Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 6). Цицерон

«[...] как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тщательной письменной работе».[5]

30) ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕМБРА ГОЛОСА ВЫСТУПАЮЩЕГО

«Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. (57) Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

[...] сама природа, как бы упорядочивая человеческую речь, положила на каждом слове острое ударение, притом только одно, и не дальше третьего слога от конца, — поэтому искусство, следуя за природой, тем более должно стремиться к усладе слуха.

[...] наш образцовый оратор будет менять и разнообразить голос и пройдет все ступени звучания, то напрягая его, то сдерживая. [1]

1 Иллюстрация-22. Речь Цицерона против Катилины в римском Сенате. Свободная копия с акварели 1912 г. Ханса В. Шмидта
1 Иллюстрация-22. Речь Цицерона против Катилины в римском Сенате. Свободная копия с акварели 1912 г. Ханса В. Шмидта

31) УПРАЖНЕНИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПАМЯТЬЮ

«[...] по способу пифагорейцев, чтобы управлять память, припоминаю вечером все, что я в этот день сказал, услыхал, совершил». [2]

32) СОБЕСЕДОВАНИЕ С НАСТАВНИКОМ КАК УПРАЖНЕНИЕ ПО ПОСТАНОВКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

«Обратимся теперь к грекам, без которых в нашем рассуждении нам обойтись никак нельзя, потому что как добродетелям надо учиться у нас, так науке — у них. Кто в те былые времена был более ученым или более образованным оратором, чем Писистрат?... (138) А Перикл? О силе его слова говорит то, что когда он наперекор афинянам выступал с суровой речью за благоденствие родины... (139) А Критий? А Алкивиад? Они не принесли, правда, добра своим согражданам, но несомненная их ученость и красноречие разве не были приобретены в собеседованиях с самим Сократом?». [3]

33) БЕСЕДЫ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК (ранее такой способ обучения активно применял Платон)

«И вот, когда мы прогуливались таким образом, между нами завязалась беседа [...]». [2]

34) ОБДУМЫВАНИЕ И ДРУГАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАБОТА В ХОДЕ ПРОГУЛОК

«Квинту Туллию Цицерону, в Британию. Q. fr., III, 3. Рим, 21 октября 54 г.

1. Признаком того, как я занят, пусть будет для тебя рука моего письмоводителя. Знай, что не бывает дня, когда бы я не защищал обвиняемого. Поэтому почти все, что я совершаю или обдумываю, я откладываю на время прогулки». [3]

35) УСИЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

«А если и случится вскрикнуть мужу сильному и мудрому, то разве лишь затем, чтобы усилить свое напряжение, — так бегуны, состязаясь, кричат что есть сил, так, упражняясь, подают голос атлеты, так кулачные бойцы, ударяя противника, вскрикивают, выбрасывая вперед свой цест (caestus — от caedere — ударять, древнеримское название боевой перчатки. — Прим. С.М. Храмова), — это не потому, что им больно или что они струсили, а потому, что при крике все тело напрягается и удар получается сильнее». [2]

2 Иллюстрация-23. Цицерон осуждает Катилину, гравюра Б. Барлокчини, 1849 г
2 Иллюстрация-23. Цицерон осуждает Катилину, гравюра Б. Барлокчини, 1849 г

Пример применение приема «Усиление напряжения» во время публичного выступления: «Честное слово, я видел, как Марк Антоний с таким напряжением произносил речь в свою защиту от закона Вария, что даже коленом касался земли. Как балисты пускают камни и прочие предметы тем сильнее, чем больше напряжения и силы вложено в толчок, так и голос, бег, удар становятся тем сильнее, чем больше в них напряжения. Раз уж такова сила напряжения, что стон от боли может послужить укреплению души — будем этим пользоваться [...]». [2]

36) ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЫНОСЛИВОСТИ

Из рекомендаций Аполлония Молона, чьи лекции посещал Цицерон: «Обращая внимание на то, что заседания в судах нередко длятся от рассвета до сумерек и не один день, предлагал усиленно заниматься гимнастическими упражнениями:

— Иначе вмиг выдохнешься и будешь похож на вялую грушу, брошенную на съедение мухам. Почувствуй себя бегуном на длинную дистанцию, будь вынослив, распредели силы, чтобы тебя хватило для решительного завершения забега — заключительной речи перед судьями, уже изрядно уставшими от процесса». [4]

37) ПРИМЕНЕНИЕ УСЛОЖНИТЕЛЕЙ

«Время от времени родосец выводил слушателей не в тенистые рощи, обдуваемые прохладными ветерками, а на лужайки, открытые солнцепёку, заставляя подолгу читать наизусть отрывки из своих речей. Объяснял, что судебные заседания проходят в похожих условиях; говорил, что главное для судей не содержание речи адвоката, а то, как он её произносит. Предлагал говорить длинные фразы на одном дыхании и ровно, не повышая голос и не понижая.

