавлений резко сокращается или становится нулевым.
  • Статистика чудесных исцелений от болезней, как правило, еще печальней. Болезни заставляют людей искать спасения, забывать про здравый смысл и логику. Помощь в излечении сомнительна, а вот отказ от официального лечения как раз увеличивает шансы на плохой исход. Вера в чудеса может затянуть время, и тогда обращение к врачам будет слишком поздно. Пример Стива Джобса по нетрадиционным методам лечения рака стал очень показателен, когда один из самых богатых людей в мире уже ничего не смог сделать.
  • Простое избавления от плохой привычки, как правило не существует. Ее нужно заменять на другую деятельность. А это требует чаще всего изменения образа жизни.
  • Ошибкой будет считать, что Вы настолько умный и образованный, что жизненного опыта Вам хватит, чтобы не попасть в секту. Стоит помнить, что секты существуют не одну сотню лет и вовлекают людей разного уровня развития и достатка.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Женевское общество благоденствия в феврале 1860 г. создало комитет, который по настоянию Анри Жана начал кампанию поддержки жертвам войны. В 1863 г., 26 октября, произошла международная конференция в Женеве по вопросам поддержки жертв войны, организатором и вдохновителем которой стал Анри Дюнан (эта дата считается официальной датой учреждения Международного комитета Красного Креста — Прим. И.Л. Викентьева)».

Этот и еще 51 материал VIKENT.RU по теме Создание социального движения

2) Видео: ТИПИЧНЫЕ #ОШИБКИ при СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Общество трезвенников Ивана Чурикова как решение социальных проблем «снизу». Часть 2/2

Источники

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный пример

Фото:

Начать дискуссию