{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Антикризисные меры: что предпринять, чтобы компания продолжала работать

Рассказываю, какие шаги мы предприняли и продолжаем предпринимать в нашем агентстве, чтобы оставаться на плаву, не потерять команду и по возможности снижать риски экономического и политического характера. Возможно, кому-то из вас будет полезно взять на вооружение и дополнить свой список мер.

Кто мы: Hi, Rockits! - кадровое агентство подбора IT-специалистов. Исторически сложилось так, что мы работали с клиентами в основном из РФ и ближайшего зарубежья, а также с иностранными стартапами, которые хотели видеть у себя в команде наших разработчиков. В связи с известными событиями большинство наших вне-РФ заказчиков либо отказались искать ребят отсюда, либо отложили любое бизнес-взаимодействие до прояснения и нормализации обстановки. Их можно понять. Нам же нужно было серьезно (и практически в экстренном порядке) перестраиваться, чтобы расширить бизнес за пределы страны и не оказаться вынужденно "запертыми" на внутреннем рынке.

В этом материале делимся теми шагами, которые мы уже предприняли и продолжаем предпринимать и уточнять, чтобы полноценно оказывать услуги, не потерять команду и, по возможности, снижать риски экономического и политического характера.

Надеемся, что наш список окажется кому-то полезным. Особенно, если у вас агентский бизнес, завязанный на b2b и IT, и который хотел бы оставаться частью мировой экономики.

Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своим опытом и мерами, которые ваша компания предпринимает для продолжения нормальной работы в текущей момент.

1. Осознали, что как прежде уже не будет

Стремление залечь и переждать весь этот хаос понятно. Нам тоже очень хочется верить, что все происходящее – не на долго и все худшее, что могло случиться, уже случилось.

Для себя мы решили, что не имеем права терять время и пассивно ждать развязки, поскольку отвечаем за 60+ сотрудников, которые сейчас очень рассчитывают хотя бы на стабильность получения зарплаты и поддержку от людей, которые их окружают. Поэтому мы приняли за аксиому мысль о том, что все изменилось, и нужно привыкать к новому положению вещей, чтобы как можно быстрее к нему адаптироваться и продолжать строить прибыльный бизнес, насколько это возможно в текущих реалиях.

2. Составили список тем, где наших компетенций недостаточно

За последние пару недель бизнес-ландшафт не только в РФ, но и во всем мире сильно перетряхнуло, так что привычные схемы перестали работать или работают по новым правилам. И продолжают корректироваться чуть ли не каждый день.

Мы сильны в IT-подборе, эта наша специализация, а вот международное право, ВЭД и другие экономико-юридические тонкости – это не про нас. Разумнее привлечь знания со стороны, чем пытаться разобраться во всем самим. Тем более, что последнее займет время, которое и так в дефиците.

Поэтому мы решили трезво взглянуть, что находится за пределами наших компетенций, и привлечь внешних экспертов и специалистов, которые будут помогать нам закрывать возникающие вопросы.

3. Пересобрали метрики

У каждого бизнеса есть те самые пресловутые KPI, за которыми нужно следить, чтобы понимать, насколько здоров бизнес. В нашем случае (базово), это клиенты в пуле, количество вакансий, выручка, % конверсий на разных этапах продажи и воронки подбора кандидатов.

За ними мы и так следим регулярно, но сейчас их актуальность важна как никогда. Поэтому те метрики, на которые мы обращали внимание пару раз в месяц, сейчас отслеживаются практически в real-time режиме.

Это позволяет держать полную картину в голове и действовать в соответствии с реальной ситуацией. Тот самый правильный (в смысле, основанный на цифрах) agile сегодня – наше всё, так как любые +/- долгосрочные планы обесцениваются быстрее национальной валюты.

4. Стали плотнее общаться с клиентами

Обратная связь от клиентов и так всегда была одним из важнейших показателей в нашей работе, но сейчас она стала еще более востребованной.

Честный открытый диалог в сложные времена – лучший помощник для отношений. Сейчас наши аккаунт-менеджеры еще более тесно, чем прежде, общаются с клиентами, чтобы знать в моменте, что у них происходит, какие настроения, какие планы и т.д.

Мы прекрасно понимаем, что тяжело сейчас примерно всем, и если мы можем сделать что-то с нашей стороны, чаще всего мы готовы рассмотреть разные варианты и идти на определенные уступки, если это останется взаимовыгодным для всех. При этом мы в любом случае смотрим на проектную рентабельность, потенциал дальнейшего сотрудничества и сложность запроса – если есть очевидные "красные флажки", мы оставляем за собой право отказаться от сотрудничества. Иначе бизнес перестает быть бизнесом.

5. Заранее! подготовили подушку безопасности

К сожалению или к счастью, опыт работы и жизни в России подготовил нас к тому, что кризис может случиться в любой момент. И лучше быть к нему хотя бы минимально готовым.

