История одного магазинчика

После офшорного программирования я занялся ещё более реальным бизнесом: знакомый предложил вложиться в сноубордическое оборудование австрийской фирмы F2 (ныне, к счастью, покойной) и в модную молодёжную зимнюю одежду Forum, Foursquare и Special Blend (тоже закрытые Бёртоном бренды), на которые у приятеля были предзаказы, но не было денег закупиться. Он очень прикольно всё описал: мол, вложимся на 3–4 месяца, привезём сноуборды, продадим, заработаем процентов 30 прибыли. В случае плохих продаж всегда сможем слить их по ценам закупки и в любом случае отобьём деньги. Предзаказы у него были примерно на половину всей партии, то есть вроде как никакого риска. Просто глупо было упускать такую возможность!

Я снял все деньги с брокерского счёта, который растил несколько лет — примерно 40 тысяч долларов, из которых половину заработал доверительным управлением, — и ещё занял у нескольких родственников примерно в 4 раза больше. И проинвестировал. Заодно вложился ещё в закупку модной сноубордической одежды, на которую тоже были «предзаказы».

Мы с приятелем стартаперы<br />
Мы с приятелем стартаперы

Мероприятие оказалось мощнейшим фейлом.

Моднейшая одежда нелепейших размеров и расцветок<br />
Моднейшая одежда нелепейших размеров и расцветок

По причине англоговорящести я стал ответственным за переговоры с поставщиком. Писал, звонил в Австрию чуть ли не каждый день. То об оплате договаривались (как-то раз долго не доходили деньги, машина нашей транспортной компании на их складе уже ждала, а факсовой свифтовке они не верили), то ещё о чём-то. Но самое главное — мне надо было чётко понять, что никто, кроме нас, не будет торговать досками этого бренда. Поэтому после многодневного юления и болтовни австрияков я спросил напрямик: вы больше никому не будете продавать эти доски? «Нет!», — ответили они. На том и порешили. В качестве доказательства у нас была переписка по емейлу. Дальше всё развивалось как в кино (это был фильм ужасов).

Внезапно от предзаказа отказывается основной розничный клиент — порядка 25% всех досок. Мотивирует очень странно: дескать, он купит эти же доски через две недели в другом месте и дешевле. Мы не верим, звоню австрийцам, ещё раз спрашиваю: «Вы больше никому не будете продавать эти сноуборды?» Опять меня заверяют, что нет, вы наш представитель в РФ, всё в порядке. Опять к клиенту, уверяем его, что не сможет он больше эти доски нигде достать. Но заказ так и не выкупает.

Первый оптовый шоу-рум, рядом с моими программистами<br />
Первый оптовый шоу-рум, рядом с моими программистами

Привезли мы тогда 315 сноубордов примерно на 80 тысяч евро (плюс ещё гору одежды). Через три недели после доставки выяснилось, что такие же сноуборды продаются и оптом, и в розницу и дешевле, чем у нас. Австрияки оказались гнилыми уродами и порядка 100 штук (то есть треть от нашего заказа) они продали большой сети, а на следующий год дали им эксклюзив. Мы грозились судом, но кроме емейлов у нас ничего и не было, да и, наверное, если б было, вряд ли что-то сделали бы. А в F2 нам заявили, что они «отправили образцы коллекции потенциальному дистрибьютору». Помню, мы ещё им присылали какие-то «планы развития» в надежде получить статус дистрибьютора на следующий год. Как дети прямо!

В общем, попали мы очень крепко, я перезанимал раз пять. Свои деньги вынуть так и не удалось. Потом оказалось, что партнёр торгует ещё другими вещами (из прошлых своих закупок) и я предложил "объединиться", чтобы не было конфликта интересов, так как мне было важно, доски из какой партии он продаёт, а ему — нет. Мы открыли сначала шоу-рум/мелкооптовый склад (через стенку от моих программистов), а потом два магазина в «Экстриме» — досок и одежды.

Розничный фейл

Открылись мы в непроходных местах, ассортимент закупили неправильный, да ещё и в разгар кризиса 2008 года зимой не выпал снег. И ещё кто-то из сотрудников незаметно увёл товара тысяч на пятьсот. Мы подозревали кто, и даже нашли где протестить сотрудников на детекторе лжи, но в итоге человека просто уволили, потому что доказать ничего не смогли.

