Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 4). Цицерон

«Тело от излишних упражнений устает — ум же от упражнения укрепляется».

Цицерон Марк Туллий. [1].

В Древнем Риме наиболее значимыми авторами, которые системно занимались постановкой творческих навыков, были Цицерон, Сенека и Квинтилиан.

Все они отмечали влияние философов Древней Греции на свое становление и развитие.

1 ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. — 43 до н.э.), Древний Рим.
1 ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. — 43 до н.э.), Древний Рим.

Некоторые факты о Цицероне:

— не ел мясные блюда;

— не отказывался от вина;

— посещал лекции Аполлония Молона;

— открыто вступил в конфликт с Марком Антонием;

— необоснованно был обвинен последним в причастности к убийству Цезаря;

— был убит по приказу Марка Антония.

Положительный эффект тренинговых упражнений по Цицерону: упражнения укрепляют память.

«Но ведь память слабеет.

— Пожалуй, если ты ее не упражняешь [...]». [2]

55 УПРАЖНЕНИЙ И ПРИЕМОВ, которые применял Марк Туллий Цицерон:

1) ПРИВЛЕЧЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ

«Сам Цицерон умел поддразнивать публику: шутками, неожиданными жестами, громом упреков, сопереживанием, угрозами — в этом смысле он напомнит нам Шекспира, у которого и ужасы, и грубости, и эффектные выступления, и симпатия, и отвращение — все одинаково удерживает внимание публики от начала пьесы до самого конца». [3]

2) ВЫЯВЛЕНИЕ СПОРНОГО ВОПРОСА (ПОРТИВОРЕЧИЯ)

«Когда я пол­но­стью изу­чу все обсто­я­тель­ства дела, я сей­час же сооб­ра­жаю, какой в нем вопрос спор­ный. Ибо идет ли спор меж­ду людь­ми по делу уго­лов­но­му, как о пре­ступ­ле­нии; либо по граж­дан­ско­му, как о наслед­стве; либо по сове­ща­тель­но­му, как о войне; либо по лич­но­му, как о похва­ле; либо по уче­но­му, как о смыс­ле жиз­ни, — ни в одном слу­чае он не обхо­дит­ся без вопро­са или о том, «что сде­ла­но, дела­ет­ся и будет сде­ла­но», или «како­во сде­лан­ное», или «как его назвать». [4]

2 Иллюстрация-13. Источник
2 Иллюстрация-13. Источник

3) ИЗУЧЕНИЕ ДЕЛА (СУТИ ВОПРОСА)

«Так вот, преж­де все­го ора­тор дол­жен, какие бы дела он ни взял­ся вести, тща­тель­но и осно­ва­тель­но в них разо­брать­ся. (100) В шко­ле такое пред­пи­са­ние не дает­ся; детям ведь пред­ла­га­ют­ся дела лег­кие: „Закон вос­пре­ща­ет чуже­стран­цу всхо­дить на сте­ну; он взо­шел, отра­зил непри­я­те­лей; его обви­ня­ют“. Разо­брать­ся в подоб­ном деле не сто­ит труда, поэто­му неза­чем и давать пред­пи­са­ния для его изу­че­ния. (Вот на такой-то обра­зец и дают­ся дела в шко­ле.) Но вот на фору­ме — доку­мен­ты, свиде­тель­ства, дого­во­ры, согла­ше­ния, обя­за­тель­ства, род­ство, свой­ство, ука­зы маги­ст­ра­тов, заклю­че­ния пра­во­ве­дов, вся жизнь, нако­нец, тех, чье дело раз­би­ра­ет­ся, — и все это долж­но быть разо­бра­но; мы видим, что из-за небреж­но­го ко все­му это­му отно­ше­ния быва­ет про­иг­ра­но мно­же­ство дел, и глав­ным обра­зом част­ных, кото­рые обыч­но осо­бен­но запу­тан­ны».[5]

4) ШАБЛОНЫ ВОПРОСОВ

«Итак, суще­ст­ву­ет толь­ко три рода вопро­сов, могу­щих быть пред­ме­том раз­би­ра­тель­ства и пре­ний: „что сде­ла­но, дела­ет­ся или будет сде­ла­но“, или „како­во сде­лан­ное“, или „как его назвать“. Неко­то­рые гре­ки добав­ля­ют еще вопрос „закон­но ли сде­ланное“; но это лишь част­ный слу­чай вопро­са „како­во сде­лан­ное“. Пора, одна­ко, воз­вра­тить­ся к нача­то­му».[6]

5) ВЕДЕНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, ФИКСИРОВАНИЕ ОШИБКИ И ЕЕ ИСПРАВЛЕНИЕ

«Титу Помпонию Аттику, в Рим. Att., XVI, 6. Вибон, 25 июля 44 г.

4. Теперь узнай о моей небрежности. Я послал тебе книгу „О славе“. Но в ней то же предисловие, какое и в третьей книге „Академиков“. Это произошло по той причине, что у меня есть свиток предисловий. Из него я обычно выбираю всякий раз, как начинаю какое-нибудь сочинение. И вот, еще в тускульской усадьбе, так как я не помнил, что я уже использовал это предисловие, я вставил его в ту книгу, которую послал тебе. Но когда я на корабле читал „Академики“, я заметил свою ошибку; поэтому я тотчас набросал новое предисловие и послал тебе. То ты отрежешь, это приклеишь».[7]

3 Иллюстрация-14. Источник
3 Иллюстрация-14. Источник

6) ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ОБЩЕЙ МАССЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

«— Вы читали, что написано перед входом в наш храм Муз? — спросил он, оглядывая друзей, и сам с торжеством ответил: «Негеометр да не войдет». Затем продолжил, что Великий Учитель при всей любви к философии глубоко уважал математику вообще и геометрию в частности, воспринимал их «как науку о самых прекрасных мысленных фигурах».[8]

7) РАЗДЕЛЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ НА УРОВНИ: «[...] все без исключения спорные вопросы по природе их и существу могут быть рассмотрены в общем и целом». [9]

8) ИЗУЧЕНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК

«[...] немногочисленные строки, необычно сухие даже у Дионисия, [...] содержат свидетельство о предложении создать законодательство и с этой целью отправиться в Грецию и Великую Грецию, чтобы „изучить“ законы».[10]

9) РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД

«[...] Цицерон отталкивается от тезиса Сократа о том, что всякий, кто о чем-то знает, достаточно красноречив в этом».

Рекомендация № 1: «Умеренность нужна и в трате сил; не напрягай их больше, чем можешь; тогда не будешь испытывать их недостатка. Милон, говорят, вступил на ристалище в Олимпии, неся на плечах быка. Что же предпочел бы ты получить в дар: такую же силу мышц или силу ума Пифагора? Словом, пользуйся благом, пока обладаешь им; когда же его не станет, не сожалей о нем. А не то и молодые люди должны были бы сожалеть об отрочестве, а более зрелый возраст — о юности?».[11]

Рекомендация № 2 «— Есть и пить угодно столько, чтобы силы, потраченные на физические или умственные упражнения, смогли их восстанавливать, а не подавлять».[12.]

10) ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

«... ты дол­жен со сво­им сло­вом убедить его или раз­убедить, успо­ко­ить или взвол­но­вать и вооб­ще все­ми спо­со­ба­ми настро­ить сооб­раз­но с обсто­я­тель­ства­ми дела, обра­щая в нем иной раз даже друж­бу в нена­висть и нена­висть в друж­бу; ты дол­жен, как бы при помо­щи какой-нибудь меха­ни­ки, то напрячь его душу до стро­го­сти, то рас­сла­бить до снис­хож­де­ния, то про­будить в нем грусть, то радость...» [13]

4 Иллюстрация-15. Источник
4 Иллюстрация-15. Источник

11) ПРИЕМ «4 ПРИЧИНЫ»

Прием предполагает выделения из множества причин четырех основных. Как правило, четырех причин достаточно для понимания сути явления.

Пример: «И действительно, если я стараюсь охватить умом все причины, почему старость может показаться жалкой, я нахожу, что их четыре: первая — та, что старость будто бы удаляет от дел; вторая — что она ослабляет тело; третья — что она лишает нас чуть ли не всех наслаждений; четвертая — что она приближает нас к смерти».[14]

После перечисления 4-х причин Цицерон критически рассматривает каждую из них. Все 4 причины, приведенные в примере, ставятся Цицероном под сомнение.

