Аз, букинг, веди... Как после ухода Букинга я заново изучал «азбуку гостеприимства» для туристов в России

Набил шишек и натренировал некоторые мышцы

До известных событий я был довольно активным пользователем сервиса Букинг.ком, заслужив там даже какую-то степень путешественника. Где бы я ни оказался, в Краснодарском крае или в Центральной России, найденные через сервис варианты почти никогда не разочаровывали. Описания, как правила, соответствовали картинкам и отзывам, условия проживания и оплаты были ровно такими, какими их излагали в сервисе. Да что говорить, нигде и не разу у меня не возникло желание не то, чтобы написать претензию, а даже просто повысить голос. Не тако стало после ухода Букинга, не тако…Я понял это при самостоятельном изучении уже первой буквы «азбуки гостеприимства» в России.

Аз есмь Hollywood

В мае судьба занесла меня в исконно-посконный град Рыбинск, где проходил международный форум «Инновации. Технологии. Производство». Выбирать место для проживания довелось самолично из рекомендованного организаторами списка. Если при выборе на Букинге изучение десятка гостиниц заняло бы минут 10-15, то лазание по веб-страницам отняло битых два часа. По его итогам меня привлек сайт отеля «Maxrooms Волга Hollywood 3*». Знаменитости с граффити вокруг отеля кличут в «туристическую зону Голливуд», как будто Морган Фримэн или Уилл Смит только надысь тут переночевали проездом из Нью-Йорка в Шанхай. Номера оформлены с лейтмотивом красного цвета и акцентом на фото голливудских звезд, а сняты столь искусно, что создают ощущение стильности. Маркетеры зацепились за исторический факт (основатели «фабрики киногрез» братья Шенк до 12 лет жили в Рыбинске), наняли хорошего фотографа и завлекают туристов «визуалом». Вот и я клюнул на эту фотоловушку, забронировав номер на двое суток.

Первый тревожный звоночек прозвенел, как только я очутился на окраине, в беспросветной промзоне микрорайона Переборы: кругом только убитые дома и заброшенные территории, а отнюдь не виды на водную гладь (сравните с описанием на сайте: «Единственный отель, расположенный на берегу Рыбинского водохранилища»). Однако фотодурман «голливудской мечты» еще продолжал действовать, и я смело ступил в фойе отеля. Здесь снова на меня накатило той же беспросветностью, то ли из-за экономии на освещении, то ли из-за непонятных запахов. Внутренний голос выдал мне название неголливудского фильма: «беги, Лола, беги». Однако я его проигнорировал: куды бечь в десятом часу вечера накануне «инновационного» форума в Рыбинске? И вступил в диалог с администратором отеля Анной.

- Я бронировал на двое суток, но остановлюсь только на сутки, - эта фраза стала следствием моего диалога с внутренним голосом. В ответ Анна поведала мне историю про то, что внутренняя система гостиницы дает возможность оформить проживание только согласно бронированию, исправить это не получается, поэтому нужно заплатить за двое суток, но за вторые сутки можно сразу сделать возврат на карту. («Да, в гостиницах с Букинга подобных легенд мне не рассказывали», - отметил я про себя). Я заплатил всю сумму, Анна набрала на терминале сумму возврата (около 3 тысяч рублей), но вот незадача – операция не прошла. «Это у нас терминал барахлит, завтра позвоним в службу поддержки, его починят, и мы всё сделаем», - заверила меня администратор. Очарование голливудской мечтой таяло на глазах.

Требуются мышцы Супермена

Его окончательно добило лицезрение номера и вида из него.

Вид из окна моего номера в отеле «Maxrooms Волга Hollywood 3*».
Вид из окна моего номера в отеле «Maxrooms Волга Hollywood 3*».

На маркетинг, может, и не жалели средств, а вот на том, чтобы сделать свежий ремонт и купить новую мебель, видимо, решили сэкономить? У меня возникло стойкое ощущение засаленности всех поверхностей, особенно в санузле. Не то, что мыться, а даже просто заходить в душевую кабину я не рискнул из гигиенических соображений. Моё субъективное гнетущее впечатление усугубляли вид обоев с разводами, неудобное расположение розеток (мобильный для зарядки нужно класть на кровать), торчащий из стены и кокетливо подвязанный на ручке тумбочки провод…

Кокетливо подвязанный на ручке тумбочки провод в отеле «Maxrooms Волга Hollywood 3*».
Кокетливо подвязанный на ручке тумбочки провод в отеле «Maxrooms Волга Hollywood 3*».

Видимо, чтобы примирить с этой действительностью, на стене прилеплен дешевый плакат Супермена Генри Кавилла. Да, он-то, наверное, смог бы переночевать на этом островке Голливуда в России, но у меня не такие железные нервы. На другой день я встал очень рано и первым делом поинтересовался у Анны, как там дела у службы поддержки платежного терминала. «Никак не могу до нее дозвониться», - сообщила девушка. «Но вы не волнуйтесь, мы всё вернем, оставьте только реквизиты своей карты при отъезде». «Долгая дорога в дюнах», - ехидно припомнил мне название советской кинокартины внутренний голос, и я, спешно покидая «Maxrooms Волга Hollywood 3*», уже стал охотно верить чему угодно, только не голливудским названиям.

Супермен в отеле «Maxrooms Волга Hollywood 3*».
Супермен в отеле «Maxrooms Волга Hollywood 3*».

Далее было убито несколько часов времени на переписку с Анной, её руководителем, руководителями её руководителей и т.д. Апофеозом стал звонок в Новосибирск (откуда, как я понял, есть пошла сеть под названием Maxrooms): в грубой форме я был послан…ну, практически в Голливуд.

И вот тут я осознал, что за годы пользования Букингом изрядно подзапустил мышцы, отвечающие за написание жалоб. Пришлось их заново прокачивать: сначала для написания претензии в сам отель (осталась без ответа), а потом и в Роспотребнадзор (жалобу направил лишь недавно). Заодно узнал полезный тайм-хак: теперь для отправки заказного письма можно не тратить время, чтобы сходить на почту – его можно отправить через сайт, всё удовольствие стоит 70 рублей.

Вывод: если самостоятельно выбираете себе объект для размещения, закладывайте больше времени на изучение и проверку возможных вариантов, не доверяйте красивым картинкам на сайтах, читайте отзывы. Лучше не использовать «бесконтактный» способ бронирования, а звонить администраторам, по их ответам можно составить предварительное мнение, глядишь, и внутренний голос при этом что-то дельное нашепчет.

Букинг в режиме подводной лодки

После этого неудачного опыта самостоятельного бронирования мне взгрустнулось, и я по старинке забрёл на Букинг. «Бронирования прошлого…Сколько было в них хорошего…». Помечтал о поездках в Европу (найти там отели можно и сейчас). Понял, что для россиян сервис все же работает, пускай и в режиме ушедшей на дно подводной лодки. Ведь по истории бронирования можно найти понравившиеся отели и оформить бронирование в них напрямую.

Например, если раньше я бронировал проживание в сети «Азимут» через Букинг, то теперь перешёл на прямое бронирование через сайт сети, не испытав никакого дискомфорта. В той же Ярославской области не могу не отметить «AZIMUT Отель Переславль». Я познакомился с ним благодаря Букингу, но бронировать проживание приходилось уже после того, как сервис перестал работать в России. Однако в работе самого отеля абсолютно ничего не изменилось: великолепные комфортные номера, вежливый персонал, чудесный спа-комплекс.

Голландский сервис, очевидно, задал высокую планку для индустрии гостеприимства. Однако поскольку он покинул страну, я решил найти аналоги, которые подарят мне такие же комфортные ощущения, как это было при пользовании Букингом. Спойлер: не нашёл.

Сдают апартаменты все, а побеждает…Авито

По итогам изучения нескольких статей, посвященных «импортозамещению», составил для себя список сервисов: Яндекс.Путешествия, 101Hotels.com, Островок, Суточно.ру, OneTwoTrip, Tvil.ru. Безусловно, сервисов гораздо больше, например, в этом направлении развивают услуги Tutu.ru или Ozon, но я решил ограничиться именно указанным списком и проверить каждый на личном опыте. Однако при организации поездки в Карелию выяснилось, что сервисов много, а побеждает…Авито.

