{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Честер Барнард "Функции руководителя" — как учебник по физике, только про менеджмент

Надоело читать книжки для детей в стиле "От хорошего к великому"? Хотите изучить книги для профи в области управления людьми? Попробуйте Честера Бернарда.

Что? Кто такой этот автор? Почему я о нём ничего не слышал? — вы сейчас подумали именно так, правда? Люди не читают и не рекомендуют хорошие фундаментальные книги — читать их не так весело и увлекательно, как очередной комикс про голубые или бирюзовые организации.

"Функции руководителя" — книга для профи, она написана чтобы у вас были результаты, а не чтобы вас развлекать.

Честер - руководитель практик, 40 лет проработал в Bell Telephone System и завершил карьеру президентом подразделения. 80 лет назад он написал книгу "функции руководителя" разобрав тему до атомов. Из этой книги выросли многие разделы современной теории управления.

Функции Руководителя Честер Бернард

Главная мысль книги: смысл любой организации - удовлетворить интересы всех участников (stakeholders). Что-бы больше и дороже покупали — надо знать что движет клиентом. Чтобы сотрудники лучше работали — хорошо разберитесь с какой целью они работают в вашей компании. Чтобы вам дали денег инвесторы - подумайте что для них важно.

Организация и цель

Организация возникает из-за ограничений. Человек своими силами не сможет срубить дерево. Ему нужно собрать топор из камня, тогда он преодолеет это ограничение. А если решить задачу посложнее, например передвинуть 300кг валун который загородил дорогу? Тут нужно уже кооперироваться с другими людьми. Так люди начали организовываться ради общей цели. Преодоление ограничений - способ достичь любой цели. Если их преодолеть нельзя, то от цели нужно отказаться.

Организация состоит из людей, поэтому управляя их мотивами, управляешь бизнесом. Если знаешь что движет клиентами, сотрудниками и инвесторами, то сможешь получать от них желаемые результаты.

У организации есть цель. Цель кооперации имеет неличный характер и связана со всей системой в целом. Существование цели необходимо чтобы кооперация продолжалась. Если цели нет - она сразу распадается. Если она достигается - система работает эффективно. Если люди, участвующие в системе удовлетворяют свои интересы - организация рациональна. Если по какой то причине организация неэффективна или нерациональна - ей кранты.

Если организация достигла своей цели, она тоже разрушается Поэтому чтобы компания существовала долго, ей требуются новые цели. Или возобновляемые цели: можно ли вкусно и полезно накормить весь мир? Наверно нет, потому что через неделю многие захотят поесть снова. Поэтому чтобы бизнес не сдох и через 50 лет, нужно удовлетворять возобновляемые потребности покупателей.

Поэтому я меняю стекла iPhone в mosdisplay — потому что люди всегда будут ходить с персональным цифровым устройством, которое будет ломаться, а я буду его чинить. Попробуйте поработать один день без смартфона и вы поймете, что это теперь базовая потребность большинства людей.

Что руководителю делать с целями?

Чтобы люди работали эффективно, им нужно знать цель организации. Первая функция руководителя — загрузить цели организации в головы сотрудников.

Все ли сотрудники вашего отдела знают цели организации? А верят ли в неё? Если отдел не понимает или не разделяет свою цель, то он разрушается или наполняется дармоедами на окладе.

На мой взгляд явным признаком отсутствия цели в компании является большое количество совещаний — людям не надо координироваться если они знают свои цели.

В больших организациях не нужно "лечить" линейных сотрудников глобальными целями — это их демотивирует. Ну не может большинство сотрудников увязать достижение глобальных целей с личной выгодой.

Когда я работал в Додо, то четко усвоил этот принцип: когда пиццамейкер крутит пиццу, его больше волнует успел ли он сделать запасы и списания, а не выход сети на IPO. Это в лучшем случае. А вот цели подразделения и смены знать нужно каждому, это важно.

Я вспоминаю как менеджер в пиццерии объяснял стажеру:
— Если неправильно промаркируешь томаты, тогда нам снизят 2 балла при проверке
— А что будет, если нам снимут 2 балла?
— Наша сеть не сможет открывать новые пиццерии

Глубину пофигизма в глазах стажера в ответ я запомнил на всю жизнь. Что ему лично будет если сеть не откроет пиццерию? Да ничего не будет! Вообще пофиг! Надо говорить совсем другие слова, чтобы обойти этот баг.

