Дефицит кадров: новые подходы к старой проблеме

Дефицит кадров: новые подходы к старой проблеме

Почему на рынке наблюдается нехватка кадров? И как бизнесу справиться с растущим дефицитом людей с помощью софта?

Нехватка кадров на рынке труда стала одной из ключевых угроз для бизнеса и экономики в целом. Большинство компаний пытаются справиться с этой проблемой традиционными методами: повышают зарплаты, нанимают людей без опыта, вкладываются в обучение…

Однако при существующих трендах на рынке такие методы часто оказываются неэффективными.

Причины нехватки кадров и пострадавшие отрасли

Причин кадрового дефицита множество, и варьируются они в зависимости от конкретной компании или отрасли. Однако основная проблема кроется в демографической ситуации: старении населения, сокращении числа трудоспособного населения, последствиях пандемии COVID-19, оттоке мигрантов, эмиграции молодежи. В совокупности с низкими зарплатами, напряженной рабочей атмосферой, непривлекательными условиями труда, отсутствием карьерного роста или престижа профессии эти факторы приводят к оттоку кадров и создают серьезные препятствия для бизнеса.

Сегодня практически не осталось отраслей, которые не испытывают дефицита кадров. Эта проблема затрагивает практически все секторы экономики — от строительства и промышленности до здравоохранения. Наибольшие трудности наблюдаются в сферах Retail и HoReCa, где особенно остро ощущается нехватка линейного персонала — курьеров, кассиров, грузчиков.

Дефицит кадров: новые подходы к старой проблеме

Как бизнес борется с дефицитом кадров

Нехватка кадров на рынке труда приводит к усиленной конкуренции за сотрудников, а конкурировать компании предпочитают заработными платами. Однако ростом одних зарплат дело не ограничивается. Возрастают также расходы на поиск персонала, расширение службы HR, постоянное обучение новых сотрудников, улучшение условий труда и разработку мотивационных программ.

Все это действенные методы, которые помогают сократить текучесть кадров и удержать текущих сотрудников, но проблему они не решают. Высокие зарплаты и хорошие условия труда действительно могут привлечь новых сотрудников, но если людей физически не хватает, затраты на персонал лишь продолжат расти, а производительность труда снижаться.

Новый подход к решению проблемы

Текущая ситуация с нехваткой кадров требует от компаний пересмотра своих бизнес-процессов. Вместо того чтобы постоянно инвестировать в найм новых сотрудников, компаниям следует сосредоточиться на максимальной эффективности использования текущих работников. Привычный подход, основанный на фиксированном штате сотрудников, больше не соответствует современным требованиям рынка. Важно пересмотреть свои приоритеты и сосредоточиться на стандартах обслуживания клиентов, стандартов выпуска. Вместо привычного распределения сотрудников по сменам, необходимо планировать их графики с учетом реальных потребностей бизнеса, минимизируя профицит и дефицит сотрудников на каждом временном отрезке в течение дня.

Основная идея заключается в том, чтобы меньшим числом работников выполнять больший объем работы, обеспечив при этом справедливое распределение нагрузки между сотрудниками. Так, в периоды повышенного спроса важно избегать дефицита сотрудников, чтобы справляться с увеличенной нагрузкой. В то же время, в часы пониженного спроса не должен возникать и профицит, когда сотрудники просто "высиживают свои часы".

Современные решения для борьбы с дефицитом кадров

Если компании хотят выжить в динамичной среде рынка труда, то им следует идти в ногу с изменениями — внедрять инновации, автоматизировать и оптимизировать свои процессы. А для этого нужны современные инструменты.

Программное обеспечение на базе искусственного интеллекта может значительно улучшить процессы управления персоналом, сократить потребность в дополнительных сотрудниках и время на ручные операции. ПО для автоматизации управления персоналом, такие как WFM-системы, уже давно используются в развитых странах. На нашем рынке эти технологии только начинают внедрять наиболее прогрессивные компании, особенный рост внедрения WFM-систем наблюдается в сетевом ритейле.

Система WFM TARGControl
Система WFM TARGControl

Что такое WFM-система, зачем и кому она нужна

Система WFM (Workforce Management) — это программное обеспечение на базе искусственного интеллекта, которое направлено на автоматизацию и оптимизацию управления трудовыми ресурсами. Такие системы прогнозируют спрос, планируют численность персонала и составляют оптимальные графики работ на основе бизнес-показателей, предпочтений сотрудников и требований трудового законодательства.

WFM-системы нужны для эффективного управления персоналом, увеличения производительности труда, автоматизации рутинных задач и повышения удовлетворенности сотрудников. Такие системы очень гибкие, они работают с большим объемом данных, чтобы максимально точно прогнозировать спрос и требуемую численность персонала, равномерно распределяя нагрузку в течение рабочего дня.

Системы WFM приносят наибольшую пользу крупным и средним компаниям со штатом от ста сотрудников, работающим по сменным графикам и на разных объектах. Наибольшую эффективность эти системы демонстрируют в таких отраслях, как ритейл, HoReCa и производство.

Предположим, у вас есть 6 магазинов со штатом в 70 человек. В этих магазинах наблюдаются разные уровни загруженности в течение дня: в пиковые часы возникают очереди и нехватка товаров, а в другие периоды сотрудники остаются без дела. Чтобы эффективно использовать ресурсы, минимизировать время простоя, предотвратить дефицит персонала и справедливо распределить задачи между сотрудниками, нужно ввести гибкие смены и привлекать дополнительных работников в пиковые часы. Это могут быть студенты или те, кто ищет подработку в свободное время.

Например, если у кассира из одного магазина выходной, он может подработать несколько часов в другом магазине в период повышенного спроса, конечно, по своему желанию и с одобрения администратора.

Так, WFM-система TARGControl предоставляет одним сотрудникам возможность заработать больше, а другим — избежать переутомления.

Если говорить о преимуществах для бизнеса в разрезе ритейла, то внедрение системы WFM TARGControl позволяет сократить затраты на фонд оплаты труда на 7-15% и увеличить выручку до 6% за счет улучшения качества обслуживания клиентов.

Дефицит кадров: новые подходы к старой проблеме

Вывод

Современный рынок труда и усиливающаяся конкуренция требуют эффективного управления ресурсами. Компании, внедряющие системы WFM, получают значительные преимущества, от сокращения затрат на фонд оплаты труда до улучшения качества обслуживания клиентов.

Компании, которые будут медлить с внедрением этих систем, рискуют проиграть в конкурентной борьбе за сотрудников и клиентов. В условиях кадрового голода WFM-система TARGControl становится не просто опцией, а необходимостью. В конечном итоге, именно системы WFM наиболее отвечают требованиям современного рынка, помогая компаниям оптимизировать процессы и создавать более продуктивную рабочую среду.

Начать дискуссию