Удалёнка. Почему это плохо для бизнеса?

Удалёнка. Почему это плохо для бизнеса?

С каждым днём всё больше сотрудников переходит на удаленный формат работы. Согласно опросам, более 50% персонала российских компаний хотели бы полностью перейти в онлайн. 80% опрошенных работников отмечают, что испытывают меньше стресса, работая на дому. Это не удивительно - можно работать в комфортном для себя графике, в любой момент переключаться между личными делами и задачами на работе, ты не привязан к месту и можешь работать отовсюду, где есть интернет.

С начала пандемии наша компания, как и многие другие на рынке РФ, постепенно, методом проб и ошибок внедряла онлайн-формат работы. Настрадаться мне, как генеральному директору компании, с этой удалёнкой пришлось по полной. А в конце статьи вас будет ждать чек-лист со способами решения этих проблем.

Прежде всего стоит понять - а что не так с удалёнкой? Что плохого в том, что сотрудник работает из дома? Да и ты тоже. Не нужно брать в аренду офис, платить за клининг, закупать фрукты и чай, не нужно тратить время на дорогу, просыпаясь ближе к началу рабочего дня, а после окончания рабочего дня не добираться домой по пробкам. Появляется больше сил и времени на новые хобби. Да и, согласно статистике, 75% сотрудников работают на дому гораздо эффективнее - а это разве не первое, что нужно бизнесу? Оказывается, что нет.

1. Нехватка самодисциплины.

Удалёнка. Почему это плохо для бизнеса?

42% опрошенных сотрудников считают это основной проблемой труда на дому. В офисе всё чётко - приехал, выполнил задачи, уехал. А дома появляются другие дела помимо работы - уборка, готовка, просьбы домочадцев, любимый фильм по ТВ. И вот ты возвращаешься за ноутбук, и понимаешь - уже семь вечера, а на сегодня из запланированного выполнен только перерыв на обед. Конечно, такое может происходить и на работе в офисе - но там куда меньше отвлекающих факторов. Нельзя забывать и про то, что в офисе всегда есть определенная рабочая атмосфера.

2. Ненормированный график.

37% опрошенных отметили, что этот фактор для них является самой настоящей проблемой. Казалось бы - а это чем может не угодить? Какая разница, когда просыпается сотрудник, и во сколько он приступает к работе? Главное - выполнение задач. Но для меня, как для руководителя, этот вопрос имеет немаловажное значение. В первую очередь это касается эффективного взаимодействия со своей командой. Если сотрудник садится за работу в два часа ночи, а спать ложиться в десять утра, в то время как ты и вся остальная команда только приступает к работе в это время - трудности в работе неизбежны. Отсюда же вытекает несоблюдение дедлайнов, отсутствие своевременной обратной связи.

3. Отсутствие налаженной коммуникации внутри команды.

Удалёнка. Почему это плохо для бизнеса?

Одна из главных проблем удалёнки, которая сразу же начинает вставлять палки в колеса бизнесу - это коммуникация. Вытекает она из прошлого пункта. Когда вся команда находится в одном месте, обсудить что-либо в моменте проще простого. У пиарщика появился вопрос, с какими СМИ компания уже работала? Подошел прямо в офисе к коллегам, узнал у них. Нужно срочно решить, кто будет выступать с кейсом на мероприятии? Собрал коллег в переговорку и вперёд. Любой срочный вопрос обсудить гораздо проще. А вот на удалёнке может быть такое, что ждать ответ придётся долго. У кого-то не работает интернет, кого-то отвлекли домочадцы, кто-то отправился в магазин за стройматериалами на дачу, пока “из дел на сегодня только презентацию закончить”. И в итоге каждый сотрудник становится будто изолированным от коллектива, а это шаг к разрушению команды.

4. Атмосфера.

Это тот пункт, который можно обсуждать целую вечность. В офисе все настроены на результат. Из-за этой царящей вокруг атмосферы перманентной деятельности каждый сотрудник компании проникается работой. “Офисная психология” настраивает каждого на определенный ритм, позволяет включиться в работу и проводить своё время более эффективно. Когда приезжаешь в офис, желание работать, ставить новые цели, искать новые вызовы становится всё сильнее и сильнее. В это же время домашняя обстановка, как правило, настраивает на более расслабленное времяпрепровождение. Переключаться между делами бывает очень сложно, на это уходит лишнее время. А время, как известно - самый драгоценный ресурс.

