В настоящее время в основной своей массе (хотя есть небольшой процент честных конкурсов) тендеры стали ещё более коррупционными мероприятиями. Ведь сам факт их организации и участия в некотором роде уже символизирует честность, открытость и правильность. Отсюда и большая смелость участников в части накидывания откатных. Тендеры используются как ширма и прикрытие. Мол, раз я участвую в тендере, значит я, априори, безгрешен. Более того, суммы даже оправдано повышаются. Ведь раньше, чтобы организовать конкурс, достаточно было пары дней, рассылки ТЗ, уточняющих бесед, получения нескольких КП, их сравнения и принятия решения. Сейчас, чтобы сделать что-то похожее, только значительно хуже, требуется отдельный человек, а то и отдел с целым штатом. А хуже потому, что теперь нет возможности пообщаться с инициатором закупки, а, следовательно, с профильным специалистом. Всё общение переключается на сотрудника тендерного отдела (и то не всегда), который не понимает, да и, наверное, не должен, в предмете закупки, а только оформляет документы. В итоге, если закупка касается очень чётких и простых материальных объектов, это ещё допустимо. Но, когда речь заходит об услуге, да ещё и такой сложной как брендинг, одним брифом или даже ТЗ на несколько страниц не обойтись. Хотя от общения с инициатором закупки, по нашему опыту, проку мало. Т.к. практика показывает, что в большинстве случаев серьезные тендеры делаются уже под кого-то конкретного. С кем уже были проведены переговоры, обсуждены нюансы, даже формулировки и требования были под него «заточены», а в некоторых случаях (не редких), уже даже выполнена работа и осталось лишь заплатить деньги.