Arthur Mochalov

+15
с 2017
2 подписчика
25 подписок

Важный UPD. 10 октября 2022 года Meta* была внесена в перечень экстремистских организаций Минюста (Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», посмотреть можно здесь: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/, Meta под номером 96). Это означает, что все запреты и ограничения, о которых говорится в тексте материала (касательно упоминаний Меты, использования ее символики, покупок рекламы в запрещенных социальных сетях), с этого дня стали реальными.

Здравствуйте! Решение суда касается только запрета реализации в России социальных сетей Фейсбук и Инстаграм. Oculus Quest хоть и являются продуктом Меты* и связаны с брендом Фейсбук, но тем не менее представляют собой самостоятельный продукт, не являющийся частью социальной сети (то же касается и игр). Кроме того, поставщиком очков и игр для них, скорее всего, выступает не сама Мета*, а ее дочерняя структура - Facebook technologies Inc., деятельность которой формально не попадает в России под запрет. Да и сама Мета* по состоянию на сегодняшний день не внесена в Перечень экстремистских организаций (и теперь уже есть сомнения - окажется ли она там). Как я написал в статье, все запреты и наказания за них начнут действовать, когда Мета* окажется в этом Перечне (и только в случае, если она там окажется). Такой исход все еще рассматривается как возможный, поэтому просто нужно постоянно отслеживать ситуацию. В данный же момент пока не вижу юридических препятствий для покупки игр для Окулусов.

Здравствуйте! Как говорит нам судебное решение по делу Меты*, использование социальных сетей Facebook и Instagram не наказуемо, если при этом пользователь не принимает участия в запрещенной законом деятельности. Однако с госслужащими не так просто: в Законе о государственной гражданской службе есть норма, обязывающая служащих ежегодно отчитываться о своих аккаунтах в соцсетях (конечно, там есть много "если", но на практике чаще всего заставляют отчитываться всех и обо всем). Как госслужащий отчитается о наличии у него аккаунтов в "запрещенных" соцсетях (кстати, заблокированных на территории РФ еще до решения суда по делу Меты) - большой вопрос. Особенно в контексте усилившихся разговоров о "нацпредателях" и связанных с этим призывах.

28 марта на сайте Тверского районного суда появился полный текст решения по делу Меты*. В связи с этим я дополнил материал.

Апелляция - только одна, и если суд апелляционной инстанции (Мосгорсуд) откажется удовлетворить жалобу, то решение будет считаться вступившим в силу. Я в посте напивал, что включение Меты* в перечень экстремистских организаций и ответственность за нарушения будет только после вступления решения в силу. Ну а в части запрета распространения двух продуктов компании решение обращено к немедленному исполнению.

Апелляция - только одна, и если суд апелляционной инстанции (Мосгорсуд) откажется удовлетворить жалобу, то решение будет считаться вступившим в силу. Я в посте напивал, что включение Меты* в перечень экстремистских организаций и ответственность за нарушения будет только после вступления решения в силу. Ну а в части запрета распространения двух продуктов компании решение обращено к немедленному исполнению.

Чтобы не было споров вокруг размеров скидки, лучше всего, если она будет экономически обоснована и подтверждена какими-то расчетами, суть которых будет раскрыта арендатору. В этом случае оснований оспорить размер скидки будет значительно меньше.
Что касается судебных угроз - о них ведь в письме можно и не писать, а начать переговоры с вырадения надежд на понимание и дальнейшее соирудничество. И даже в ходе "торга" по поводу размера снижения аренды постараться сохранить дружелюбный тон. Ведь и арендатору интересно сохранить помещение, и арендодатель не сможет выжить, если распугает всех арендаторов.

Александр, что касается продуктового ритейла - то а большинстве случаев для них нет оснований снижать арендную плату. Еще раз: обязанность уменьшить стоимость аренды появляется лишь в случае, если использование арендованного имущества было объективно невозможно в результате действия ограничений. Продуктовые магазины продолжали работать, т.е. использовали имущество по прямому назначению (возможно, за какими-то редкими исключениями). Если имущество использовалось - то и оснований снижать аренду нет. То же касается и "якорных" арендаторов. Смотрим: пользовались ли они имуществом. Если арендатор - супермаркет, который продолжал работать, то и аренду он платит как положено. Сложнее, например, с кинотеатрами, фитнес-клубами, общепитом.
Что касается размера снижения, то, может быть, это будут и 5, и 10 процентов. Если размер такого уменьшения арендной платы будет экономически обоснован и закреплен в дополнительном соглашении, то риски споров значительно снижаются.

