Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе, т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком» - А. П. Чехов

Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?

Грустный факт о человечестве: в 2000-х годах большая часть мира получила практически бесплатный доступ ко всему объёму знаний, но золотой век для науки и искусства так и не наступил. Что послужило причиной и есть ли взаимосвязь между бизнесом и культурой?

Эти вопросы легли в основу закрытого мероприятия сообщества бизнеса и власти “СЕТЬ”, посвященного дню работника культуры и прошедшего в уникальном месте - особняке - “Дом Смирнова”, который в буквальном смысле пропитан историей и культурой.

В числе гостей были не только представители сообщества СЕТЬ, но и резиденты бизнес-клуба “Атланты”. Участников ждала насыщенная программа: интересные истории от ведущего вечера - Григория Полкана, генерального директора маркетингового агентства Demis Group, Small talk со специальными гостями - Станиславом Наумовым, почетным резидентом сообщества СЕТЬ, депутатом государственной думы, Игорем Сандлером - советским, российским музыкальным продюсером, шоуменом и Эдуардом Бояковым - театральным и кинорежиссером, художественным руководителем Нового театра, а также уникальная лекция от топового искусствоведа Алексея Петухова “Инвестиции в искусство”.

Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?

А какой интерес в культуре у бизнеса?

Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?

Взаимодействие бизнеса и культуры носит непростой характер. Эти сферы принято разделять и даже противопоставлять друг другу. И если владелец бизнеса - не меценат по зову сердца, для чего ему вкладываться в культуру?

Этот вопрос остается открытым, но можно с уверенностью сказать, что раз представители бизнеса пришли на мероприятие, скорее всего в их культурном коде заложена потребность сохранять и развивать культурное наследие.

Чтобы помочь гостям реализовать эту потребность, организаторы устроили выставку подлинников известных картин. А завершил вечер - обзор весенних театральных и выставочных мероприятий.

А с чего все начиналось?

В прошлом в каждой семье создавались большие библиотеки. Детей с раннего детства приучали к чтению книг, посещению театров, музыкальных концертов, музеев и филармоний. Люди стопками выписывали журналы и интересовались самыми разнообразными тематиками. А что сегодня? Разве информации не стало больше, разве новости не стали разнообразнее? Безусловно и более того, при помощи интернета теперь можно узнать большее количество информации за гораздо меньшие сроки.

И тем не менее доступ к ней мало что значит сегодня в воспитании гения - возможно, почти ничего. Ни онлайн-курсы, ни учебники по математике на YouTube сами по себе не вызвали золотой век математиков. Исторически для гениальности необходимо раннее вовлечение в интеллектуальные предметы, а не доступ к ним.

Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?

“Нам обещали новых гениев, говоря о сегодняшнем поколении. Но тем не менее в нашей стране, к большому сожалению, уже 20-30 лет не существует ни одного всемирно известного писателя, который может сравниться с Бродским, ни одного известного композитора как Чайковский или Прокофьев. В кино абсолютно аналогичная ситуация. И это результат в том числе блокады запада, который добился того, что русская культура потеряла суверенитет”. - Эдуард Бояков, театральный и кинорежиссер, художественный руководитель Нового театра.

Интернет в некотором смысле отучил подрастающее поколение прилагать усилия к саморазвитию, которое непосредственно связано с культурой. Сегодня люди предпочитают не читать, а общаться в социальных сетях. А это ведет к разрушению культурного кода.

А что же дальше?

Согласно статистике ВЦИОМ, 6% населения России ходят в театр 1 раз в месяц, 15% ходят в театр 1 раз в 3 месяца. Порядка 50% жителей не может ходить в театр в принципе, потому что живет в населенных пунктах, где просто нет театра.

Если посмотреть на кинематограф, то мы увидим, что на экранах очень долгое время преобладали западные картины, книги, признанные мировыми бестселлерами также принадлежат западным авторам. Неужели для российской культуры не осталось места? Как нам сохранить свое культурное наследие?

“Культурный контекст представляет очень сложное пространство. Все, что происходит в науке, бизнесе - это следствие того, что происходит в культуре. Поэтому нужно думать о новой культурной политике. Это касается всех: бизнеса, власти. У нас нет культурного суверенитета. А это - основа” - Эдуард Бояков, театральный и кинорежиссер, художественный руководитель Нового театра.

И начинать нужно с малого - заинтересовать молодежь.

“К огромному сожалению в филармонию сегодня ходит старшее поколение, молодежь живет своей внутренней жизнью, своими увлечениями. Но я считаю, что очень важно говорить с ними на их языке музыки. Уже несколько лет мы пытаемся популяризировать классическую музыку среди молодежи. Так, в 2021 году мы провели грандиозное шоу “Русская классика в роке”. Я пригласил лучших солистов Большого театра, Мариинки, и на громадной сцене зеленого театра ВДНХ с симфоническим оркестром они пели русскую классику в рок аранжировках. Это было потрясающе. В этом году мы продолжим этот проект и сделаем русскую классику не только в роке, но и в джазе, хип-хопе и в электронной музыке. Для чего мы это делаем? Таким образом мы придем к молодже через их культуру, но с русским культурным кодом”. - рассказывает Игорь Сандлер, советский, российский музыкальный продюсер, шоумен.

Фестивали - это хорошо, а что насчет театров и кинотеатров?

“Нужно распространять Пушкинскую карту. В первую очередь, необходимо сделать ее демократичной и затем расширять сферу ее применения. Пушкинская карта должна быть защищенной финансовой позицией, такой же, какими являются наши зарплатные карты. Ее не нужно отделять от нашего суверенитета также как и культурный код”. - уверен Станислав Наумов, почетный резидент сообщества СЕТЬ, депутат государственной думы.

Вернемся к истокам.

Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?

Взаимосвязь между бизнесом и культурой зародилась отнюдь не в современную эпоху. Даже в древности находились люди, которые зарабатывали на творчестве других. При этом одни получал неплохую прибыль, другие - известность и признание, а продукты их взаимодействия становились мировым достоянием.

Как запустить художника?

Пабло Пикассо - художник с мировым именем, но мало кто знает, что помог ему в этом один из самых значительных торговцев произведениями искусства Амбруаз Воллар. В 1901 году Воллар предложил устроить Пикассо первую персональную выставку. Она стала настоящим прорывом для юного художника в возрасте 19 лет. Она состоялась в небольшой коммерческой галерее на знаменитой парижской улице Лафитт. Мало кто знает, что у Пикассо на момент открытия выставки не было столько работ. Но к назначенной дате он быстро изготовил должное количество картин. С этой выставкой Пикассо сумел попасть в ряды многообещающих художников. Так, к юному художнику пришла известность.

Вместо заключения.

Культурное наследие - это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую часть от всего объема культурного достояния планеты. Но и после нас культурное наследие остается для других поколений. Именно поэтому очень важно его сохранить. Наш культурный код заслуживает защиты хотя бы с нашей стороны.

Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?
Начать дискуссию