Мотивация персонала

Источником жизнеспособности организации является согласие людей вкладывать свои силы в кооперативную систему. Для этого они должны верить что цель достижима. Согласие на кооперацию - это отказ от самого себя и деперсонализация своей деятельности. Это приводит к объединению усилий.

Деятельность бывает эффективной и рациональной. Рационально - это когда действия приносят пользу. Эффективно - когда ты что-то запланировал, сделал и цель достигнута. Бывает так, что что-то делаешь неэффективно, но тебе повезло и это принесло пользу. В этом случае деятельность неэффективна, но рациональна. На мой взгляд, именно так добились успеха многие предприниматели Поэтому нужно поаккуратней воспринимать истории успеха.

Система рациональна когда удовлетворяет интересы всех участников. Например если сотрудник удовлетворяет свои интересы - он продолжает работать, если нет - уходит. Мотивы можно не только удовлетворить, их можно изменить. Или заменить участников с подходящими мотивами. Это уже работа руководителя.

Если организация неспособна предложить людям стимулы, достаточные чтобы привлечь их к участию, то нужно изменить желания достаточного количества людей. В убеждении людей помогают навыки продаж, дрессировки собак, соблазнения женщин и цыганского гипноза. Цыганский гипноз можно заменить криминальным.

Если убедить не получилось, можно использовать принуждение. В компании это значит: "Делай дело или я тебя уволю", "Делай дело или я тебя оштрафую" и прочие методы, основанные на страхе. Вообще применять такие методы это всегда плохо. Если приходится применять такое, значит вы что-то упустили ДО.

Логическое обоснование - куда более эффективный способ чем принуждение. Но к сожалению работает это не со всеми:
1. Вы не сможете переубедить человека со сформировавшимся суждением
2. Иногда на переубеждение может уйти много сил;
3. Чем ниже квалификация персонала, тем проще и меньше нужно что-то доказывать
Не всегда можно убедить человека логикой — попробуйте поспорить с женщиной и вы поймете о чем я. Убедить человека можно внушением: иногда лучше один раз уверенно и убедительно сказать что-либо смотря собеседнику прямо в глаза, чем полчаса что-то логически объяснять. Внушение действует в обход сознания.

Власть

В хороших организациях действует правило - вы должны отдавать такие указания, которые не рискуют нарваться на неподчинение. Если давать такие приказы, то можно подорвать власть, дисциплину и дух людей. Признаки хорошего приказа: человек понимает что от него требуют, решение не противоречит целям организации и личным целям сотрудника, сотрудник физически способен выполнить поручение.

Для каждого человека существует зона безразличия, в пределах которой он склонен соглашаться выполнять условия не подвергая их сомнению.

Если вам приходится давать поручения, которые могут воспринять как неприемлемые, тогда придётся прибегнуть к убеждению, обучению или дополнительным стимулам. Все для того чтобы власть не оспаривалась, а приказы выполнялись. Люди в организациях которые меньше всего понимают этот принцип чаще всего "дезорганизуют" свои подразделения по этой причине. «Делай дело или я тебя уволю» - не наш вариант.

Принятие решений

Специфика работы руководителя - процесс принятия организационных решений. Искусство принятия решений состоит в том, чтобы не принимать решений, которые неактуальны, преждевременны, которые нельзя реализовать и нельзя принимать решения которые должны принимать другие.

Резюме: основная работа руководителя - принимать решения и коммуницировать с людьми, чтобы они эти решения претворяли в жизнь. Чтобы принимать решения надо знать много всего. Также помогает развитое математическое и логическое мышление, знание теории вероятности и статистики. Наверно поэтому Тиньков пылесосит выпускников физмата в свою компанию...

Чтобы работать с людьми надо хорошо разбираться в их мотивах и обладать серьезными навыками убеждения.

Книга похожа на учебник по физике. Все очень подробно. Точно понравится профессионалам. Больше подобной инфо на моей страничке в фейсбуке и вконтакте.

0
1 комментарий
Sergej Pavlenko

Книга написана несколько десятков лет назад, и не содержит фундамента - системной картины деятельности руководителя.  Поэтому функции руководителя висят в воздухе, непонятно, почему они такие, и какие задачи эти функции решают во внешней среде. Феноменология проведена довольно полная (хотя интеграция как функция не указана),  но целостности нет. 
Рекомендую к этой книге добавлять системноинженерный взгляд. В качестве первоосновы рассматривать пять систем в бизнесе : система Основного процесса;  Клиентская система;  Управляющая система;  Создающая система;  Система людей и групп. 
Напишу свой обзор книги на pavlenko.com 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда