5 страхов, которые мешают бизнес-тренерам перевести свои программы в онлайн. Как с ними справиться?

«Как я буду держать внимание слушателей, если толком их не вижу? Мне нужны их глаза, их реакция».

«Не представляю, как мне одновременно и занятие вести, и разруливать все эти "Звук пропал", "Картинка зависла", "Не вижу ссылку"».

«"Говорящая голова" с презентацией — слишком узкий формат для меня. Мне нужно больше взаимодействия со слушателями. Как я добьюсь этого в онлайне?»

5 страхов, которые мешают бизнес-тренерам перевести свои программы в онлайн. Как с ними справиться?

Тренеры, которые готовят свои программы к переводу в онлайн, серьезно переживают из-за подобных вещей. Это и понятно. Без диджитала не масштабируешься. Но когда все твои тренинги заточены под живой контакт, перспектива пересесть в окошко монитора несколько напрягает.

Общаясь с клиентами нашей платформы Granatum, я собрала самые частые тревоги преподавателей по поводу перехода в digital. И пригласила обсудить их бизнес-тренера и методиста Марину Мирчук.

Марина преподает уже 30 лет, из них последние шесть — онлайн. Свои программы она размещает у нас на платформе, так что я могу видеть, насколько эффективны ее методики.

На старте онлайн-преподавания Марина испытывала все сомнения, свойственные человеку из офлайна. В процессе она нашла, как с ними справляться. Ее опыт полезен тем, кто хочет сделать свои онлайн-программы более эффективными и интересными для слушателей.

Марина Мирчук
бизнес-тренер, психолог, дизайнер образовательных программ, методист и координатор «Клуба Soft Skills 2035»

«Боюсь не справиться с техническими вопросами»

Марина, у меня здесь целый список тренерских волнений и переживаний по поводу перехода в онлайн. Вы с ними тоже в разной степени сталкивались. Мне очень интересно, как вы строили работу, чтобы справиться с этими моментами. Хочу, чтобы вы поделились опытом. Но сначала спрошу: а вас саму что больше всего пугало на старте?

Я больше всего боялась за техническую сторону вопроса. Я в принципе человек тревожный. И работаю одна, без помощников и модераторов.

Мне казалось, в любой момент что-то может сорваться: связь потеряется, или звук. Люди будут спрашивать что-то по поводу площадки, а я не буду знать, что ответить.

Из-за этих тревог я упускала многие возможности.

Например, долго не решалась делить слушателей на команды для групповой работы. Боялась, что кто-то отключится и я не смогу его вернуть.

Меня выручила техподдержка площадки. Я очень на них полагалась и наблюдала, как они что делают. Иногда после занятия просила задержаться и показать мне какие-то моменты, которые пропустила. Или подытожить, правильно ли я поняла какие-то их действия.

Я много практиковала, поэтому быстро набралась опыта и уже сама свободно во всем ориентировалась. Ребята спрашивают: «Вы сегодня нас не звали. Ничего сложного не было?» Я говорю: «Было, но я сама справилась».

Мне даже не нужно было отрываться от урока. Я просила студентов, чтобы они проверили качество связи до начала занятия по методичке платформы. А если в процессе возникали сложности — давала пошаговые памятки и они сами разбирались.

5 страхов, которые мешают бизнес-тренерам перевести свои программы в онлайн. Как с ними справиться?

«Не получится удержать внимание слушателей в онлайне»

Марина, один из самых распространенных страхов — «Как удержать внимание в онлайне?». Человеку, который который привык работать глаза в глаза и мгновенно получать обратную связь, действительно сложно без личного контакта. У вас было такое? Как справлялись?

Немного было. Но на тот момент я уже была достаточно знакома с онлайном по собственной учебе, так что понимала, как с этим работать. Здесь секрет в интерактивности и в частой смене форматов.

Трудно удержать внимание, когда ты — «говорящая голова» с докладом. Но я так не работаю. Я чередую активность.

Слушатели посмотрели короткое видео, прошли опрос, поработали с презентацией. Потом разделились на группы и сделали собственные презентации. Снова собрались вместе, представили свои работы, обсудили результаты. Потом — небольшая видео-разминка.

Словом, человеку некогда заскучать. Я постоянно подхватываю его внимание, подключаю разные каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Тут уже другой вопрос: как бы не перестараться и не перегрузить информацией. Постоянно хочется добавить еще и еще интересных блоков.

5 страхов, которые мешают бизнес-тренерам перевести свои программы в онлайн. Как с ними справиться?

«Не знаю, как вовлечь онлайн-аудиторию в диалог»

Следующий страх как раз проистекает из совета «Делайте слушателей активными участниками занятия». Многие тренеры, особенно новички, переживают, что не получится наладить коммуникацию с аудиторией. Они даже вопросы лишний раз не задают из страха, что слушатели промолчат и повиснет неловкая пауза. Расскажите, как вы вовлекаете вашу аудиторию в общение?

