{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как «Яндекс» чуть не стал «Амазоном» и что ему теперь делать?

В августе 2017 года «Яндекс» и «Сбербанк» решили, что «Амазон» – слишком успешная площадка, чтобы не попытаться ее скопировать. Так родился маркетплейс «Беру», в который на старте «Сбер» вложил 30 млрд рублей. Когда «Беру» запустили в апреле 2018-о, его предварительная стоимость составляла вдвое больше. Но – не вывезли.

Грег Абовский, операционный и финансовый директор «Яндекса», запуская «Беру», наобещал с три короба. Мол, в дело пойдет «хваленая» яндексовская нейросеть, маркетплейс интегрируют со службой «Яндекс.Доставка» и, конечно, с «Алисой». Еще была идея внедрить технологию распознавания картинок, чтобы человек мог сфотографировать какую-то вещь и тут же отыскать ее на площадке.

«Сбербанк» намеревался интегрировать «Беру» в свое онлайновое приложение, а еще предполагалось, что оплачивать покупки можно будет бонусами «Спасибо». Постаматы хотели разместить в отделениях банка, и там же – пункты выдачи. То есть вроде как ничего не нужно было строить с нуля.

Тут можно долго спорить и рассуждать, но шанс на успех у проекта был, это факт. «Яндекс» – крупнейшая в стране компания по построению цифровых сервисов. «Сбербанк» – крупнейший банк в стране, с чьими финансовыми возможностями могут поспорить только его амбиции. Вместе они реально могли воплотить в жизнь любую идею.

В 2019-м Data Insight включил «Беру» в десятку топовых интернет-магазинов России. Продажи за год составили 27,7 млрд рублей. Для сравнения – Aliexpress Russia тогда напродавал на 31 млрд, а Озон – на 81 млрд. За первый квартал 2020 года месячный оборот «Беру» перевалил за 4 миллиарда, в день контора доставляла более 200 тысяч товаров. Казалось бы – что может пойти не так?

А не так пошло все с самого начала, потому что, вложив 30 млрд в проект, «Сбер» планировал совсем другие KPI. Об этом представители компании без всякого стеснения заявляли еще в июне 2020-о. Но это лишь одна сторона медали. При распределении долей 50/50 соратники неминуемо заигрались в перетягивание одеяла. Вроде как «Сбер» хотел больше контроля, в частности – чтобы все платежи шли через него. «Яндекс» этому категорически сопротивлялся, потому что многие банки хотели работать именно с ним ввиду более демократичных условий.

Добил ситуацию тот факт, что «Яндексу» неожиданно пришлось конкурировать с самим собой. Потому что «Беру» и «Яндекс.Маркет» для конечного потребителя ничем, кроме визуально оформления не отличаются.

Когда «Сбер» понял, что единолично рулить ему не дадут, он решил пойти другим путем – купить акций «Яндекса» на сумму 3,8 млрд долларов. Ответная реакция «Яндекса» оказалась предсказуемой, а когда сведения просочились в СМИ, все стали резко отрицать, что подобные планы вообще были (хотя они были).

Так всё и закончилось. Не только «Беру» закончился, но и 11-летнее партнерство двух компаний. «Сбербанк» теперь нацелился на «Озон» и выбрал нового союзника – Mail Group. У «Яндекса» остался «Беру», но теперь он часть «Яндекс.Маркета». Ах да, еще на откуп отдали «Яндекс.Деньги». Теперь единственный акционер сервиса – «Сбербанк». Отсюда недавний ребрендинг и переименование.

Причина «развода» бывших «друзей навек» понятна – из-за того, что они не могли договориться по стратегическим вопросам, динамика развития площадки падала, что сейчас смертельно для любого бизнеса. Теперь, если в России в ближайшие годы появится тотальный маркетплейс вроде Амазона, и если этим маркетплейсом не будет владеть «Яндекс», то с бедолагой случится то же, что происходит с Google.

Поиск монетизируется через рекламу товаров/услуг. В США сейчас половина поисковых запросов по товарам/услугам идет внутри самого Амазона. То есть человек ищет робот-пылесос или новую шапку без вбивания запроса в Гугле. Он сразу заходит на Амазон. В России на данный момент такой площадки просто нет, поэтому «Яндексу» так важно доминировать в нише. И поэтому он давно плюнул на честную игру.

Пробовали написать в поисковой строке «Яндекса» запрос со словом «Wildberries»? Не имеет значения, какие еще слова будут в запросе, первым в списке вы все равно получите «Яндекс.Маркет». ВБ это заметил еще в июле 2019-о и начал активно возмущаться. Только воз и ныне там.

