Стремление к фактам Камилло Гольджи

Итальянский биолог и Нобелевский лауреат по медицине в 1906 году Камилло Гольджи был известен прежде всего своими работами о центральной нервной системе. Его открытие техники окрашивания нервных тканей, названной реакцией черного (иногда называемой методом Гольджи) в 1873 году, стало крупным прорывом в нейробиологии. Так же в его честь были названы несколько структур и явлений в анатомии и физиологии. Родившись в семье врача, он выбрал медицину для своей профессиональной карьеры.

1 Камилло Гольджи
1 Камилло Гольджи

В конце 1860-х годов Гольджи поступил на медицинский и хирургический факультет одного из старейших в Италии и престижного Университета Павии. Он посещал не только лекции, но и лаборатории, больничные палаты, что заложило базовую подготовку. На курсах С. Томмази, Б. Паницца и Э Оеля изучил методы микроскопических исследований. Гольджи попал под влияния популярного в медицине того времени эволюционного и материалистического позитивизма, который в университете Павии продвигал Ч. Ломброзо. Гольджи принял участие в исследованиях Ломброзо в области психиатрии и невропатологии, и защитил диссертацию по этиологии психических заболеваний под его руководством.

После выпуска он немного поработал военным врачом, а затем ушел ассистентом в больницу Сан-Маттео-Ди-Павия при психиатрической клинике Ломброзо. Там они исследовал возможные взаимосвязи между психическими заболеваниями и наследственными, экологическими, патологическими и «моральными» факторами.

2 Чезаре Ломброзо
2 Чезаре Ломброзо

Дальнейшая работа под руководством Ломброзо была прекращена из-за расхождения во взглядах на практику «экспериментального метода». В концепции Гольджи научные исследования должны основываться на широком, систематическом и строгом наблюдении и описании «хорошо установленных» фактов, на основе которых делаются обобщения и «рабочие гипотезы». Ломброзо отдавал предпочтение «смелым», «спекулятивным» гипотезам, лишенным эмпирической основы.

В дальнейшем Гольджи сосредоточился на исследованиях в области нейрогистологии, поскольку там больше доминируют «факты», чем «гипотезы», принятые в психиатрии. Он предположил, что анатомические изменения нервной системы потенциально более перспективны для выяснения причины психического заболевания. Гольджи начал посещать лабораторию, возглавляемую молодым Бицзозеро, обладателем кафедры общей патологии, установил контакт с немецкими учеными, ведущими микроскопические исследования, и внес существенный вклад в патологическую анатомию и патофизиологию в Университете Павии.

3 Рисунок Камилло Гольджи гиппокампа, окрашенный методом нитрата серебра.
3 Рисунок Камилло Гольджи гиппокампа, окрашенный методом нитрата серебра.

Гольджи перешел к анатомико-микроскопическим исследованиям и начал экспериментировать с различными веществами для окрашивания нервных ткани. Ему удалось показать, что глиальная интерстициальная ткань состоит не из, как полагают некоторые авторы, «аморфного» вещества, а из клеток округлой или линзовидной или звездной формы, однако отличающихся от наиболее правильных нервных элементов.

Интересно? Еще можно почитать

1) «В начальные годы своего обучения Лузин не выказывал ни особого таланта, ни интереса к математике; он увлекался литературой и философией. Более того, он побаивался математики, которая учила его чему-то такому, что следовало механически запоминать, — системе методов (сложению, вычитанию, делению), набору стандартных теорем и уравнений. У Лузина была плохая память, и он видел в учителе математики скорее мучителя, чем помощника. По этой же причине он не слишком успевал по истории: плохо запоминал имена и даты. Лузин учился всё хуже и хуже, пока наконец доведённый до отчаяния отец не нанял ему репетитора. К счастью, этот молодой, человек, студент Томского политехнического института, применил совершенно иной, чем другие учителя, подход. Математика была для него не предметом зубрёжки, а методом исследования, основанном на рассуждении и воображении. Новый взгляд на математику вдохновил юного Лузина, страх перед ней бесследно исчез. Через несколько лет он стал лучшим учеником математики в Томской гимназии».

Этот и еще 57 материалов VIKENT.RU по теме Встреча Наставника-профессионала

2) Видео: НОВЫЙ СЕЗОН ТВОРЧЕСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА VIKENT.RU: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Стремление к фактам Камилло Гольджи

4) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Фото:

Начать дискуссию