Управление поставщиками

Мировые гиганты, такие как Toyota, Tesco, Walmart, GE или Nissan, давно применяют инструменты управления эффективностью поставщиков. Крупные российские компании, которым ежедневно приходится взаимодействовать с тысячами поставщиков, тоже задумываются о внедрении подобных программ в службах закупок.

Система управления эффективностью деятельности поставщиков (SRM, Suppliers Relationship Management) – это инструмент для совместной работы с поставщиками по закупкам категорий материалов и услуг, которые имеют критическую важность для бизнеса. Она касается всех этапов сотрудничества – выбора, оценки, получения обратной связи и развития поставщиков.

Цель такого управления – сделать отношения с поставщиками более продуктивными, способствовать адаптации поставщиков к требованиям бизнеса и, как следствие, получить дополнительный экономический эффект от управления закупками.

Однако эффективное сотрудничество с поставщиками начинается не на пустом месте. Каковы предпосылки для внедрения программы управления эффективностью поставщиков в компании?

1. Компания сначала должна сегментировать поставщиков, исходя из анализа затрат, важности категории для бизнеса и возникающих рисков. Весьма часто компании классифицируют поставщиков неформально и бессистемно, а это не позволяет создать стратегическое партнерство и добиться того, чтобы поставщики развивали свои бизнес-процессы и производственные мощности вслед за требованиями бизнеса.

2. Стратегия закупок категорий должна быть долгосрочной. Наиболее распространенная стратегия закупок – на короткую перспективу. Она начинается с проведения тендера, определения минимальной цены закупки и заканчивается заключением договора, тогда как управление эффективностью поставщиков подразумевает более длительные отношения. Обе стороны должны быть постоянно вовлечены в процесс совершенствования поставок и закупок, внедрять инновационные решения и укреплять взаимовыгодный союз.

3. Сотрудники должны обладать достаточной квалификацией. Наиболее распространенный набор требований для специалиста по закупкам ограничен навыками анализа рынка, умениями проводить закупочные процедуры, переговоры, делать сравнительный анализ цен и заключать договоры. Но для эффективного управления поставщиками дополнительно нужны лидерские качества, умение оказывать влияние и управлять изменениями. Зачастую между подразделениями возникает внутренняя конкуренция, которая препятствует эффективному взаимодействию с поставщиками и бизнес-подразделениями и осложняет жизнь закупщикам. Специалисты по закупкам должны обладать соответствующими качествами, чтобы делать свою работу в таких условиях.

4. Топ-менеджмент компаний должен быть заинтересован в повышении эффективности сотрудничества с поставщиками. Иначе программа не даст ожидаемого эффекта.

Большинство компаний регулярно пытаются анализировать эффективность поставщиков, но, как показывает практика, у них нет инструментов, чтобы в режиме реального времени делать точную и полную оценку и тем самым повысить качество принимаемых решений.

Проанализировав распространенные проблемы во взаимодействии с поставщиками, мы создали систему управления эффективностью поставщиков iTender (Умные Закупки).

Управление поставщиками

Задать вопросы можете в комментариях и в личке. :)

55
Начать дискуссию