О перспективах

Всевозможные эксперты у нас любят бравировать цифрами. Мол, у «Яндекс.Маркета» посещаемость 20 миллионов в месяц, тогда как у «Амазона» – почти 150 миллионов, и это только по США. Но не будем забывать, что «Амазон» – первопроходец во всех смыслах. Он заработал еще в 1994 году, когда у нас слово «Интернет» не все знали. «Маркет» же как юр лицо появился в 2016-м, до этого ребята просто экспериментировали. В принципе, они и сейчас экспериментируют (Press F for Beru…).

Еще давайте разграничим понятия. Иногда яндексовский «Маркет» пытаются приравнять к «Вайлдберриз». Делать этого не нужно по одной простой причине, «Маркет» – это не интернет-магазин. По запросу он выдает список магазинов с нужным товаром, характеристики товара и отзывы о нем. Площадка берет на себя оформление и доставку, но покупаете вы не у нее, а у магазина. Заказывая что-то на ВБ, вы покупаете конкретно у ВБ. Потому что у конторы свои склады, где хранится продукция брендов, представленных на площадке.

По итогу, «Яндекс.Маркету» нужно очень стараться, чтобы стать «Амазоном». Потому что «Амазон» неизбежно придет в Россию, и когда это случиться – никакой конкуренции с «Маркетом» в его нынешнем виде быть не может. С этой точки зрения у «Русского Амазона» сейчас четыре большие проблемы.

Логистика

Склады – ключевой фактор объема продаж. У «Амазона» с этим сложностей нет – у него самые большие склады по всему миру, населенные роботами и минимальным человеческим персоналом. Понимая, что склад – основное преимущество интернет-магазина, «Амазон» прямо сейчас тратит порядка 100 миллионов долларов ежемесячно, разрабатывая инновационные склады-ульи и склады-дирижабли.

Доверие

Чтобы было понимание по масштабам – у «Амазона» в колл-центрах работают 35 тысяч сотрудников. Это в 5 раз больше людей, чем в совокупности во всех сервисах «Яндекса».

Инновационность

«Амазон» смотрит в будущее. Именно поэтому у него склады-дирижабли, доставка дронами, магазины без кассиров, собственный авиапарк на 40 грузовых самолетов. У «Яндекса» просто нет нужного количества миллиардов долларов, чтобы инвестировать в передовые разработки и в ученых, которые эти разработки проводят. То есть он будет просто «еще одним» интернет-магазином, пусть даже самым большим.

О каком вообще прогрессе можно говорить, если в феврале 2020 года «Яндекс.Маркет» подключил свои магазины-партнеры к сети отделений Почты России, чтобы забирать заказы можно было там? Почта России, ну вы понимаете. Это в «Яндексе» называется инновационностью.

Конкуренция

«Яндекс.Маркет» конкурирует с собственными клиентами. Его магазины-партнеры хотят продавать товары в том числе через свои сайты, но «Яндексу» это не выгодно. Поэтому топ поиска он давно забивает собственными сервисами.

Отличный пример по информационному сегменту – «Яндекс.Дзен». Забыв о том, что у контента есть еще и содержательная часть, «Яндекс» активно продвигает статьи из этого сервиса в топ выдачи. И если Русская Википедия пытается хоть как-то подтверждать свои слова, на «Дзене» так не принято.

Пару лет «Дзен» неплохо мотивировал авторов рекламной монетизацией. Это было просто технически, и успешный блог действительно что-то зарабатывал. Но потом площадка стала подкручивать просмотры, доход блогеров упал и они стали куда медленнее генерировать контент. «Яндекс» до сих пор пытается что-то с этим сделать, постоянно рекомендуя блоги типа «Как я бросил основную работу, потому что на Дзене зарабатываю больше».

Возвращаясь к конкуренции, у «Амазона» и «АлиЭкспресс» такой проблемы никогда не было. Потому что они не перенаправляли пользователя на сайты производителей, они сами все продавали. Это настолько очевидно, что еще год назад многие партнеры «Маркета» начали сокращать свое присутствие на площадке. Они стали продвигаться в «Гугле» и выставлять себя на «Авито». Кстати, на «Авито» посещаемость уже сейчас выше, чем у «Яндекс.Маркета». И разрыв будет только расти.

Выводы

«Яндекс» всегда был сервисной компанией. При этом у него в копилке нет ни одного «живого» сервиса, только типовые IT-проекты. И ни в одном из этих проектов нет нормального колл-центра. У компании нет логистики, нет нужных бюджетов.

Повторимся про «Озон»: он работает с 1998 года, и убыточен по сей день. У «Яндекс.Маркета» нет даже близко подобной логистики, поэтому нет реальных перспектив, он никогда не приблизится к вожделенной славе «Амазона». Для русских пользователей заказывать что-то в США гораздо дешевле и ненамного сложнее. А скоро станет еще проще. «Амазон» пока просто на Россию не смотрел (интерфейс для нас даже не локализован). Но посмотрит, это вопрос времени.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда