Композитор Рейнальдо Хан, вспоминал, как во время их прогулки Пруст внезапно остановился как вкопанный перед розовым кустом. Он попросил Хана продолжить прогулку без него. Когда, наконец, Хан вернулся, обойдя замок, «Я нашел его на том же месте, он смотрел на розы. Его голова была наклонена вперед, лицо очень серьезное, он моргал, его брови слегка нахмурены, как будто от страстного проявления внимания, а левой рукой он упрямо засовывал кончик своих маленьких черных усов между губ и покусывал его.... Сколько раз я наблюдал Марселя в эти таинственные моменты, когда он полностью общался с природой, с искусством, с жизнью, в эти „глубокие минуты“, в которые было сосредоточено все его существо»... Сам Пруст говорил о таких случаях, что вдыхать момент бесполезно — только внезапное, беспричинное пробуждение памяти, вызванное чем-то нелогичным и непредвиденным, могло вызвать прошлое во всей его полноте.