5. Эмоциональное состояние сотрудников.

Эмоциональное состояние каждого члена своей команды довольно легко отследить, если вы тот руководитель, который задается этим вопросом. Обращаете внимание на настроение ваших сотрудников, их волнения, страхи, обсуждаете их зоны роста вместе с ними во время обеда и рабочего времени, ну и так далее. Если вы видите, что с сотрудником что-то не так - вы можете моментально среагировать на это. Помочь ему с тайм-менеджментом, с расстановкой приоритетов. Да просто поговорить с ним о том, что его беспокоит. А вот на удаленке это сделать куда сложнее - вы не взаимодействуете в живую со своими сотрудниками, со многими даже не созваниваетесь, общение идёт в лучшем случае по переписке. По данным Blind, в разных американских ИТ-корпорациях от 73 до 81% сотрудников испытали психологическое выгорание после перехода на дистанционный режим работы. Хотите похоронить свой бизнес? Тогда вперёд на удалёнку.

6. Отсутствие вдохновения.

Вспомните, сколько раз, обсуждая что-то с коллегой во время обеда, у вас появлялись новые идеи для решения поставленных перед вами задач. Стоя у кулера с водой, и перекинувшись парой слов с сотрудником, вы вдруг могли обнаружить, что на вопрос, который вы не могли решить всё утро, можно найти ответ за несколько минут. А вот дома постоять у кулера с коллегой не получится. И взять пятиминутный перерыв на кофе, чтоб просто отвлечься от работы, обсуждая с товарищем его вчерашнюю прогулку на велосипеде, будет затруднительно. Дома, как правило, уходя пообедать, специалисты тоже будут думать только о работе. Особенно, если живут без других домочадцев. Отсутствие разнообразия, одинаковая картина перед глазами недели подряд - всё это будет мешать работать, сделает действия механическими, лишенными души, жизни.

7. Информационная безопасность.

Значимая для многих предпринимателей проблема - это возможность утечки конфиденциальных данных компании. И дело вовсе не в недоверии своим сотрудникам. Но, как правило, домашний компьютер используется всеми членами семьи в одинаковой степени. Ваш сотрудник мог, например, делать какой-либо отчёт, сохранить его, и передать своему сыну компьютер, чтоб тот сделал уроки. Сын перепутал файлы, и выслал в беседу класса важный документ. Оттуда этот документ случайным образом мог попасть не в те руки, и всё. Или, например - сотрудник мог поставить на скачивание какой-нибудь фильм, и подхватить вирус, из-за чего все данные с компьютера (в том числе важные документы) оказались у злоумышленников.

А если удалёнка - единственный выход?

Все эти трудности, вызванные удалённым форматом работы, являются для меня критичными. Мне важно создавать максимально идеальные условия для каждого специалиста нашей команды, а удаленный формат часто ставит слишком много преград для эффективной работы. Поэтому мы стараемся находить компромиссные решения и давать сотрудникам возможность максимум рабочего времени проводить в офисе и на очных встречах.

Разумеется, такая возможность есть не всегда. У сотрудников могут быть объективные причины, из-за которых они не могут какое-то время присутствовать в офисе. Человек может заболеть и оказаться на двухнедельной изоляции - а вот задачи две недели ждать не могут. Есть шанс столкнуться с проблемой отсутствия необходимых специалистов в вашем городе, из-за чего придётся нанимать сотрудника из другого (возможно даже из другой страны) - в этой ситуации сотрудник чисто физически не сможет ежедневно добираться до офиса.

Ниже я подготовил чек-лист, который может вам помочь устранить определенные сложности удалённого формата работы.

1. Тимбилдинги и корпоративы.

Пожалуй, самый простой и осуществимый совет - это проведение регулярных корпоративов. Ваши сотрудники смогут в неформальной обстановке пообщаться и друг с другом, и с вами. Обсудить интересующие их темы, поделиться переживаниями, подискутировать о чем-то вне работы. Это решит и проблемы отсутствия коммуникации, и проблемы ощущения изолированности, и выгорания. Да, кто-то должен организовать такое мероприятие - сделать его интересным, насыщенным. На него придется найти время, выделить средства. Но по-другому никак.

