Рейтинги веб студий – можно ли им доверять?

Как выбрать лучшую веб-студию? Лучшего мобильного разработчика? Лучшее агентство контекстной рекламы? Есть два варианта – сайты-отзовики и рейтинги. Но сайты-отзовики – это частные мнения, зачастую – не самые объективные. Тогда как рейтинги составляют эксперты. Это независимые срезы. Или все-таки… зависимые?

Вбиваем в поисковой строке Яндекса или Гугла целевой запрос. Например – рейтинг лучших веб-студий. Получаем десятки рейтингов, каждый из которых позиционируется как максимально прозрачный и объективный. Якобы анализируются тысячи сайтов, в работе принимают участие сотни специалистов, у каждого из которых за спиной – десятилетия профессиональной деятельности по сегменту…

Проблема в том, что мы не можем проверить ни один из этих фактов. Зато можем пробить историю домена. Например – на reg.ru за 180 рублей любой может заказать whois-проверку, и получить полный пакет сведений – когда домен зарегистрирован, по какому IP, когда подключен хостинг и тд. По идее, если сайт с рейтингами говорит, что работает в сегменте уже 10 лет, а на деле его домен зарегистрирован в этом году, очевидно, что кто-то кого-то обманывает.

Но до этого у рейтинга мог быть другой домен, верно? И получается, что по большому счету все эти проверки ничего не дают. Это хорошо работает на новых SEO-трендах вроде «подставных форумов». Когда какой-то бренд с нуля создает «независимый» форум, моделирует активность и ненавязчиво вставляет свою рекламу в нативной форме. В такой ситуации забавно видеть, как на форуме есть сообщения, датированные, скажем, 2017-м годом, а домен зарегистрирован в 2020-м.

Но вернемся к нашим рейтингам.

Как это должно быть:

Теоретически, сайт с рейтингами должен работать следующим образом. Группа экспертов анализирует все компании из выбранного направления по ряду критериев. Навскидку – дата основания, спектр услуг, количество и соотношение положительных/отрицательных отзывов, прайс. Затем сравнивается портфолио и масса других, менее очевидных параметров.

Как это было:

Вопрос – зачем это нужно спонсорам/рекламодателям? То есть, зачем им вообще покупать места в каких-то рейтингах? Все просто. Сайты с рейтингами активно пираятся, они вкладывают в рекламу значительные суммы, работают по SEO и SMM направлениям. В итоге, посещаемость у них реально большая.

То есть человек, которому нужен, например, корпоративный сайт, делает то, что мы сделали в самом начале статьи. Вбивает в поисковике что-то вроде «рейтинг лучших веб-студий». Таким образом он попадает на сайт с рейтингом и делает выбор из топовых компаний (топовых, по мнению этого конкретного рейтинга). Естественно, все позиции в рейтинге кликабельные – чтобы человек выбрал контору и тут же перешел на ее сайт.

Так ненавязчиво контора получает лидов. Причем лидов «горячих», которые с наивысшей вероятностью конвертируются в клиентов. Само собой, контора готова платить за это. И она платит.

Проблема в том, что довольны получаются только две стороны – сайт с рейтингом и топовые конторы из этих рейтингов. Но сами клиенты проигрывают. Почему? Потому что контора заряжает немалые суммы за этих лидов, соответственно – затраты нужно окупить. А окупаются затраты повышением цен без повышения качества.

Более того – топ в таком рейтинге никак не гарантирует высокое качество услуг. Он лишь гарантирует, что контора при хорошем бюджете. Да, часто одно шагает в ногу с другим, но – не всегда. В итоге, никакой объективностью здесь даже не пахнет.

Как есть:

Примерно 3 года назад рейтинги внезапно поняли, что теряют деньги. Потому что крупные конторы просто закупали топовые места на многие месяцы и даже годы вперед. Другие готовы были платить больше, но сайты с этим ничего поделать не могли – у них были договоры, расторгать которые – себе дороже. Это и неустойки, и удар по авторитету.

Поэтому примерно с 2017 года политика большинства рейтингов кардинально изменилась. Первое нововведение – кейсы. То есть помимо собственно рейтинга на сайте есть конкретные проекты от конкретных брендов, которые заинтересованный пользователь может изучить. Кейсы подробные, наглядные, красивые и тоже перенаправляют пользователя на сайт конторы. То есть тоже штампуют лидов. А значит – тоже платные.

Но это дополнительный источник дохода, основным остается сам рейтинг. Однако на многих сайтах больше нельзя купить позиции наперед. Теперь сайт раз в месяц проводит среди участников аукцион. То есть выставляется стартовая сумма за ту или иную позицию и фиксированный шаг. Участники делают ставки, и позицию в рейтинге получает тот, кто назвал наибольшую сумму к концу торгов.

По цене многое зависит от авторитета сайта и направления. А главное – от его статистики, сколько реально лидов он может приводить спонсору. Для примера, в среднем, стоимость топовых позиций в рейтингах Рунета на март 2021 года составляет до 200 тысяч рублей в месяц по SEO направлению и до 260 тысяч для веб-студий.

Насколько такие вложения оправданы для спонсоров? Очевидно, они оправданы в полной мере, иначе никто в этих аукционах не участвовал бы. Оправдана даже покупка мест под кейсы, потому что они дешевле, но дают переходы. Сами сайты с рейтингами внакладе не остаются, их задача проста – поддерживать высокие позиции в поисковой выдаче и продолжать пиариться. Но нам то интересно другое!

Вопрос доверия:

Ключевой аспект в любом случае – финансовый. В топе сегодня те компании, которые за этот топ в состоянии платить. Учитывая, что суммы значительные, мелкая контора с не самым качественным продуктом рассчитывать на лидерские позиции просто не может. То есть справедливо предположить, что на первых строчках всегда находятся крупные успешные фирмы.

Но есть и оборотная сторона, мы уже упомянули о ней. Все эти затраты на рейтинги компания нивелирует повышением ценника, по сути – безосновательным для конечного клиента. А это значит, что любая контора, которая выполняет свои услуги на качественно высоком уровне, но не закупает позиций на аукционах рейтингов, будет делать так же хорошо, но дешевле.

реклама
разместить
Начать дискуссию