Я и раньше иногда пользовался соответствующим разделом агрегатора объявлений, но именно при поиске жилья в Петрозаводске этот вариант стал для меня безальтернативным. Может быть, в силу того, что я целенаправленно искал квартиру на сутки неподалеку от набережной Варкауса. На Авито реализован удобная система поиска по карте (эта «фишка» есть у многих сервисов, но далеко не у всех она нормально работает). Пришлось прошерстить множество объявлений (те же 1,5 – 2 часа времени с учетом прозвона понравившихся квартир), прежде чем в финал моих предпочтений вышли два наиболее подходящих варианта. Я позвонил подателю объявления о квартире на Варкауса, однако оказалось, что та занята на интересующую дату, но зато любезная девушка посоветовала мне посмотреть объекты на дотоле мне неведомой улице сказительницы Федосовой. И действительно, именно там я отыскал великолепную квартиру, и она была свободна – бинго! Я не удержался и даже позвонил девушке с Варкауса, чтобы поблагодарить за чуткость к нуждам туристов, прибывающих в Карелию, и отличный совет.

Однако после разных историй об Авито возник тревожный вопрос: а как убедиться, что ты разговаривал именно с владельцем недвижимости? Что означает зловещая надпись возле аватара подателя объявления «Экологический вклад – 9 кг СО2»? На каком этапе бронирования тебя могут «кинуть»? Вопросы, вопросы…Конечно, Авито пытается улучшить свою репутацию. Например, рекомендует смотреть лишь варианты, где есть пометка «квартира проверена». Калькулятор экологического вклада, который запустил сервис, подсчитывает объем предотвращенного выброса СО2, то есть соответствующий бейдж у пользователя должен располагать к доверию.

Как показывает мой опыт, благонадежные владельцы объявлений не станут настойчиво требовать предоплату, а дождутся поступления денег по факту получения ключей от снятых апартаментов. В моем случае всё произошло бесконтактно: прибыв по указанному в объявлении адресу, я получил инструкцию от хозяйки по вацап, достал ключи из почтового ящика, вошел в квартиру и только после этого перечислил плату за съем. Также я не нашел ничего зазорного в просьбе перечислить залог в 1000 рублей за соблюдение порядка проживания. Когда после моего отъезда хозяйка убедилась, что я ничего не сломал и не расколошматил, то почти сразу вернула мне тысячу на карту.

Вывод: Авито по-прежнему рулит, особенно сервис эффективен для подбора частных апартаментов. Из положительных эффектов: живая обратная связь от общения с владельцами недвижимости. Но нужно соблюдать меры предосторожности, чтобы не попасть впросак, нарвавшись на мошенников.

Куда податься «отдыхунам»?

В путешествии на Юг России я искал варианты размещения на всех сервисах из списка выше. Очень скоро мне показались бесполезными Суточно.ру, OneTwoTrip, Tvil.ru (скудный набор вариантов, дороговизна). Зато с помощью 101Hotels.com удалось найти и забронировать жильё в Ростовской области. Особенно интересным оказался гостевой дом «Казачий курень» на малой родине писателя Михаила Шолохова в станице Вёшенской.

В нем воссоздана атмосфера казачьего дома конца XIX – начала XX веков, но при этом со всеми современными удобствами для туриста. Запомнилось размещение в номере, где была и спальня, и «кабинет», и ванная с душевой кабиной, и небольшая кухонька с газовой плитой. На стенах висят фотографии из казачьего быта, что усугубляет ощущение аутентичности.

В одном из помещений гостевого дома "Казачий курень".
В одном из помещений гостевого дома "Казачий курень".

