ИТ для малого бизнеса: не повторить «ошибку выжившего»

ИТ для малого бизнеса: не повторить «ошибку выжившего»

Маневренность — свойство, которое необходимо в равной степени и самолету, и бизнесу для того, чтобы сохранить устойчивость и управляемость в условиях высоких перегрузок. Отечественным предпринимателям не привыкать к турбулентности, но даже опытным асам необходимо быть уверенным в состоянии своей машины. Ведь о какой маневренности речь, если техника может отказать в самый неподходящий момент?

«На честном слове и на одном крыле»

Неважно, чем занимается ваша компания, есть то, что объединяет ее со всеми организациями – и c мировыми гигантами, и c локальными производителями сувениров. Это ИТ. Можно попробовать запустить бизнес, не используя цифровые решения, но когда дело дойдет до развития и масштабирования, на одних бумажных крыльях далеко не улетишь.

Остановка мотора на аэроплане в воздухе всегда очень неприятна, а в некоторых случаях даже опасна".

- И. Сикорский (1889 - 1972)

«Остановка мотора на аэроплане в воздухе всегда очень неприятна, а в некоторых случаях даже опасна», — сказал как-то выдающийся авиаконструктор, изобретатель и по совместительству успешный предприниматель Игорь Сикорский. Он же в своих дневниках описывает и принятый в прошлом столетии способ решения проблемы: «Когда бывало необходимо, механик во время полета выходил на крыло, пробирался к двигателю и делал, что следует».

В XXI веке в аналогичной ситуации ощущает себя российский малый бизнес – собственник, как правило, узнает о проблеме, когда она уже угрожает парализовать одну или несколько функций в компании. Чтобы машина под его управлением не ушла в пике, предпринимателю приходится самому выходить на крыло - т.е. в режиме онлайн исправлять ситуацию. Как показывает практика, в 90% случаев проблему можно предотвратить, а в оставшихся 10% – ликвидировать до того, как она скажется на бизнес-процессах. Именно для этого и существуют ИТ-отделы, отвечающие за бесперебойное функционирование оборудования (от принтеров до серверов), систем связи, офисных программ, информационную безопасность...

Но – если вся компания насчитывает не более 20-30 человек с многопрофильным функционалом, а главбух настойчиво намекает на необходимость оптимизации ФОТ, то как позволить себе целый отдел с общей зарплатой, конкурирующей с годовым ВВП восточно-европейской страны?

Другой вопрос – откуда их взять, ответственных профи с опытом решения критических задач и готовых заниматься рутинными вопросами? Ушедшие западные компании забрали с собой и большое количество ИТ-специалистов, а оставшихся разобрали крупные игроки и госструктуры.

Страшный сон руководителя и собственника, который стал для многих явью за последние пару лет – прийти в офис и узнать, что твой единственный айтишник бесследно и без предупреждения релоцировался в ночи.

Чтобы не оставить без поддержки хотя бы внутренних пользователей, бизнесу приходится обращаться к т.н. «приходящим» администраторам – студентам в поисках подработки, фрилансерам в ожидании крупных интересных проектов, просто хорошим знакомым, которые «разбираются в технике». Однако никто из них не берет на себя 100%-ную ответственность за бесперебойную работу ИТ-инфраструктуры, а значит – велика вероятность, что собственнику снова придется выходить на крыло стремительно летящей высоко над землей машины.

И что делать? Надеяться на то, что обойдется или отказаться от идеи использовать ИТ для развития и модернизации? А в это время более технологичные конкуренты будут отвоевывать вашу часть рынка и забирать ваших клиентов. Или...

Ваш Центр управления полетами

... можно снова обратиться к примеру из авиации. Безопасный полет каждого воздушного судна обеспечивает целая команда, большая часть которой находится на земле и даже не входит в состав авиакомпании. Для этого при каждом аэропорте существуют координационно-диспетчерские центры (они же — центры управления полетами, ЦУП, позднее этот термин перешел и в космонавтику).

В каждом из них в режиме 24/7 трудятся специалисты различных направлений, в арсенале которых современные технологии и умное оборудование. Именно их слаженная работа вкупе с мастерством экипажа гарантирует штатное выполнение маршрута независимо от погодных условий и влияния внешних факторов.

Функции ЦУПа в авиации очень схожи с тем, что представляет собой внешняя ИТ-поддержка для бизнеса. Профессиональная команда - центр ИТ-компетенций с необходимым набором кадровых и технологических ресурсов – обеспечивает бесперебойную работу всей инфраструктуры компании, от сетей связи до бизнес-приложений типа 1С. Почему именно компания, а не специалисты на фрилансе? Даже если отбросить очевидные сложности с поиском таких специалистов, работа с юридическим лицом имеет целый ряд плюсов:

  • компания-аутсорсер отвечает за качество своих услуг, а значит и за непрерывность вашего бизнеса, и гарантирует его не на словах, а документально. В специальном договоре, SLA, прописываются такие важные параметры оказания услуг, как скорость реагирования и устранения инцидентов, время приема обращений от пользователей, максимально допустимое число сбоев и т.п. Таким образом, в случае нарушения условий сотрудничества ваш партнер рискует не просто хорошими отношениями с вами или своим гонораром, как в случае с фрилансером, а своими деньгами и репутацией;
  • сервисная компания, как правило, обладает штатом разнопрофильных специалистов, которых подключает по мере необходимости и вариативности задач клиента. За время сотрудничества у нее формируется полноценный профайл организации, которую она обслуживает. В случае возникновения технических проблем или запуска масштабных проектов - например, миграции в облака - специалисту не надо погружаться в особенности инфраструктуры, собирать информацию из разрозненных источников, искать предыдущих исполнителей: все уже собрано в структурированном виде в одном месте;

  • профессиональный ИТ-аутсорсинг минимизирует вашу уязвимость для воздействия человеческого фактора. Любые непредвиденные обстоятельства, связанные с отдельно взятым сотрудником – внезапный отъезд, больничный, отпуск или ошибка – больше не ваша проблема. Ваш партнер должен сделать так, чтобы все продолжало работать и вы даже не узнали о возникновении сложностей;

  • наличие профессионального партнера открывает вам возможности для роста. ИТ развиваются стремительно, новые интересные решения появляются ежедневно, и их внедрение и поддержка требуют специальных знаний. Сколько времени займет у вас изучение новой программы или сервиса – только чтобы понять суть и целесообразность вложений? А кто в этот многодневный период будет решать за вас операционные и управленческие задачи? Если у вас есть партнер, уже знакомый со спецификой вашего бизнеса и при этом разбирающийся в своей, отвечать на эти вопросы не придется. Вам не только посоветуют наиболее эффективное решение, но и помогут выбрать экономически выгодное, заточенное под ваши задачи, а затем внедрят и обеспечат необходимый функционал.

Конечно, все вышесказанное можно воспринимать и в сослагательном смысле. «Ведь может и не случиться». «Ведь может и не понадобиться». «Ведь не все пользуются аутсорсингом, и не все от этого разоряются». Возможно. Но скольких из тех, кто разорился, потерпел убытки и не выдержал конкуренции, вы опросили? Точно ли вы знаете, что причиной провала не стала техническая невозможность маневрировать в условиях турбулентности рынка? «Ошибка выжившего» не менее фатальна в бизнесе, чем в авиации, и машина под вашим управлением - ваше дело, в которое столько вложено и от которого столько зависит - не должна стать ее ценой.

88
Начать дискуссию