Создание дизайна товарного знака, который не отклоняет Роспатент — опыт и отзыв основателя патентного бюро Лабарум

Меня зовут Максим Анатольевич Глушков, являюсь основателем патентного бюро Лабарум. В статье поделюсь опытом и сделаю отзыв на Лабарум, а также на то, как мы разрабатываем для клиентов товарные знаки. Эта статья не про” фишечки”, при использовании которых в создании дизайнов, вы сможете сразу же стать самым лучшим в своей нише. В статье вы получите знания о том, каким должен быть знак и как его делаем мы для своих клиентов, а также о трудностях, которые возникают в работе с дизайном и как мы их преодолеваем.

Успешный бизнес часто связан с узнаваемостью вашего бренда в глазах потенциальных клиентов. Добиться этого можно, зарегистрировав привлекательный товарный знак. Часто начинающие бизнесмены, задумываясь о ведении бизнеса законно, регистрирует наименование своей организации — слово, — и начинают, например, наносить его на продукцию. За этим следуют попытки это слово стилизовать графически и даже нарисовать художественно и затем уже использовать в таком виде. Однако такая стратегия часто приводит к судебным спорам, связанным с нарушениями интеллектуальной собственности.

При регистрации товарного знака важно закрепить не только слово, но и его графическую составляющую: со всеми элементами написания слова, а также с изобразительными элементами, которые это слово дополняют. Регулярно мы встречаем клиентов, бывших по этим вопросам на этапе судебных тяжб или после них. Тогда уже клиенты понимали важность регистрации не только слова.

Процесс разработки товарного знака

Разработкой и дизайном товарных знаков в нашем бюро Лабарум занимаются отдельные сотрудники — специалисты по разработке товарных знаков. Они не просто умеют сделать красивый и качественный дизайн, но и сделать его соответствующим букве закона и требованиям Роспатента.

Мы разрабатываем знак в 3 этапа: подготовительный этап, непосредственно этап разработки и этап доработки (этап взаимодействия с клиентом по вопросам корректировок в дизайн) .

Этап 1: Подготовительный этап разработки дизайна

Перед разработкой дизайна нужно понять, какой дизайн нужен клиенту, какой дизайн хотели бы видеть потребители этого продукта и многое другое. Когда клиент обращается в Лабарум, мы предлагаем ему заполнить бриф — это анкета, в которой получим всю необходимую для разработки информацию. В бриф мы помещаем вопросы, ответы на которые дадут нам информацию о опыте компании, специализации, узнаваемости среди клиентов и другом.

Бриф позволят нам получить целостное представление о компании и её потребителе, чтобы понять, какой дизайн товарного знака будет наиболее актуальным и выгодным. Важно сделать дизайн, который соответствует функциям товарного знака — тем факторам, которые помогут бизнесу расти:

  • Презентация компании и привлечение внимание клиентов — клиент построит первое впечатление о вас, глядя на ваш знак, знак может как привлекать внимание, так и отталкивать, соответствуя потребностям разных аудиторий;
  • Выделить отличия компании и её продукта от конкурентов — товарный знак хорошо отделяет ваш продукт от продукта конкурентов, например, если вы продаёте какой-нибудь не уникальный товар (хлебобулочные изделия, носки, канцелярию) , в таком случае важно уникализировать свой продукт или услугу;
  • Позиционирование — элементы дизайна будут передавать клиенту необходимую информацию о вашем продукте, его особенностях, качестве, цене и прочем;
  • Гарантия качества и лояльность клиентов — точный дизайн может расположить потребителя к вашему продукту, а также повысить качество продукта, сделать продукт визуально лучше;
  • Юридическая защита — зарегистрированный товарный знак делает ведение бизнеса более законным, а также вы, ваша компания, продукция и символика защищены законом от нечестной конкуренции;
  • Добавленная стоимость к бренду — товарный знак формирует репутацию о компании, позиционирует продукт и привлекает больше потребителей, что повышает стоимость, как и самого продукта, так и компании, и товарного знака, как предмета интеллектуальной собственности;
  • Нематериальный актив — товарный знак повышает ценность вашего бренд в глазах других компаний, инвесторов, потребителей и потенциальных покупателей.

Дизайн, который разрабатывает профессиональный специалист, вмещает в себя все эти функции и делает ваш бизнес процветающим и конкурентоспособным. Наши клиенты регулярно говорят как лично, так и на сайтах отзовиках, о том, как появление дизайна товарного знака повлияло на скорый заментный рост их бизнеса. За 2021-й год патентное бюро Лабарум разработала с нуля и зарегистрировала 24 бренда и 56 логотипов, которые ускорили рост бизнеса наших клиентов.

Этап 2: Этап разработки дизайна

На этом этапе специалисты по разработке дизайна генерируют идеи и создают различные варианты графического обозначения товарного знака. У частных лиц, занимающихся разработкой товарных знак для регистрации в Роспатенте, этот этап может затянуться, поскольку обычные дизайнеры делают просто красивую картинку. Их дизайн может не соответствовать закону Российской Федерации или быть отклонённым в связи с требованиями Роспатента. Тогда придётся делать дизайн заново и подавать на регистрацию вновь. Процесс повторной регистрации может растянуться и на год, поскольку ответ от Роспатента не приходит быстро. Такая ситуация — ещё одна распространённая история, которую нам рассказывают клиенты Лабарум, которые приходят к нам после неудачных попыток самостоятельной регистрации дизайна от частника.

У нас таких ситуаций не случается: Роспатент ни разу не отклонял дизайн знака, который мы отправляли на регистрацию. Причина этого — опытность и алгоритм действий наших специалистов по разработке дизайнов товарных знаков. Специалист изначально разрабатывает дизайн, соблюдая в нём нормы закона и требования Роспатента. По готовности специалист сразу проверяет разработанный знак на тождество с уже другими зарегистрированными знаками. У нас есть доступ к различным базам зарегистрированных знаков, поэтому, проверив их там, мы можем быть уверены, что знак не отклонят из-за возможного тождества с другим.

Этап 3: Этап доработки дизайна

Когда специалист закончит с дизайном и проверит его по базам, мы отправляем готовые варианты клиенту. Обычно клиенту мы отправляем от 3-х до 5-ти вариантов. Редко бывает, чтобы клиент сразу же принял один из вариантов дизайна и был готов его регистрировать. Мы получаем обратную связь от клиента по всем вариантам и отправляем их на доработку. Обычно одобрение на регистрацию от клиента мы получаем с 8-10 варианта. Бывает, что клиент соглашается только лишь с 15-го или даже с 20-го варианта, но в таком случае это сложный кейс по разработке или недовольный и придирчивый клиент.

Когда дизайн знака полностью сделан в соответствии с требованиями клиента и требований Роспатента и проверен на тождество по базам, его можно отправлять на регистрацию. Мы никогда не отправляем клиенту или в Роспатент не до конца готовый дизайн знака, который могут отклонить, проверяем его и доделываем, пока не будем уверены, что знак за регистрируют на все 100%.

Взаимодействие с клиентам со своим дизайном

К нам постоянно приходят клиенты без дизайна, которым необходимо зарегистрировать и разработать дизайн товарного знака под ключ. Мы оказываем разные комплексные услуги, например: нейминг (словесное обозначение знака) , разработать логотип или и то и то (комбинированный вариант) . Однако среди наших клиентов есть и те, кто приносит с собой дизайн, разработанный самостоятельно или сторонним дизайнером.

Мы работаем с такими клиентами, поскольку для нас это не является проблемой. Но стоит понимать, что даже полностью готовый дизайн от клиента не всегда готов в тот же момент к отправке на регистрацию в Роспатент. Проблема часто в разработке без учёта требований закона или Роспатента: использование запрещённых знаков, слов, графики и прочего. Из всех клиентов, приходящих со своим дизайном, у 26% знак полностью непригоден к регистрации по требованиям Роспатента, дизайн других 19% требует незначительных доработок.

Дизайн знака клиента мы отправляем на проверку к специалистам. Его патентный поверенный делает проверки по различным базам зарегистрированных знаков, а также анализирует на предмет соответствия закону и требованиям Роспатента. Если по какой-либо причине знак не подходит, мы обсуждаем варианты решения с клиентом. После принятия решения, дизайн обычно отправляется специалисту на доработку с небольшими изменениями и сохранением старых узнаваемых элементов, но по желанию клиента мы можем также разработать дизайн знака и с нуля.

Выводы

Разработка дизайна товарного знака во многом как процесс сложнее, чем кажется на первый взгляд. Начинающие бизнесмены, желающие зарегистрировать знак быстро и дёшево, часто делают его сами или с частными специалистами, но потом сталкиваются с отказом от Роспатента, из-за чего процесс регистрации затягивается, и момент для развития бизнеса теряется. Особенно высоко вероятен отказ, когда при разработке дизайна знак наполняют множеством ярких и специфических элементов с целью привлечения внимания потребителя. Такие дизайны обречены на отказ от Роспатента.

Поделитесь своим мнение о статье в комментариях. Какие советы запомнились и показались наиболее ценными? Как работаете вы и что рекомендуете другим? Жду ответов в комментариях.

Спасибо за прочтение!

11
Начать дискуссию