На обратном пути с юга пользовался «методом прямого тыка»: приехав в населенный пункт, избранный для ночлега, искать по Яндекс. Картам гостиницы, заезжать туда, лично осматривать номер, и, если устраивает соотношение «цена-качество», останавливаться в нём. Предварительно можно изучить фотографии либо в самом Яндексе либо на Островке (сложилось ощущение, что они работают в тандеме). Так, в Краснодарском крае изрядно измочалила пробка в районе поселка Красный Октябрь, в которой удалось и заглушить мотор, и погулять, и купить местного вкуснейшего винограда, и почитать Разговорчики таких же бедолаг в Яндекс.Навигаторе.

-Отдыхуны, уезжайте домой, на работу из-за вас опаздываю, - писал какой-то добрый местный житель.

-А мы как раз туда и спешим! – вяло отзывались иногородние автолюбители.

И вот после пары часов пробки, блуждания длинными кубанскими километрами (показалось, что в каждом из них больше, чем стандартная тысяча метров) по бесконечным хуторам и поселкам, понимаю, что ночь застала в станице Каневская. По Яндекс. Картам ткнулся в пару гостиниц, потом наконец нашелся непритязательный и недорогой вариант в гостинице «Элефант». В нем был базовый набор, нужный измученному дорогой путешественнику: чистый номер, незасаленный санузел с душем и кондиционер.

Вывод: рекомендации знакомых и «метод прямого тыка» с подключением картографического сервиса по-прежнему остаются самым надежным способом провести ваш отдых так, чтобы потом не было мучительно больно. Все заранее скачанные приложения из списка безжалостно удалил из смартфона. Кроме 101Hotels.com, но и к нему есть вопросы, пока он у меня на испытательном сроке.

Итоги: коли Афанасий Никитин путешествовал без Букинга, то и нам не зазорно. Заново изучив «азбуку гостеприимства» на Руси, теперь я ведаю, что полноценного аналога голландского сервиса так и не появилось, поэтому странникам нужно больше терпения и времени, а в иных случаях – и нервов. Для поиска вариантов размещения каждый должен строить собственное «комбо», пользуясь в одном случае каким-либо российским сервисом, в другом - соответствующим разделом агрегатора объявлений Авито, в третьем полагаясь на «метод прямого тыка».

1212
4 комментария

Букинг давно уже скурвился. И если самое страшное для вас - засаленность душа, то как вам такое: сломать руку в отеле в отпуске по причине того, что парковка в отеле (это Азия) находится под наклоном и покрыта мхом, фактически - каток, а Букинг после всего предлагает традиционно 20 евро компенсации, цензурирует отзыв, и в настоящее время у отеля рейтинг 9+? Ни одному из сервисов не интересно удобство пользователей, это лишь побочный эффект, главное - прибыль. Причем деньги они получать хотят, а субсидиарно отвечать - не хотят и разбираться ни в чем не хотят.

В Рыбинске (да простят меня местные жители), кроме как красивых вывесок а-ля начало 19 века с Ъ на конце слов, вообще ужас: дороги по всему городу убитые, фасады все разваливаются. И это "Золотое кольцо"...

Что касается проживания - использовал суточно.ру, тоже в мае, в поездках по Золотому кольцу. Похоже, что в Рыбинске был во время этого самого форума: в кафе сидела группа приезжих товарищей и что-то активно обсуждала, видимо, как раз участники были. Так вот, да, про суточно.ру: квартирный фонд ужасен, никому не советую, если только хочется сэкономить. Причем не хватает банальных вещей, где-то ванна засалена, как вы пишите, где-то полотенце нормально не постирано, где-то холодно и нет нормального отопительного прибора. Тоже вздыхаю и вспоминаю airbnb... Авито как-то не зашло, наверное, потому что смутно кажется, что авито популярнее и мошенников там больше.

2

Спасибо, да, видимо, уход Букинга немного искажает его восприятие в сторону идеализации))) Насчет ответственности сервисов - действительно, актуальный вопрос. Не питаю иллюзий насчет того, что они пекутся о благе пользователей, вопрос, наверное, лишь в том, у кого лучше будет налажена обратная связь с клиентами, и как быстро будут решаться спорные и проблемные ситуации.
С визуальной оценкой Рыбинска согласен. Вникать в колорит этого города желание отпало навсегда.

1

Возврат то удалось сделать из Ярославля? Чарджбек или как?

1