До сих пор мы откладывали определенные средства как раз на такой случай, чтобы если понадобится, мы могли продолжать работать и платить зарплату всем сотрудникам, даже если поступления от клиентов вовсе прекратятся на месяц-два.

Пока еще время доставать эту подушку не пришло, но само ее наличие очень хорошо успокаивает.

6. Поговорили с командой

У нас в агентстве принята культура открытого диалога, от которой мы не отказываемся даже в сегодняшней ситуации.

Чтобы снизить тревожность, успокоить и поддержать коллектив, мы решили провести общую встречу, на которой рассказали о ближайших планах и уже предпринимаемых шагах. При большом внешнем стрессе мы считаем своим долгом дать нашей команде ощущение стабильности хотя бы внутри компании. Встречи планируем проводить регулярно.

7. Просчитали План Б и План В

На случай, если План А окажется нежизнеспособным, теперь у нас есть дополнительные варианты, которыми мы будем руководствоваться.

С запасными планами мы понимаем те риск-триггеры, которые покажут нам, как развивается ситуация, и что делать в том или ином случае: как мы будем перераспределять загрузку в "производстве", какие расходы пересматривать и т.д.

Здесь же учли те сегменты клиентов, которых есть риск потерять в ближайшее время и в течение какого-то периода.

8. Взглянули еще раз на статьи расходов

Трудные времена – лишний повод покопаться во внутренних процессах и поискать эффективность внутри. Статьи расходов – первый источник для поиска оптимизации.

Все расходы мы разделили на несколько категорий:

а) не можем отказаться - основа бизнеса (туда, например, входит основной ФОТ, инструменты для работы (доступ к базам работных сайтов), CRM, техника и т.д.;

б) отказываемся только в случае самого пессимистичного сценария (офис, затраты на маркетинговое продвижение, менее критичные инструменты для работы);

в) отказываемся в случае среднего сценария (дополнительное обучение, командные сборы, спонсируемые компанией);

г) отказываемся превентивно уже сейчас (найм новых людей на не-ключевые позиции, вроде личного помощника руководителей, бюджет на контент, запуск нового проекта, мелкие закупки).

9. Регулярно встречаемся с руководителями

Еще один формат встреч сделали регулярным и обязательным – руководители отделов теперь встречаются в начале недели, чтобы синхронизироваться по общим и личным планам. Это позволяет точнее знать, кто в компании что предпринимает в краткосрочной перспективе (неделя-две), чтобы соотносить свои действия с коллегами максимально оперативно.

Плюс, этот формат дает возможность обсуждать рисковые и кризисные моменты, привлекая к разбору и брейншторму разные стороны. Помимо решения бизнес-задач такие встречи позволяют поддерживать боевой дух среди управленцев и транслировать его в свои команды.

10. Запустили ТГ-канал с успехами

Важно разбавлять насколько возможно гнетущий инфопоток позитивными новостями, чтобы особо впечатлительные люди (а в текущей ситуации такими невольно становятся очень многие) не уходили совсем уж в беспросветный негатив. Внешний фон мы, увы, исправить не в силах, поэтому транслируем то, что хорошего происходит у нас в компании.

Появление новых клиентов, рекорды по выставленным офферам, выходы кандидатов, какие-то принятые руководством меры, которые должны помочь компании, все это и другие достижения ежедневно собираются и транслируется в общий чат для всей команды.

11. Пересобрали маркетинг

Google Ads, Facebook+Instagram, LinkedIn в нашей нише были основными каналами лидогенерации. С их закрытием поток заявок довольно сильно просел, а в новых каналах уверенности нет.

Экспериментируем с новыми каналами пока очень ограниченно, без фанатизма вроде простого перелива всех денег в Яндекс Директ. Во-первых, нет уверенности, что нужная аудитория там окажется, и будет доступна по деньгам в рамках нашей финмодели. Во-вторых, не хочется словить еще одну заморозку средств на балансе, когда очередная рекламная платформа решит приостановить работу на российском рынке.

Поэтому взялись за развитие собственных медиа-каналов (например, здесь даем практические советы для рекрутеров и эйчаров) и делаем упор на наработанной за годы базу контактов. Плюс прорабатываем с сейлами новые регионы для поиска клиентов и необходимый инструментарий для этого.

Ну и продолжаем наблюдать за ситуацией, чтобы оперативно реагировать на изменения, стараясь, однако, предусматривать разные варианты ее развития.

И продолжаем делать то, что точно в наших силах: максимально хорошо делать свою работу. Главная цель для нас сейчас – это сохранить команду и найти резервы в эффективности работы с клиентами.

Если у вас сейчас есть необходимость в поиске и подборе IT-специалистов, напишите нам. Давайте обсудим, кто именно вам нужен, и чем мы можем быть вам полезны.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда