Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 2)

«Все способности делятся на врожденные (например, [внешние] чувства), приобретаемые навыком (например, способность игры на флейте) и приобретаемые через обучение (например, способность к искусствам). И чтобы иметь одни из этих способностей — те, которые приобретаются навыком и разумением, необходимы предварительные упражнения [...]».

Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: «Мысль», 1976. С. 239-240.

Ключевые слова: обучение, тренинг, упражнения, интеллектуальные навыки, Древняя Греция, Сократ, Платон, Аристотель, ученики.

Аннотация: настоящая статья посвящена подходам Аристотеля к постановке интеллектуальных навыков, среди которых использование речевых шаблонов, применение логических алгоритмов, обобщение посредством наведения, тренировка памяти и др.

Ученик Сократа (469 до н.э. — 399 до н.э.) — Патон (428 до н.э. — 348 до н.э.).

Ученик Платона — Аристотель (384 до н.э. — 322 до н.э.).

Иллюстрация-1. «Фреска Рафаэля Санти „Афинская школа“. Центральные фигуры это Платон, указующий на небо, и Аристотель, указывающий на землю». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель#/media/Файл:Sanzio_01_cropped.png
Иллюстрация-1. «Фреска Рафаэля Санти „Афинская школа“. Центральные фигуры это Платон, указующий на небо, и Аристотель, указывающий на землю». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель#/media/Файл:Sanzio_01_cropped.png

Сам Платон не считал Аристотеля своим любимым учеником. Любимейшим учеником Платона был Филипп Опунтский, который собственноручно переписал огромное сочинение Платона «Законы», оставленное учителем перед смертью в черновом виде на восковых дощечках. Ему же приписывали в древности «Послезаконие», нечто вроде заключения к «Законам».

Источник: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1977. С. 65.

11 фактов из биографии Аристотеля:

1) Овладел профессией врача.

2) Учился в Академии Платона и затем преподавал там.

«Для совершенствования знаний в области философии он отправился в Афины, где поступил в Академию Платона. По окончании Академии Аристотель остался там в качестве преподавателя [...]».

Источник: Исаев Б.А. Древнегреческие историки и философы о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 17. Вып. 4. С. 91-92.

3) Всего провел в платоновской Академии 20 лет.

4) По некоторым вопросам был критиком Платона

«...в «Никомаховой этике» содержится известное высказывание, которому по сложившейся традиции придан характер поговорки: «Платон мне — друг, но истина дороже».

Источник: Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. С. 12-13.

5) В возрасте около 50 лет открыл свое учебное заведение Ликей.

«После смерти Платона в 347 г. самый преданный из учеников [...] покидает Академию и отправляется в странствия.

Спустя без малого десять лет Аристотель возвращается в Афины и основывает вблизи храма Аполлона Ликейского собственную школу Ликей».

Источник: Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Пер. на рус. Е.В. Алымовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 8.

6) Был воспитателем Александра Македонского (356 до н.э. — 323 до н.э.).

Иллюстрация-2. «Аристотель был наставником Александра Македонского». Источник: https://ukzdor.ru/images/files/resize/2021/06/aristotel-7-640×288.jpg
Иллюстрация-2. «Аристотель был наставником Александра Македонского». Источник: https://ukzdor.ru/images/files/resize/2021/06/aristotel-7-640×288.jpg

«Во время своего путешествия Аристотель и принял приглашение Филиппа II стать воспитателем его сына Александра, которому тогда исполнилось 13 лет. Известно, что под руководством Аристотеля Александр изучил «Илиаду» и учение об этике и политике.

Источник: Исаев Б.А. Древнегреческие историки и философы о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 17. Вып. 4. С. 91-92.

«В 340 или 339 г. Аристотель отчасти освободился от своих преподавательских обязанностей, поскольку Александр был привлечен к участию в государственных делах. Окончательно Аристотель смог предаться научным интересам в 336 г., когда Александр взошел на престол. При этом он продолжал предоставлять Аристотелю помощников и присылать из походов образцы флоры и фауны для пополнения коллекций и различные сведения о живом мире экзотических стран».

Источник: Аристотель. История животных / Пер. с древнегреч. В.П. Карпова; Под ред. и с примеч. Б.А. Старостина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. С. 10-11.

7) Как и Платон считал, что «мужское начало — формообразующий принцип, а женское — материальный».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: «Мысль», 1976. С. 456.

8) Наилучшим воспитанием считал каллокагатию (воспитание и образование на греческий манер).

9) Любимый ученик и преемник Аристотеля по руководству Ликеем Теофраст, «нигде в своих сочинениях не упоминает имени Ар., даже там, где прямо пересказывает его текст».

Источник: Аристотель. История животных / Пер. с древнегреч. В.П. Карпова; Под ред. и с примеч. Б.А. Старостина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. С. 492.

Иллюстрация-3. Теофраст. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Teofrasto_Orto_botanico_head.jpg
Иллюстрация-3. Теофраст. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Teofrasto_Orto_botanico_head.jpg

10) «Особенность школы Аристотеля, впервые проявившаяся в истории человеческой образованности, заключалась в том, что он читал в ней систематические курсы лекций, построенные так, что каждый из них представлял собой законченное научное целое, охватывающее весь доступный тому времени эмпирический материал».

