Продакт-менеджмент = продажи? :)

Как-то на практике для product managers в НИУ ВШЭ один из слушателей Борис сказал: «Продакт-менеджмент оказался состоящим из продаж». Угадаете ли, почему у него сложилось такое мнение?

Конечно, мы говорим про метрики, интерфейсы, ценностные предложения, всевозможные исследования, гипотезы и все такое прочее. Конечно, мы не ограничиваем продакт-менеджмент продажами. Просто Борис всю жизнь занимается продажами, и это очень искажает восприятие мира, делая его субъективным. Как говорится, держащий в руке молоток видит только гвозди!

Ежегодно предпринимателями и продактами становятся тысячи и тысячи людей, но каждый из них представляет управление по-разному. Кто-то всю жизнь продает, кто-то — рисует интерфейсы, кто-то работает аналитиком, а кто-то уже четыре года в декрете и потерял большинство навыков по работе. И неизменно в процессе практики применения знаний, во время работы над реальным продуктом или бизнесом, все сталкиваются с одной и той же проблемой: они начинают делать не то, что нужно, а то, что умеют. Продавец — продавать, аналитик — анализировать, а дизайнер — вместо того, чтобы продавать — рисовать дизайн красивой посадочной страницы.

Причем то, что это проблема, понятно со стороны, но сами мы часто этого не замечаем! Кстати, именно поэтому обучение этому ремеслу на практике я спроектировал через групповой формат: наблюдая за тем, как работают с продуктами другие, заметнее становятся все эти нюансы и искажения восприятия.

Ключевой навык, которым должны овладеть настоящий продакты (и предприниматели, конечно) — абстрагироваться от того, что умеешь; увидеть, что нужно делать НА САМОМ ДЕЛЕ; делать именно то, что нужно, а не то, что привычно!

Это сложный переход, потому что наша психика нас защищает. Если мы, будучи всю жизнь интровертом-разработчиком, с ужасом осознаем, что теперь нужно идти к живым людям и голосом им что-то продавать, то мы тут же находим сто причин, почему мы еще не готовы: продукт сыроват, описания нет, конец недели неудачен, ретроградный меркурии и т. п. — и начинаем прокрастинировать. Или еще хуже: делать, но не то, что нужно: развернуть активную деятельность по перерисовке дизайна, провести сто дополнительных совещаний и опросов, просчитать заново будущую финансовую модель неработающего сервиса и т. п.

Короче, перефразируя современного классика, надо делать, то что надо делать, а что делать не надо — делать не надо.

Но как понять, что нужно делать?

Во-первых, в этом очень помогает насмотренность и опыт. Чем больше вы увидите того, что делают другие менеджеры, другие продакты, другие компании, тем лучше вам станут заметны со стороны такие перегибы.

Во-вторых, интуитивно мы и так понимаем, что нужно делать, чаще, чем готовы себе в этом признаться. Надо просто прислушиваться к себе и своему внутреннему голосу.

Ну и, наконец, в-третьих, нужен взгляд со стороны человека, который сможет увидеть твою ошибку и сказать тебе это в глаза. Это больно, это страшно, но это крайне важно. Это повышает эффективность всего процесса и быстрее ускоряет неизбежное. Особенно круто, если сам этот человек является опытным продактом с высокой насмотренностью.

Кстати, я работаю годами с теми предпринимателями и продактами, кто понимает, что взгляд со стороны и честное мнение крайне полезно. Выполняю именно эту важную роль: даю им честный, непредвзятый взгляд со стороны на то, чем они каждый день занимаются, заставляя взглянуть на казалось бы очевидные вещи иначе, перестать делать второстепенное и начать делать реально важное.

Задумайтесь, около вас есть люди, которые могут дать такую обратную связь?

Об авторе

Продакт-менеджмент = продажи? :)

Дмитрий Торшин — серийный предприниматель, методолог развития бизнеса, основатель Uplift.club. Более 1000 продуктов и стартапов, которым Дмитрий помог, среди них — Яндекс, Тинькофф, МТС, hh. ru, skyeng и другие.

11
1 комментарий

Дмитрий, не думаю, что так всё просто, чтобы взять и отмести дельное замечание, переложив один к одному на его профессиональную субъективность (искажённость взгляда) человека. В конечном итоге всё одно - надо продать, а путь к успешности этих продаж у продакта лежит как раз через понимание что же рынку нужно (в плане готовности заплатить нужное, в нужном количестве за какую-то добавленную ценность, решаемую проблему, появляющуюся возможность... и.т.п.) и как на это нужное найти сил/средств, чтобы его создать (в т.ч. чаще это тоже продать, только потенциальным инвесторам, партнёрам и даже команде исполнителей - чтобы глаза горели). И в связи с этой ситуацией вопрос, а кто для Вас "взгляд со стороны и честное мнение"?... Например, эта статья, хороший пример, как поспешив, можно набросать в пустоту кучу разорванных фраз, тогда как можно было от взгляда человека оттолкнуться, и обрастив его должным мясом и хрящами коротко и метко отстроить систему целостного мышления, взгляда на роль продакта - от и до, а не взывать к капслоковским интонациям

1
Ответить