2. Планёрки и собрания.

Проводите планёрки, где будут присутствовать все сотрудники. Рассказывайте им о целях, идеях, планах компании. Пусть специалисты включаются в дискуссию и обсуждают вместе с вами. Им необходимо понимать, почему перед ними ставятся именно такие задачи, к чему компанию приведет их деятельность. Это также защитит всех от ощущения изолированности от коллектива и непричастности.

3. Чёткие границы рабочего дня.

Несмотря на удалёнку, рабочий день всё равно должен иметь свои чёткие рамки. Конечно, я двумя руками и ногами за то, чтобы работа кипела без остановок. Однако у медали есть две стороны - стоит с уважением относиться к личному времени сотрудника, его собственным интересам. Если он работает дольше, чем установлено общим графиком компании - стоит оценивать его труд по достоинству, повышая бонусы или предоставляя какие-либо привилегии - ведь этот специалист ведёт ваш бизнес вперёд. Конечно же, нельзя забывать про дискоммуникацию сотрудников, если они все работают в разное время. По этой причине также необходимо четко обозначать границы рабочего дня тем сотрудникам, которым необходимо взаимодействовать с командой. Это же кстати касается и позиционировании своего времени перед домочадцами - необходимо объяснить им, что хоть вы и дома, всё же это не выходной. Нельзя отвлекать вас по пустякам во время рабочего дня. Ваше время неприкосновенно.

4. Курсы и тренинги.

Да, HR-специалисты проводят различные тренинги и курсы для своих сотрудников в офисах компании. А что мешает проводить такие сессии, когда команда на удалёнке? Организуйте тренинг на какой-нибудь площадке (в лофте или анти-кафе, к примеру). Дайте сотрудникам возможность выбраться в свет, встретиться с коллегами и прокачать свои навыки. От этого ведь всем будет только лучше! Кстати, можно подарить своим сотрудникам какие-нибудь полезные онлайн-курсы. Так они не будут чувствовать себя отдельно от компании, ведь они будут понимать, что вы заботитесь о них.

5. Опросы своих сотрудников.

Запускайте среди сотрудников опросы, чтобы получить обратную связь. И касаемо рабочей атмосферы, и их внутреннего состояния. Можно узнавать об отношении к вам, к коллегам - разумеется, при условии, что эта информация будет конфиденциальна и вы прислушайтесь к мнению человека с уважением. Это поможет вам понять, что лучше сделать и как повысить эффективность каждого члена своей команды.

6. Корпоративная техника для сотрудников.

Вы можете выдать своим сотрудникам корпоративные ноутбуки, на которых заранее будет предустановлены все необходимые программы. Это защитит данные компании от посторонних. Если же такой возможности нет - разберитесь, каким образом обезопасить компьютеры членов своей команды. Купите платную подписку на антивирус - это уже будет классным шагом для установления благоприятных взаимоотношений между вами и сотрудниками, так еще и данные компании защитит. Обучите своих сотрудников информационной безопасности - найдите им курсы, например. Это всё скажется на вашем бизнесе максимально положительным образом.

Пандемия открыла нам все стороны онлайн-формата работы: и её преимущества, и её недостатки. Для меня важно создавать максимально комфортные условия для команды, ведь её эффективность напрямую зависит от этого критерия. В этой статье были собраны советы, основанные на личном опыте функционирования компании в реалиях удалёнки. Если у вас есть свой собственный опыт - делитесь им в комментариях. Всегда интересно послушать советы, решения и другие мнения на этот счёт.

22
реклама
разместить
8 комментариев

при должном контроле, нормально мотивации и коммуникации, только плюсы вижу.

3

Недавно рисёрчил вакансии и обратил внимание, что многие компании начали отказываться от удалёнки в пользу гибридного графика. В понимании многих компаний гибрид — один рабочий день в неделю отработать из дома 😀 Отвечая на вопрос: «Почему удалёнка для бизнеса плохо?», хочется задать встречный: «Потому что бизнес консервативен, не может перестроится и двигаться в будущее?» и смотреть, что там мелькает безусловный доход, автоматизация и вообще во многих концепциях стоит идея, что человек больше занят собой, а не работой. Во-вторых, думаю такой вопрос возникает у тех руководителей, кто воспринимает своих сотрудников как рабов, которые не хотят работать и типо за ними нужно следить. Как вы там обычно говорите: «А что если сотрудник не работает?», а «А что если он дома не работает?». Для этого нужно посмотреть результат работы. Об этом хорошо написано в книге Девида Хенсона «Не сходите с ума на работе». А если относится к сотруднику к самозанятому или как ИП? Вы же не спрашиваете как и где они работают? Вы спрашиваете когда и какой будет результат. В-третьих, в основе современного общества стоит концепция 8-8-8, (сон-работа-отдых) и в реальности, в лучшем случае, это выглядит как (8-10(11)-6(5)). Компьют, особенно в крупных городах составляет 2-3 часа. Странно, что этот вопрос упорно не поднимается, время считается как угодно, но только не время человека. В-четвертых, после прочтения статьи, ощущение, что вы мне навязываете проблему и после её решение.Нет вдохновения? Пожалуйста → серый город, час в метро и ты радостный с коллегами обсуждаешь решение проблемы) А набрать коллегу мессенджеры не позволяют или другие виды активности, типо бега?

https://ilyabirman.ru/meanwhile/all/commute/

Спасибо за выражение своей позиции, чувствуется ваш опыт в профессиональной среде. Постараюсь ответить на некоторые ваши тезисы, однако в более спокойной форме. Здесь обсуждение не идёт о консервативности. Наша компания ставит в приоритет цели по цифровизации и автоматизации бизнеса, поэтому мы как никто другой можем обсуждать тему “зажатости в рамки”. Обращаю ваше внимание на то, что в статье практически не поднимается тема преимуществ удалёнки - плюсы и так очевидны, эту тему разве что ленивый не обсуждал. Да и в самой же статье я указываю, что дистанционный формат работы в некоторых случаях просто необходим. Здесь я делюсь собственным опытом и видением онлайн-формата работы, описывая трудности, с которыми столкнулась именно наша команда, и какие решения для их преодоления мы принимали.
Теперь касаемо приведенных вами тезисов. Во-первых, обращаю ваше внимание на то, что в статье нет ни слова о контроле. Здесь речь идет в первую очередь о коммуникации внутри команды. И да, мессенджеры не позволяют это сделать. Одно дело пообщаться с сотрудником во время кофе брейка, другое - звонить ему, искать возможность пообщаться. Ведь в офисе легче - увидел сотрудника - поговорил. Во-вторых - дискуссия касаемо “комьюта” может затянуться на очень долгое время, поэтому постараюсь ответить лаконично, опираясь на ваши высказывания. Время на дорогу - несомненно, минус. Но опять же, вопрос - а как вы его используете? Во время поездки в метро можно посмотреть видеокурсы о чем-то, составить план на день, на неделю. Побыть наедине со своими мыслями. Уже это - смена обстановки, которая необходима для перезагрузки мысленного потока. Дорога - не потеря времени, а лишь возможность по-другому его использовать. Опять же, преимущества работы в офисе перекрывают практически все минусы, связанные с затратой времени на дорогу.
Также мы не говорим о полном запрете онлайн-формата работы.
Да и статистика врать не будет. Я не зря привёл в пример показатели по “выгоранию” специалистов - это наилучшим образом описывает состояние коллектива. Для подавляющего большинства людей удалёнка = постоянное нахождение дома, за редким исключением случаются вылазки в свет.
Надеюсь, я пролил свет на свою позицию. Если нет - с радостью ознакомлюсь с вашими мыслями на этот счёт.

Опросы, кстати, действительно очень помогают, на удаленке вообще маст-хэв. Узнаешь много того, что до этого тебе никто не мог сказать, отслеживаешь состояние сотрудников легко, анализируешь в целом вовлеченность людей в работу.

Возможно, но пока все вышеперечисленное проанализируешь, у тебя и сотрудников то не останется.