Источник: Аристотель. О частях животных / перевод с греческого; вступительная статья и примечания В.П. Карпова. М.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1937. С. 18.

11) «Большинство сочинений Аристотеля, дошедших до нас, представляет собой лекции, читанные им в Ликее для подготовленных слушателей, иногда в записи и обработке учеников (как 7-я книга „Физики“ и варианты „Этики“). Простое перечисление их лучше всего покажет характер и размер деятельности Аристотеля в Ликее».

Источник: Аристотель. О частях животных / перевод с греческого; вступительная статья и примечания В.П. Карпова. М.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1937. С. 18.

Аристотель в своей практике использовал 15 основных подходов (упражнений) для постановки и совершенствования интеллектуальных навыков:

1) В качестве вспомогательного средства для постановки интеллектуальных навыков, как и Платон, использовал прогулки.

ОБУЧЕНИЕ В ХОДЕ ПРОГУЛОК: «Под тенистыми деревьями своего Ликея, уже когда не было на свете Платона, прогуливаясь по аллеям, вел Аристотель беседы с учениками. И школу его прозвали перипатетической» (от греческого реripatos — «прогулка». — Прим. С.М. Храмов).

Источник: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1977. С. 65.

«В школе же Аристотеля некоторые занятия было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада [...]».

Источник: Что такое лицей в Древней Греции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-litsey-v-drevney-gretsii. Дата доступа: 05.06.2023.

Иллюстрация-4. «Ликей Аристотеля в Афинах». Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Athens_Lyceum_Archaeological_Site_2.jpg/1280px-Athens_Lyceum_Archaeological_Site_2.jpg
Иллюстрация-4. «Ликей Аристотеля в Афинах». Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Athens_Lyceum_Archaeological_Site_2.jpg/1280px-Athens_Lyceum_Archaeological_Site_2.jpg

В связи с этим «учеников Аристотеля называли перипатетиками [...]».

Источник: Спектор, А. А. История / А. А. Спектор. Москва : Издательство АСТ, 2017. С. 70.

В целом «...Афины становятся местом деятельности новых учителей. Новое искусство пропагандируется в эффектных состязаниях, в парадоксальных диспутах, путем показательных докладов и лекций, в платных курсах [...]».

Источник: Асмус В. Платон. М.: Издательство «Мысль», 1975. С. 176.

2) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ШАБЛОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЛЕНИЯ

Пример речевого шаблона: «полагаешь ли ты...».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 564.

3) ИЗОБЛИЧЕНИЕ ЛЖИ ЛИБО НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ

Пример: «Основное [средство], при помощи которого можно добиться того, чтобы [собеседник утверждал] что-то ложное или неправдоподобное, — это не спрашивать сразу относительно какого-либо тезиса, а сказать, что спрашивают лишь из желания учиться. Такое рассмотрение создает простор для нападок».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 558.

Антипример: «...искусство скрывать [свою основную мысль] применяется ради того, чтобы остаться неуличенным, а оставаться неуличенпым хотят ради того, чтобы вводить в заблуждение».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 563

4) ВЫЯВЛЕНИЕ МНЕНИЙ И ЖЕЛАНИЙ

Пример: «Ведь не одно и то же желают и говорят, а говорят самые прекрасные слова, желают же лишь то, что представляется выгодным; например, говорят, что лучше с честью умереть, чем жить в удовольствиях, или что жить в нужде и бедности, но честно лучше, чем жить в богатстве, но не благопристойно, а желают как раз обратного. Поэтому следует того, кто говорит сообразно со своими желаниями, заставлять высказывать открытые мнения, а того, кто говорит в согласии с открыто высказываемыми мнениями, — сообразно с его утаенными желаниями. Ибо и в том и в другом случае он вынужден будет говорить не согласующееся с общепринятым, ведь ему придется утверждать противоположное или открытым или скрытым мнениям.

Самый распространенный топ заставить говорить не согласующееся с общепринятым, какой применяет Калликл в сочинении „Горгий“ и который все древние считали удачным, — это сопоставлять то, что согласно природе, с установленным, ибо, говорят, природа и установление противоположны друг другу, и справедливость, [например], хороша по установлению, а согласно природе нехороша».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 558-559.

Иллюстрация-5. Калликл. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/19/Anderson%2C_Domenico_%281854-1938%29_-_n._23185_-_Socrate_%28Collezione_Farnese%29_-_Museo_Nazionale_di_Napoli.jpg
Иллюстрация-5. Калликл. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/19/Anderson%2C_Domenico_%281854-1938%29_-_n._23185_-_Socrate_%28Collezione_Farnese%29_-_Museo_Nazionale_di_Napoli.jpg

Пример: «Некоторые вопросы таковы, что ответ па них неправдоподобен в обоих случаях, например вопрос, кого следует слушаться — мудрых или отца, или что следует делать — полезное или справедливое, или что предпочтительнее — терпеть несправедливость или причинять вред [другому]. Так вот, следует заставить собеседника утверждать то, что противно мнению большинства и мудрых. А именно, если кто-то говорит так, как те, кто занимается рассуждениями, то следует заставить его утверждать то, что противно мнению большинства, а если он говорит как большинство — то, что противно мнению мудрых».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 559.

Продолжение следует. Подпишитесь, чтобы не пропустить!

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.

Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 2)
Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 2)

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Начать дискуссию