Спасибо за комментарий. В ответе к одному из предыдущих комментариев я уже написал, что может предпринять арендодатель. Если коротко, то:
- Закон не обязывает освободить арендаторов от каких-либо платежей полностью. Посчитайте, сколько в структуре арендной платы занимает компенсация расходов на содержание имущества (коммуналка, охрана, уборка и т. д.), подготовьте экономическое обоснование (оно поможет в диалоге или судебном споре с арендатором). Вы вполне можете отстоять эти суммы;
- посмотрите, нет ли со стороны арендатора признаков недобросовестности - например, использования имущества вопреки запретам. А может, ограничительные меры вообще не препятствовали пользоваться имуществом? Может, просто он не желал им пользоваться (например, в связи с переводом своих работников на удаленку)? Это две совершенно разные ситуации. Закон обязывает снижать арендную плату только в том случае, если использование арендованного имущества было объективно невозможно (а не просто нецелесообразно с точки зрения арендатора);
- обратите внимание на "меры поддержки" в Вашем регионе. Возможно, для Вас уже снижен размер имущественного налога или коммунальных платежей (в последнем, впрочем, сомневаюсь). Вдруг что-то есть - уже хоть что-то;
- наконец, посмотрите на свои расходы тоже. Наверняка есть что оптимизировать)

2

Постановлением Правительства РФ № 439 регионам было рекомендовано предоставить арендодателям, предоставившим отсрочку по внесению арендных платежей, "меры поддержки", в частности, касающиеся уплаты налога на имущество организаций. Законами некоторых субъектов уже предусмотрено снижение налоговых ставок. Но, к сожалению, такие меры приняты не во всех регионах. Там, где они есть - они часто не распространяются на случаи уменьшения арендной платы (применяются только в случае предоставления отсрочки, а отсрочка - это уже другая история, и предоставляется она по другим основаниям). Да и сами "меры поддержки", мягко говоря, нельзя назвать значимыми или эффективными. Поэтому - соглашусь, во многом риски и потери были возложены на арендодателей.
Многое зависит и от активности самих владельцев помещений в каждом конкретном регионе. На прошлой неделе мы в FPGS Consulting разработали по заказу владельцев нескольких объектов коммерческой недвижимости из одного областного центра проект регионального закона о внесении изменений в закон о налоге на имущество организаций. В законопроекте предусмотрели существенное снижение налоговой ставки в отношении собственников недвижимости - арендодателей, предоставивших отсрочку или уменьшение арендной платы в соответствии с Федеральным законом № 98-ФЗ. При поддержке региональной ТПП и уполномоченного по защите прав предпринимателей законопроект был внесен группой депутатов в региональный парламент, и уже назначен к рассмотрению в первом чтении. Мы надеемся, что закон будет принят в предложенной нами редакции, а собственники коммерческой недвижимости, которые пошли навстречу арендаторам, получат существенное снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество. Аналогичным образом, во многих муниципалитетах сейчас прорабатывается снижение ставок земельного налога.

1

Алексей, данным вопросом задаются сейчас многие собственники помещений, и их можно понять: у них тоже есть свои обязательства, они должны платить своим работникам зарплату, налоги (в т.ч. на сдаваемое в аренду имущество) и т. д. Логика законодателя здесь следующая: если использование имущества оказалось невозможно, то и платить не за что.
Что может сделать арендодатель?
Во-первых, пользуясь тем, что Закон не устанавливает конкретный размер, на который должна быть уменьшена стоимость аренды, можно попытаться обосновать расчетами, что значительная часть арендной платы в действительности представляет собой плату за содержание имущества, поскольку расходуется на оплату уборки, охраны, дезинфекции помещений, коммунальные платежи и т. д., охрану имущества самого арендатора, находящегося внутри помещения. Тем самым какую-то часть платежей вполне допустимо сохранить.
Во-вторых, можно указать арендатору на то, что фактически он продолжал пользоваться помещением - по крайней мере для хранения своего имущества, которое осталось в арендованном помещении (а значит, размер арендной платы уже вряд ли может быть снижен до нуля). Можно проявить фантазию и поразмышлять в данном направлении дальше.
В-третьих, обратите внимание на поведение самого арендатора. Не пытался ли он в обход установленных запретов проникать в помещение в период действия ограничений? Если да, то это также можно использовать в качестве аргумента против уменьшения арендной платы. Все индивидуально, и в каждом случае речь идет не о принуждении арендодателя, а скорее, о необходимости поиска компромисса и некоторого баланса интересов.
В-четвертых, постановлением Правительства РФ № 439 регионам было рекомендовано принять меры поддержки арендодателям, предоставившим уменьшение или отсрочку арендной платы. Одной из таких мер предложено снижение ставок налога на имущество. Проверьте - возможно, в Вашем регионе такие меры поддержки уже приняты.

1