Да, так действительно бывает: вы что-то спрашиваете, а группа молчит в ответ.

Это может выглядеть так, словно вас игнорируют, не слушают. На самом деле люди просто стесняются. Каждый ждет, что ответит кто-то другой.

Чтобы избежать этого, не задавайте общих вопросов. Только адресные.

«Виктория, что вы думаете об этом?», «Следующим хочу послушать Сергея», «Мне важно, что Виктор скажет». Словом, стимулируйте диалоги. Причем не только между вами и студентом, а и между всеми слушателями. Например, Сергей обозначает одну точку зрения, а Оля — другую. Можно устроить баттл мнений. Пусть они подискутируют между собой, а остальные участники потом поддержат ту или иную сторону.

Я часто задаю вопросы и прошу слушателей написать свои мнения на стикерах в рабочем окне. Или резюмировать, какие они выводы сделали. Или сделать зарисовки на доске. Если кто-то из группы не выполняет задание, я это вижу, и, снова-таки, могу к нему адресно обратиться: «Сергей, мне не хватило вашего ответа, напишите, пожалуйста». Проигнорировать адресное обращение гораздо труднее.

Не на всех площадках есть возможности для интерактива, конечно. Но можно попросить участников нарисовать что-то на бумаге или в графической программе и выложить скрин или фото рисунка.

5 страхов, которые мешают бизнес-тренерам перевести свои программы в онлайн. Как с ними справиться?

«Мне некомфортно разговаривать с монитором»

Еще один неловкий момент у начинающих тренеров: «Не могу вещать в пустоту», «Сложно разговаривать с монитором». Люди переживают, что не видят собеседников и не могут отслеживать их реакцию и эмоции. Им дискомфортно чувствовать, что они говорят сами с собой.

О да! В первый месяц работы это был просто кошмар. Я говорила с монитором и так чудно себя ощущала! Но к этому быстро привыкаешь и потом уже не обращаешь внимания.

Тут важно помнить, что по другую сторону монитора есть люди. Даже если у них камеры выключены, или если ваша площадка не позволяет вам их видеть.

Задавайте им вопросы, просите, чтобы они что-то писали в комментариях. Чтобы иногда включали камеру и микрофон, что-то сказали или хотя бы покивали. Словом, вовлекайте в диалог. Тогда не будет чувства, что вы говорите сами с собой.

Бывает, конечно, что слушателей действительно нет. Например, когда я записываю вебинар или видео для рассылки, то просто представляю, что передо мной сидят люди. Вот они, внимательно слушают, кивают, а я для них стараюсь.

Еще один способ — можно пригласить гостя и вместе с ним провести эфир или вебинар. Диалог создает совсем другие ощущения, чем разговор с камерой.

5 страхов, которые мешают бизнес-тренерам перевести свои программы в онлайн. Как с ними справиться?

«Не знаю, как в онлайне проверить усвоение материала»

Марина, вы преподаватель с большим опытом и следующий страх вам, пожалуй, не знаком. Но новички часто волнуются: как проверить, насколько группа усвоила материал? Как убедиться, что люди готовы переходить на следующий уровень и у них не останется пробелов в знаниях?

В онлайне прекрасно работают обычные преподавательские методики для проверки знаний. Самые простые — провести опрос после каждого отдельного этапа или модуля в целом.

Я пользуюсь встроенными инструментами для опросов и тестирования. Такие есть не у всех площадок. В качестве альтернативы можно использовать обычные Google-формы с 10-15 вопросами по теме.

Можно попросить участников сделать презентацию по усвоенной информации. Можно разделить их на команды и дать групповые проверочные задания. А потом организовать, например, перекрестную проверку, чтобы они сначала сами прокомментировали задания друг друга, а потом уже отдавали мне. Все это помогает закрепить пройденный материал.

5 страхов, которые мешают бизнес-тренерам перевести свои программы в онлайн. Как с ними справиться?

Переход на онлайн-преподавание может казаться сложным, особенно для убежденных офлайнеров. Но это выход на новый уровень и определенно стоит усилий. Справиться с тревогами вам поможет практика и ваши собственные слушатели. Включайте их в диалог, делайте полноценными участниками действа. Это поможет создать атмосферу живого общения и быстро освоиться в онлайне.

33
5 комментариев

Комментарий недоступен

1

Перейти в онлайн — не значит полностью уйти из офлайна.
Те, кому приоритетно живое общение, могут продолжать ходить на живые тренинги. 
Если сохранить офлайн не получится, то да,  часть клиентов может отвалиться. Он онлайн — это всегда выход на новую и более обширную аудиторию. Тем более, если делать качественный продукт, а не "онлайн-суррогат", как вы выразились.

Ещё забыли сказать, что могут заминусовать и захейтить, не отмоешься потом. Ещё и записью видео,  фейл подтвердить.

Если бояться хейтеров или критики, то даже страницу в Фейсбуке лучше не создвать. Не то что онлайн-курс

Комментарий удалён модератором

Пусть пойдет на пользу!