В Москве прошел 26-й форум медиаиндустрии CSTB.PRO.MEDIA

Форум открыла стратегическая сессия «Стресс-тест для медиаиндустрии. Технологическое и контентное импортозамещение». Участники обсудили замещение западных технологий и инструментов, актуальные тенденции в телеком- и медиаотрасли и наметили планы на 2024 год. Исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова отметила, что телевидение остается самым охватным медиа в России: 98% населения страны смотрит ТВ хотя бы раз в месяц. По итогам 2023 года лидером по доле телепросмотра являются сериалы (28%), далее идут новости и социально-политический контент. Спикер также отметила, что в 2023 году объем просмотра российских мультфильмов и фильмов превысил показатель смотрения зарубежного контента.

«Количество ориджиналс переходит в качество. Количество часов просмотров за год выросло практически на 70%. Аудитория приходит на большие премьеры, дальше мы ее удерживаем за счет, в том числе телеканалов», – сообщил генеральный директор Kion Алексей Иванов.

По словам директора по видеосервисам «VK видео» Федора Ежова, за прошлый год на их платформе были запущены 1,5 тыс. проектов, шоу «Кстати» собрало более 240 млн просмотров.

Дискуссии участников сессии подсветили, что телевидению и онлайн-платформам необходимы сотрудничество и единая система измерений аудиторных показателей, чтобы повысить эффективность взаимодействия. «Углубление сотрудничества онлайн-кинотеатров между собой и с ТВ – это важная тенденция. Совместные проекты помогают привлечь больше ресурсов: как финансовых инвестиций, так и творческих, производственных. Как следствие, растет качество продукта и интерес аудитории. Взаимопроникновение контента между платформами повышает интерес аудитории к тайтлам», – прокомментировала заместитель генерального директора «Газпром-медиа холдинга» Юлия Голубева.

По ее словам, для усиления позитивного эффекта участникам рынка нужна единая система измерения аудиторных показателей. Ключевая метрика у ТВ – это рейтинг и доля, у онлайн-платформ – количество просмотров. Сравнивать и суммировать эти показатели невозможно. Индустрия формулирует запрос на единую систему измерений. Как подчеркнула Юлия Голубева, онлайн-платформы и ТВ решают свои задачи, не противореча друг другу.

На сессии «Платное ТВ в 2024 году. Тренды, вызовы, перспективы» обсуждали тематические телеканалы в 2023-2024 годах, поддержку возможностей платформ и пакетные сделки (каналы + VOD), а также популярные non-scripted-форматы и спрос на восточный контент. Партнером сессии выступила «Медиалогистика 2.0» (совместный проект «Синтерры Медиа» и MSK-IX). Среди точек роста рынка платного ТВ эксперты назвали: «создание каналов, которые действительно хотят смотреть телезрители» (по мнению генерального директора АО «Цифровое телевидение» Роберта Гндоляна), «продолжение развития дистрибуции телеканалов» (по словам директора департамента ТВ-каналов онлайн-кинотеатра Start Гульнары Китановой), «создание контента в разных средах» (ответил заместитель генерального директора ТПО «Ред медиа» Роман Столярский).

Источник фото: Татьяна Золотова
Источник фото: Татьяна Золотова

В 2024 году, по прогнозам «ТМТ Консалтинг», классическое онлайн-телевидение может уступить рынку онлайн-кинотеатров по доходам (при расчетах не учитывались доходы платного ТВ от рекламы, считались только подписки).

Cессия «Интерактивная реклама. Тренды, технологии, инструменты» была посвящена обсуждению новых площадок и инструментов рынка интерактивной рекламы, shoppable-форматов и новых рекламных ниш. Руководитель центра технологий «Метаверса» Сбера Максим Козлов представил инновационные подходы к интерактивной рекламе и примеры использования AI-технологий своего подразделения, которые уже сейчас активно применятся не только в самом Сбере, но и за его пределами.

На сессии «Искусственный интеллект в производстве видеоконтента» обсудили возможности и кейсы применения искусственного интеллекта на ТВ и в digital-среде, вопросы правового регулирования использования таких технологий в медиа. Руководитель направления XR и Volumetric в центре технологий «Метаверса» Сбера Алексей Храмцов поделился опытом использования AI-технологий, которые разрабатывает их подразделение, например, AI-сервис автоматической генерации персонажной анимации iVFX. Сервис позволяет легко и быстро создавать контент с цифровыми инфлюенсерами без использования видео и 3D-редакторов. Алексей Храмцов также рассказал и о первой в России Volumetric-студии, которую разработала и построила команда центра технологий «Метаверса». Volumetric-video – формат, который позволяет получить фотореалистичные 3D-модели в движении для использования в CG-пайплайнах производства медиаконтента.

На «Дне контента для детей и подростков» спикеры обсудили принципы телесмотрения, топовые семейные и детские медиапродукты, основные тренды в производстве и дистрибуции контента для детей и подростков, перспективы развития отечественного софта и технологий, а также медиаизмерения интересов аудитории 4-17 лет. Планами на 2024 год поделилась председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева: «Думаю, что в конце года мы уже войдем в производство нового полнометражного фильма про Петрова и Васечкина с тем же режиссером, который снимал про Петрова и Васечкина 40 лет назад, с Владимиром Алениковым».

Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024
Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024

На сессии «Онлайн-платформы» подвели итоги по производству originals в 2023 году, а также рассмотрели новые площадки на рынке онлайн-платформ, применение non-scripted-форматов на онлайн-платформах, в соцсетях и хостингах. Участники указали на такую тенденцию, как увеличение инвестиций онлайн-кинотеатров в отечественный контент. Также была вынесена на повестку проблема отсутствия единого измерителя медиапотребления и единой терминологии. «Надо договориться о единых терминах. Например, к обозначению ориджиналс. Нужна формулировка, потому что каждый считает, что это такое, по-своему», – отметила исполнительный директор АНО «ИРИ» Елена Лапина. В обсуждении участвовали спикеры от Wink, Okko, Kion, «Иви», «Смотрим», RuTube, «Яндекса», «VK Видео», Start и АНО «ИРИ».

Для представителей рынка операторов связи прошел ежегодный «День оператора». В его рамках состоялась сессия «Российский рынок операторов связи», на которой обсудили точки роста и перспективные направления инвестирования для компаний-операторов, трансформацию поведения абонентов и зрителей, «умное» потребление контента, а также круглый стол, посвященный изменениям в правовом поле за 2023 год. Партнерами «Дня оператора» выступили «Цифровое телесемейство», MSK-IX, «Синтерра Медиа», «Медиа телеком», Universal distribution.

Новинкой CSTB.PRO.MEDIA 2024 стал PromoFestPayTV – фестиваль промороликов платных телеканалов. Участники представили операторам и онлайн-платформам проморолики своего контента и были награждены в различных номинациях.

Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024
Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024

В завершение первого дня работы форума были подведены итоги XV национальной премии «Большая цифра». Победителей определили экспертное отраслевое жюри и телезрители. В этом году в зрительском голосовании приняли рекордные 101 844 человека. На конкурс номинированы 211 заявок.

Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024
Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024

Уже в третий раз на площадке CSTB.PRO.MEDIA прошел фестиваль контента стриминговых платформ Original+ с конкурсными показами сериалов и шоу, которые ожидают выхода на экраны. Триумфатором фестиваля стала драма «Неверные» платформы Wink, получившая главный приз в номинации «Оригинальный сериал».

Что показали участники CSTB.PRO.MEDIA 2024

В экспозиционной части CSTB.PRO.MEDIA 2024 участвовали более 150 брендов. В этом году компании «Синтерра Медиа» и MSK-IX представили на форуме общий стенд, на котором рассказали о развитии совместного проекта «Медиалогистика 2.0» под новым слоганом – «В моем городе». С начала 2024 года региональные ТВ-операторы получили возможность подключиться к платформе наземной дистрибуции телеканалов «Медиалогистика 2.0» еще в 30 городах России.

Спикеры компании CDN video в ходе деловой программы рассказали о том, как искусственный интеллект меняет процесс создания видеоконтента, а также о технических аспектах запуска ТВ-канала. В частности, речь шла о канале Playout, транскодировании видео и HTML-плеере. Кроме того, они поделились опытом создания канала совместно с «Литклубом» и порталом «Стихи.ру».

Компания Getads презентовала платформу монетизации зрителей ТВ-каналов и стриминговых сервисов России, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Армении. Mmedia broadcasting group представила новый развивающий сериал-мюзикл для малышей «Цветняшки». Он создан командой аниматоров, музыкантов и педагогов.

Команда START Media TV презентовала на выставке новый телеканал EPIC. Он на 100% состоит из эксклюзивного контента популярных блогеров. EPIC охватывает разнообразные интересы и сферы жизни: от путешествий и автомобилей до архитектуры и науки, благодаря чему сможет стать полноценным лайфстайл каналом.

Sky media презентовали телеканалы для малышей Duck tv и эротические Red Lips и Penthouse, а также VOD-библиотеки The Explorers – контента о путешествиях с заботой о природе, доступного в 4К и 8К. Компания поделилась планами по запуску известного всем фанатам футбола Real Madrid TV на русском языке и телеканала о путешествиях The Explorers.

Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024
Источник фото: CSTB.PRO.MEDIA 2024

«Сигнал-медиа» презентовали новый телеканал для семейного просмотра «КиноМульт», который станет местом встречи двух поколений: родителей, которые хотят показать детям фильмы из своего детства, и детей, собирающих у экрана всю семью для просмотра современной анимации.

Компания «СофтЛаб-НСК» сделала акцент на решениях для кодирования и транскодирования телепрограмм; врезки контента по меткам стандарта SCTE-35 (сплайсинга). Также была представлена новая плата собственной разработки – FD2110 для передачи мультимедиа по стандартам SMPTE-2110 и SMPTE-2206.

«В марте 2023 года на форуме CSTB.PRO.MEDIA мы впервые объявили о планах по запуску уникального проекта «Лапки LIVE». Это первый в России развлекательный канал, который с одинаковым интересом могут смотреть и люди, и домашние животные. Прошедший год показал, что мы сдержали свое слово и начали вещание, а канал уже успел завоевать доверие и внимание телезрителей. 28 февраля он получил первую награду – статуэтку премии «Большая цифра». Обещаем держать планку и заряжать радостью всех наших зрителей, даже хвостатых и пернатых», – отметил генеральный продюсер «Цифрового телесемейства» Дмитрий Борисов.

CSTB.PRO.MEDIA – это ежегодное масштабное событие для встречи представителей медиахолдингов, производителей и дистрибьюторов контента и оборудования для его доставки, регуляторов, стриминговых платформ, мультисервисных операторов, профильных ассоциаций, аналитических агентств, СМИ и других профессионалов медиабизнеса. Форум проходит при генеральной поддержке «Медиа-Коммуникационного союза» и Минцифры. За два дня в мероприятиях CSTB.PRO.MEDIA 2024 участвовали более 4,4 тыс. профессионалов отрасли. На форуме в рамках деловой программы состоялись 13 сессий, панельных дискуссий и круглых столов, в которых участвовали более 135 экспертов и докладчиков.

Начать дискуссию