— Но для этого необходимо усердие, — вставил слово Марк. — Демосфен с рождения имел слабый голос, и сильно картавил, а непосильными упражнениями добился высот ораторского искусства. Мне тоже пришлось применять его метод, чтобы исправить собственные дефекты.

Аполлоний не позволял ученикам записывать свои речи, требовал запоминания, слово в слово, и тогда Марку пришла в голову неплохая идея — мысленно выстраивать речь учителя по определённой системе — „разложить по полочкам“, что пригодилось в дальнейшем». [4]

38) УПРАЖНЕНИЕ С КАМЕШКАМИ: «[...] пусть [...] оратор [...] отстранится от других занятий, как бы ни были они значительны и почтенны; пусть он, так сказать, денно и нощно усердствует в единственном своем деле, взяв за образец того, кто бесспорно владел самым могучим красноречием — афинянина Демосфена. Ведь это у Демосфена, говорят, было такое рвение и такая работоспособность, что он первым делом преодолел упорным трудом и старанием свои прирожденные недостатки; будучи настолько косноязычен, что не мог произнести первую букву названья своей науки, он добился путем упражнений того, что по общему приговору никто не говорил более чисто; (261) затем, так как у него было слишком короткое дыхание, он научился говорить, не переводя духа, и достиг таких успехов, что, как видно из его сочинений, порой в одном речевом периоде заключались у него по два повышения и понижения голоса; к тому же, как известно, он приучил себя, вложив в рот камешки, произносить во весь голос и не переводя дыхания много стихов подряд, и при этом не стоял на месте, но прохаживался и всходил по крутому подъему». [5]

3 Иллюстрация-24. Источник
3 Иллюстрация-24. Источник

39) МЕТОД МЕСТ (50 г. до н.э.)

«Когда Цицерон и его современники выступали с долгими речами на римском форуме, у них под рукой не было заметок, поскольку бумагу в те времена ещё не изобрели. Поэтому в качестве подсказок ораторы использовали мраморные колонны форума. Каждая колонна символизировала одну тему и связанные с ней идеи. Если верить рассказам современных экскурсоводов по Риму, ораторы переходили от колонны к колонне, то есть от темы к теме, используя их как визуальные подсказки. С течением времени этот приём трансформировался в популярный метод „Римская комната“, согласно которому нужно мысленно соотносить физические объекты в помещении с определёнными темами, что очень напоминает ассоциации с колоннами древнеримского форума». [6]

Замечу, что с высокой вероятностью этот метод был заимствован Цицероном у древнего грека Симонида. [7]

Запоминание с использованием мест и слов-образов: «Места, которые мы воображаем, должны быть многочисленными, приметными, раздельно расположенными, с небольшими между ними промежутками; а образы — выразительными, резкими и отчетливыми, чтобы они бросались в глаза и быстро запечатлевались в уме. Достигнуть этого нам помогут упражнения, переходящие в навык, а именно: во-первых, подбор похожих слов, в которых лишь изменены падежные окончания или видовое значение заменено родовым, и, во-вторых, обозначение целой мысли одним словом-образом, самый вид которого будет соответствовать его месту в пространстве, как это бывает у искусных живописцев.

[...] Мне случалось видеть замечательных людей с прямо сверхъестественной памятью: в Афинах — Хармада, в Азии — Метродора Скепсийского [...]; и оба они утверждали, что все, что они хотят запомнить, записано у них в уме на определенных местах посредством образов, как будто буквами на восковых табличках». [8]

4 Иллюстрация-25. Источник
4 Иллюстрация-25. Источник

40) СХЕМА СУДЕБНОЙ РЕЧИ

«До Цицерона в риторике уже была выработана классическая схема защитительной речи, сохранявшая свою силу в течение многих веков. Указанную схему, в основном, использует и Цицерон. Судебная речь должна -

— ознакомить слушателей с фактическим составом дела;

— оценить изложенные факты и сделать из них выводы (при этом выступающий первым обвинитель должен изложить сами факты, давая им оценку не в пользу обвиняемого и требуя осуждения последнего; поэтому защитник имеет право еще раз повторить рассказ о произошедшем конфликте и осветить его со своей точки зрения, приведя аргументы в пользу подзащитного);

— после этого защитник должен систематически опровергать доказательства обвинителя». [9]

41) СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ / ПЛАНА РЕЧИ

«Все силы и способности оратора, служат выполнению следующих пяти задач:

во-первых, он должен приискать содержание для своей речи;

во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод;

в-третьих, облечь и украсить всё это словами;

в-четвёртых, укрепить речь в памяти;

в-пятых, произнести её с достоинством и приятностью». [10]

42) УПРАЖНЕНИЕ «ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВЫБРАННУЮ ТЕМУ»

«... вы задаете себе тему в виде судебного дела, во всем похожего на настоящее, и затем стараетесь говорить на эту тему, как можно ближе держась действительности». [5]

Ошибки при выполнении упражнения «выступление на выбранную тему»: «Однако многие упражняют при этом только голос и силу своих легких, да и то без толку; они учатся болтать языком и с удовольствием предаются такой болтовне. Их сбивает с толку слышанное ими изречение, что речь развивается речью». [5]

43) ДЕКЛАМАЦИЯ (от лат. declamatio — упражнение в красноречии): «тренировка публичного выступления перед небольшим кругом слушателей, способных оценить качество и убедительность. Преимущество декламации как формы обучения оратора было в том, что темы могли предлагать слушатели, а

значит, оратор учился быстро готовить речь и разрабатывать любую тему по существующим правилам и образцам. Цицерон объясняет, как он перешел от декламаций, репетирующих участие в судебных процессах, к строго философским декламациям: многие его друзья задавались философскими вопросами, тревожившими их при приближении смерти больше, чем юридические». [11]

5 Иллюстрация-26. Источник
5 Иллюстрация-26. Источник

Пример: «По вечерам они с братом устраивали „учебные“ судебные процессы, „упражнения для ума и языка“. Квинт выступал обвинителем, а старший брат — „другом обвиняемых“, защитником обиженных и обездоленных. Квинт был уже достаточно опытным оппонентом и часто не соглашался с доводами Марка, особенно когда тот утверждал, что в речи адвоката главное — её содержание, а не витиеватость». [4]

Пример аналога декламаций с оспариванием мнения собеседника: «[...] па Тускуланской моей вилле как раз собралось много моих друзей. Когда-то я устраивал декламации на судебные темы и не оставлял этого упражнения дольше всех; а теперь, на старости лет, подобные рассуждения заменили мне декламации: я предлагал назначить, кто о чем хочет услышать, а потом, сидя или прохаживаясь, начинал рассуждать. Вот такие уроки (или, по-ученому говоря, лекции) я вел пять дней и записал в пяти книгах.

Делалось это так: когда кто хотел о чем-нибудь послушать, тот сперва сам говорил, что он об этом думает, а потом уже я выступал с противоположным суждением. Ты ведь знаешь, что именно таков старинный сократический обычай — оспаривать мнение собеседника; Сократ считал, что так легче всего достичь наибольшего приближения к истине». [2]

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: НАУЧНЫЙ ЗАДАЧНИК по ФАКТАМ, ГИПОТЕЗАМ, ИНТЕПРЕТАЦИЯМ и т.д. до ПАРАДИГМ

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

2) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.

Источники

  • Марк Туллий Цицерон. Название: Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями. М.: Издательство: ФТМ, Издательство АСТ, 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777005. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 370.
  • Марк Туллий Цицерон. Антология гуманной педагогики / сост. и коммент. Я.А. Волкова, В. К. Пичугина; вступ., закл. и сопр. разделы статьи В. К. Пичугиной; науч. ред. В. Г. Безрогов: Неолит; Москва; 2017. Без страниц.
  • Ильяхов А.Г. Цицерон. Поцелуй Фортуны. М.: ООО «Издательство «Вече», 2020. Файл fb2. Без страниц.
  • Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777001#147. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Джерри Вайсман, Мастера слова. Секреты публичных выступлений, М., «Манн, Иванов и Фербер», 2014 г., с. 17-18.
  • Источник: https://vikent.ru/enc/7122/
  • Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777002. Дата доступа: 20.07.2023.
  • Источник: Соломатин В. Система гуманитарного и социально-экономического знания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-vladimir-solomatin/101755-sistema-gumanitarnogo-i-socialno-ekonomicheskogo-znaniya-vladimir-solomatin/read/page-27.html. Дата доступа: 22.07.2023.
  • Марк Тулий Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве, М., «Наука», 1972 г., с. 102. Источник: https://vikent.ru/enc/3124/
  • Марк Туллий Цицерон. Название: Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями. М.: Издательство: ФТМ, Издательство АСТ, 2021. Без страниц.

Фото:

11
Начать дискуссию