Тест на гибкость: как бизнесу в узком сегменте выплыть в водовороте перемен?

Мы так привыкли к бытовому комфорту, что не замечаем всех тех скромных достижений инженерной мысли, которые этот комфорт и создают. Мы не благодарим каждый день текущее по проводам электричество за то, что наш тринадцатый не разрядился «в ноль». Мы не удивляемся каждый раз тому, как быстро самолет может доставить нас из точки А в точку Б. И уж точно мы не поем оды, скажем, ленточному конвейеру, который крутится, как белка в колесе, чтобы мы вовремя получали новую автодорогу с «подушкой» из щебня, свежевыпеченный хлеб из муки и даже свой чемодан в зоне выдачи багажа в аэропорту. Ленточный конвейер, этот трудяга, не останавливается ни на день, чтобы обеспечивать работу практически всех сфер промышленности. Так что он, пожалуй, заслужил свою собственную историю.

Тест на гибкость: как бизнесу в узком сегменте выплыть в водовороте перемен?

Первые опыты использования конвейеров в строительстве, промышленности и ЖКХ относятся еще к Древнему Египту и Древней Месопотамии. К XVII веку скребковые и винтовые конвейеры уже применялись в мукомольном производстве, а в конце XVIII века это оборудование заняло свою нишу в перемещении сыпучих материалов - правда, длина конвейера в те времена была невелика (а до середины XX века конвейерная лента длиной в километр считалась немыслимым чудом техники). С XIX века начинается бурное развитие технологий изготовления конвейеров и, как следствие, расширяются сферы их применения: с помощью конвейерных лент транспортируют от зерна и муки до крупнодробленой руды. И началось триумфальное шествие этого оборудования по миру.

В 1984 году в Западной Австралии был смонтирован односоставной канатно-ленточный конвейер длиной в 30 километров. А в Израиле на месторождении калийных руд близ Мертвого моря в 1987 году был сооружен изгибающийся конвейер длиной в 18 километров. Но самым длинным на сегодняшний день является ленточный конвейер, работающий в Западной Сахаре: гигантское сооружение протяженностью в 98 километров транспортирует с месторождений фосфатную руду. Махина перевозит 2 тысячи тонн руды в час; грандиозную конструкцию видно даже из космоса!

По словам генерального директора “Русбелт” (компания с многолетним опытом работы в сфере поставок конвейерных лент и комплектующих для конвейерного оборудования) Алексея Лазарева, за последние сто лет ничего революционного в конструкции ленточных конвейеров не произошло. Изменения происходили, скорее, эволюционно: все прочнее и совершеннее становились материалы, все надежнее - соединительные механизмы. Есть некоторый тренд на энергоэффективность - например, представленные несколько лет назад конвейерные ленты на воздушной подушке позволяют снизить потребление электроэнергии. Больше внимания стало уделяться автоматизации и безопасности конвейерного оборудования. Сами материалы комплектующих для конвейеров становятся более долговечными: фторопласт, полиуретан, капролон, корды из химволокна, специальные пропитки позволяют увеличить срок службы конвейерного оборудования.

Но для предприятий, где используются конвейеры, важны не столько инновации, сколько гарантия минимальных простоев. По словам генерального директора компании “Русбелт” Алексея Лазарева, российские предприятия в большинстве своем выбирают средний уровень цены и качества конвейерных лент, предпочитая “инвестировать” в долгосрочные отношения с надежным поставщиком, а не в бренд. “Лента рвется, как правило, неожиданно, и она нужна всегда “здесь и сейчас”, потому что пока ты ее не заменил - твое производство стоит. Никто не может себе позволить простаивать,” - объясняет Алексей Лазарев. Поэтому на рынке выигрывают те, у кого есть большой ассортимент и широкая география оперативных поставок. Например, компания “Русбелт” в свое время сделала ставку не только на востребованный ассортимент и широкую географию поставок по РФ и странам ЕАЭС, но и на хороший сервис: бесплатная доставка по Центральному Федеральному округу, услуги опытных монтажников, обучение сотрудников заказчиков стыковке лент, открытие складов в регионах (Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону) для удобства клиентов.

Однако с поставками как раз и возникли проблемы на фоне пандемии. Из-за нехватки контейнеров и, соответственно, роста цен на перевозки увеличились не только сроки поставки, но даже сроки изготовления конвейерных лент и других комплектующих - с одного месяца до двух-трех. Соответственно, если раньше компания могла гарантировать поставку отсутствующих на складе импортных товаров за три месяца, то теперь это в лучшем случае пять месяцев.

Но и не обеспечить предприятия комплектующими означало не просто парализовать работу этих предприятий, а оставить людей без товаров повседневного спроса, товаров первой необходимости - от продуктов питания до энергоносителей.

Компания “Русбелт” проявила гибкость, которой позавидовала бы конвейерная лента. Во-первых, решено было диверсифицировать ассортимент, работать не только с китайскими, но и с российскими производителями, которые берут 35-40 дней на изготовление и имеют короткое плечо поставки. Правда, при удовлетворительном качестве цена оказалась выше, чем у китайских производителей, но между потерей в прибыли и потерей клиентов руководство “Русбелт” выбрало первое - как меньшее из зол. Кроме того, компания увеличила сам объем заказов в Китай: если раньше складской запас планировался на три месяца вперед, то теперь этот срок увеличился вдвое. Пришлось увеличить свои складские площади более чем вдвое - до 5 тысяч кв.м., - но зато появилась уверенность, что все клиенты получат необходимые расходники вовремя.

Чтобы восполнить дефицит клиентов, компания пошла в непривычные для себя каналы продвижения - увеличила затраты на маркетинг, начала осваивать соцсети и даже снимать ролики для Youtube-канала.

В итоге “тест на гибкость” компания не просто успешно прошла, но и получила дополнительный импульс к развитию - от расширения ассортимента до разработки нового формата работы с поставщиками. Так что можно предполагать, что 2022 год будет для “Русбелт” годом выхода на новый уровень.

33
Начать дискуссию