12) ПРИЕМ «ПЕРИОД» (ГРЕЧ. «ОБХОД», «МАРШРУТ»): «особая организация речи на основе условной связи, по типу „Если будет то-то, то при таких-то условиях произойдет то-то, но также при некоторой возможности и то-то“. Период позволял в одной фразе высказать как необходимую связь фактов, так и возможное развитие событий, сделав и то и то равно убедительным. Период, из-за длины, трудно воспринимать на слух, поэтому ораторы, начиная с Горгия, стремились его „закруглять“, делать ритмичным и тем самым выразительным и даже вводить рифму для легкой запоминаемости его слушателем». [15]

13) ОПОРА НА ФАКТЫ

«[...] факты имеют большое значение, чем поиски их причин». [16]

14) СЛЕДОВАНИЕ ОБЫЧАЯМ

«И кон­су­лы при набо­ре вой­ска следят, чтобы пер­вый воин был со счастливым именем. Этот обы­чай ведь и ты зна­ешь и, когда был кон­су­лом и полководцем (im­pe­ra­tor), свято соблюдал».[17]

15) УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Пример: «Ты, Сципион, верно, знаешь, как поступает гостеприимец твоего деда Масинисса, а ведь ему уже исполнилось девяносто: отправившись в путь пешком, он уже не садится на коня; выехав верхом, он уже не сходит с коня; ни дождь, ни холод не могут заставить его покрыть голову; мышцы его крепки, и ему легко справляться со всеми обязанностями и делами царя. Так упражнение и воздержанность помогают человеку даже в старости сохранить долю былых сил».[18]

5 Иллюстрация-16. Источник
5 Иллюстрация-16. Источник

16) КОНЦЕНТРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСИЛИЙ НА ГЛАВНОМ: «Титу Помпонию Аттику, в Рим. Att., XVI, 10. Синуесская усадьба, 8 ноября 44 г.

2. Теперь, мой Аттик, направь весь свой ум на следующий вопрос, — дело ведь важное; есть три возможности: оставаться ли мне в Арпине или переехать ближе, или прибыть в Рим? Поступлю, как ты найдешь нужным. Но — возможно скорее. С нетерпением жду твоего письма». [19]

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: # КАК СТАТЬ НЕУДАЧНИКОМ с САМОМНЕНИЕМ ?..

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

2) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.

Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 4). Цицерон

Источники

  • Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 369.
  • Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 364.
  • Марк Туллий Цицерон. Название: Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями. М.: Издательство: ФТМ, Издательство АСТ, 2021. Без страниц.
  • Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777002. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777002. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777002. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Марк Туллий Цицерон. Антология гуманной педагогики / сост. и коммент. Я.А. Волкова, В. К. Пичугина; вступ., закл. и сопр. разделы статьи В. К. Пичугиной; науч. ред. В. Г. Безрогов: Неолит; Москва; 2017. Без страниц.
  • Ильяхов А.Г. Цицерон. Поцелуй Фортуны. М.: ООО «Издательство «Вече», 2020. Файл fb2. Без страниц.
  • Марк Туллий Цицерон. Антология гуманной педагогики / сост. и коммент. Я.А. Волкова, В. К. Пичугина; вступ., закл. и сопр. разделы статьи В. К. Пичугиной; науч. ред. В. Г. Безрогов: Неолит; Москва; 2017. Без страниц.
  • Монтеверди Д. Законы XII таблиц и греческие законы, «предназначенные для создания свободной и народной республики // IUS ANTIQUUM. 2015. Volume: II (XXXII). С. 24.
  • Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 368.
  • Ильяхов А.Г. Цицерон. Поцелуй Фортуны. М.: ООО «Издательство „Вече“, 2020. Файл fb2. Без страниц.
  • Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство „Наука“, 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777002. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 363.
  • Марк Туллий Цицерон. Название: Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями. М.: Издательство: ФТМ, Издательство АСТ, 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://loveread.me/read_book.php?id=96586&p=8. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. О дивинации. Книга I / Текст приводится по изданию: Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука», 1985. Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров. Перевод с латинского и комментарии М. И. Рижского [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1407606590#120. Дата доступа: 15.07.2023.
  • Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. О дивинации. Книга I / Текст приводится по изданию: Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука», 1985. Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров. Перевод с латинского и комментарии М. И. Рижского [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1407606590#120. Дата доступа: 15.07.2023.
  • Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 368.
  • Марк Туллий Цицерон. Антология гуманной педагогики / сост. и коммент. Я.А. Волкова, В. К. Пичугина; вступ., закл. и сопр. разделы статьи В. К. Пичугиной; науч. ред. В. Г. Безрогов: Неолит; Москва; 2017. Без страниц.

Фото

11
Начать дискуссию