Бренд Forum плоховато ищется в интернете<br />
Бренд Forum плоховато ищется в интернете

Всё нажитое непосильным трейдингом оказалось вложено в сноуборды, штаны и куртки (до сих пор остались, в бане лежат). Магазины мы с партнёром потом разделили — мне достался с одеждой, и я протащил его ещё полтора года с несколькими друзьями, которые выкупили у меня по паре процентов. Назывался он Campus, ну, типа, стильно и молодёжно. Летом кое-как продавал Converse и Polaroid, зимой охотился за складскими остатками сноубордической моднятины. Продавцам платил гроши, основной расход был на конскую аренду в ТЦ «Экстрим». За первый самостоятельный год я заработал порядка 100 тысяч рублей — это за весь год без зарплаты.

И везде эти коробки из Икеи (и половина вешалок тоже)<br />
И везде эти коробки из Икеи (и половина вешалок тоже)

Потом я открыл второй магаз (уже обычной одежды) в Строгине, в абсолютно жопном ТЦ «Солнечный ветер», где за первый месяц работы у меня продалась одна пара джинсов и всё. Бежал оттуда без оглядки, даже какую-то пеню потом пришлось выплачивать собственнику. В итоге второй год ритейла был в сильный минус: кризис 2008-го отпускал очень медленно, место было херовое, ассортимент плохой – в основном неликвидные остатки от первых неумных закупок. Да даже если б я влил ещё миллиона три в товар, толку бы не было: просто потрепыхался бы немного дольше. Кроме ошибок с локацией и ассортиментом, сегодня понятно, что я концентрировался на том, чтобы "сделать классно", а не на том, чтобы заработать денег.

У нас было уютно, некоторые постоянные покупатели заходили просто потусоваться<br />
У нас было уютно, некоторые постоянные покупатели заходили просто потусоваться

Потом «Экстрим» в очередной раз поднял аренду в связи с «ростом курса» и магазин я закрыл. Там ещё практиковался занос денег за «право аренды», 3–4 месячных платежа просто за то, чтобы тебе сдали павильон; сейчас звучит дико, но реально такое было. Логика у хозяев была просто победная: так как некоторые магазины съехали, оставшимся надо поднять оплату. В итоге «Экстрим», естественно, превратился в днище и забился абибасами. Из хорошего там осталась только столовка (не знаю, работает ли сейчас, я с тех пор там и не был).

Из примечательного: мои письма акционерам

29/08/07: «Продажи за август на 65% больше, чем в прошлом году. Магазин продолжает преображаться».

14/10/07: Переломный момент

«На улице пошёл долгожданный снег, что знаменует собой начало зимнего сезона. Закончено переоформление магазина: переделали фасад, повесили плакаты, выдали манекену сноуборд. Размещена реклама в Экстриме: две растяжки и 5 плакатов».

25/11/07: Наш пароходик отправляется в светлое будущее

«Вчера впервые с момента образования нашей компании наши доходы превысили наши расходы. Продажи в ноябре соответствуют нашим оптимистичным прогнозам: уже побит рекорд прошлогоднего ноября, а до конца отчётного периода еще целая неделя».

17/12/07: Полёт нормальный

«Боевой ноябрь перешёл в вялотекущий декабрь. Продажи не сильно плохие, не сильно хорошие. Надеемся на предновогоднюю покупательскую лихорадку. Прибыль тем временем понемногу растёт, за декабрь основные расходы мы уже понесли».

15/01/08: Полгода в строю

«Прибыль магазина за эти полгода составила ххх рублей. Я направлял её на погашение кредитов. Рентабельность бизнеса — около 17%. Это маловато, но для нашей ситуации неплохо. Хотя вторые полгода будут в экономическом плане хуже, т.к. основой пик продаж уже прошёл».

07/02/08: Готовимся к новому сезону

«Закупку нам нужно сделать на несколько млн рублей. В текущей ситуации это означает, что для предоплаты (это будет 20%-30%, обсуждаю это с поставщиком) мы будем привлекать кредиты. Как я уже говорил, наше финансовое положение стабильно и не вызывает опасений у возможных кредиторов».

10/03/08: Зима закончилась

«Определились с летним ассортиментом. Уже приехали отличные и недорогие мужские джинсы Oakley... Привёз я ещё рубашки Abercrombie и American Eagle, летние вещи наших сноуборд-брендов (футболки, толстовки). Ещё я на выставке нашёл компанию-поставщика знаменитой молодёжной обуви Converse».

История одного магазинчика

11/04/08: Весна пришла, весне дорогу

«Теперь о результатах марта: они очень хороши. Прошлогодний март мы превысили более чем в два раза».

05/05/08: Выходим на финишную прямую (наш фин. год заканчивался 30 июня)

«Апрель выдался гораздо удачней прошлогоднего (перевыполнили более чем в два раза), а за первые дни мая мы уже выполнили прошлогодний майский план продаж. Наши результаты лишний раз подтверждают, что и летом можно зарабатывать».

10/06/08: Последний рывок

«С февраля до сих пор мы работаем очень стабильно и перекрываем операционные расходы – на что мы даже и не рассчитывали. В конце мая – начале июня продажи, впрочем, заметно снизились, но опять же, по сравнению с прошлым годом всё неплохо».

01/07/08: Нам стукнул годик

«У нас устойчивое финансовое положение, мы можем брать и отдавать кредиты, расширять ассортимент, вкладывать деньги в рекламу и развитие. Мы больше не боимся лета, а ставим задачу сделать его хотя бы безубыточным, а возможно, и прибыльным».

10/09/08: Вот и лето прошло

«Два месяца прошли удачно, продажи больше прошлогодних более чем в два раза. Мы начали завозить новую коллекцию первыми в Москве, повесили небольшой lcd-телевизор. У нас также появились в продаже солнечные очки Polaroid. Я принял решение открыть новый магазин в Строгино».

09/11/08: Зимы как не бывало

«Этот отчёт ничем вас не порадует: несмотря на хороший сентябрь, в октябре продажи в два раза хуже, чем в прошлом году. Вероятно, причиной тому и тёплая погода, и финансовый кризис заодно».

03/01/09: Кризис стучит в окно

«Трудные времена настали. Продажи в нашем основном рабочем квартале побили все негативные рекорды. Мы не добрались не то что до прошлого, но даже и до позапрошлого года. Будем надеяться на долгую снежную зиму, сокращать будущий заказ».

09/03/09: Конец фильма

«Я принял решение закрыть магазин в конце месяца. Продажи настолько малы, что капитал уменьшается с каждой нашей тратой, и я не вижу вариантов повернуть это вспять».

Часть оставшихся курток я отдал на реализацию в «Ролл-Холл» какому-то мутному челу по имени Серёжа Фокин, который «разорился» и деньги мне за них так и не вернул. Сам же я понемногу возвращал долги ещё лет пять. Для продажи остатков одежды я снял малюсенькую комнату в жопе мира за 6000 рублей в месяц. Собрал там вешалки из труб, развесил остатки и возил туда покупателей от метро на своей машине (которую потом продал, чтобы докупить акций одной австралийской конторы; лучше бы я тогда продал квартиру). Рекламировался через ЖЖ и друзей друзей. Оказалось, это гораздо выгоднее, чем магазин. Ну, опять же, это поработало около года и только на возврат долгов.

Интересно, что фейл с вложениями в розничные магазины (но не одежды, а алкоголя) я умудрился повторить через 10 лет. Но уже на другом уровне - ведь с тех пор я стал инвестором более высокого пошиба.

Если вам понравилась эта статья, буду рад, если вы подпишетесь на мой канал в телеграме или посмотрите видос на YouTube.

463463
234 комментария

Истории фейлов (особенно, с юмором) интереснее читать, чем саксесс-сториз — а то ведь везде успешный успех и все круто, а вот возможность поучиться на ошибках (желательно, не на своих) дорогого стоит.

Многие забывают, что чтобы подняться, надо сначала упасть, и хотят подняться просто так ;)

139
Ответить

Забыл добавить: "зато мы получили бесценный опыт", эту фразу всегда говорят, просрав туеву хучу бабла.

70
Ответить

ну кейсы сторисы об успешном успехе тоже полезно читать

9
Ответить

Упал - вставай, встал - упай, упай чокопай, не суди, не гуди, не будай, вада буди, дабуди дабудай

Ответить

Дневник продавца
Понедельник - плохой день, ничего не продал
Вторник - хороший день, продал шапочку
Среда - плохой день, шапочку вернули
Четверг - очень плохой день, шапочку украли

106
Ответить

Бывали такие недели

20
Ответить

Эпичная история. Когда ждать распродажу курток из бани со скидками для подписчиков? =)

46
Ответить