Логистика и фулфилмент для fashion-ритейлеров

Как fashion-ритейлеры решают задачи по поставкам товаров из Азии, организовывают процесс маркировки, какие логистические модели выбирают для обеспечения роста омниканальных продаж и выхода на маркетплейсы – эти и другие вопросы обсудили 9 декабря участники онлайн-конференции Major Fashion Day.

Бум инвестиций в складскую недвижимость для онлайн-ритейла

Рынок складской недвижимости за последние два-три года сделал качественный скачок: значительно выросло количество новых площадей, а объем инвестиций за последние два года увеличился кратно и достиг 41 млрд рублей в 2020 году. По прогнозу Knight Frank, объем вложений в этот сегмент по итогам 2021 года значительно превысит прошлогодний уровень.

Логистика и фулфилмент для fashion-ритейлеров

За последние 10 лет объем рынка складской недвижимости увеличился в три раза и достиг 31 млн м2, из них 16 млн м2 в Московском регионе. Однако вакантных качественных складов в России практически нет, что во многом обусловлено постоянно растущим спросом со стороны e-com компаний, в особенности маркетплейсов.

«Доля вакантных площадей у нас стремится к нулю практически во всех регионах, в результате происходит взрывной рост арендных ставок, за последние 10 месяцев ставка выросла на 1000 рублей. Рынок разогревают онлайн-игроки, у которых бизнес растет бешенными темпами», – рассказал в ходе онлайн-конференции Максим Загоруйко, директор по представлению интересов корпоративных клиентов Knight Frank.

В связи с этим в сегменте складской недвижимости продолжится спекулятивный рост инвестиций в новые объекты. В ближайшие несколько лет спрос на складские помещения будет определяться компаниями из сферы e-commerce, которые наращивают складские мощности в связи с увеличением объемов продаж. Поэтому среди девелоперов борьба за этих клиентов будет нарастать.

Логистика и фулфилмент для fashion-ритейлеров

Преобладание формата built-to-suit

Еще один из трендов на ближайшие несколько лет – это преобладание формата built-to-suit (BTS), когда клиенты приходят и заказывают себе нужный объект. В настоящее время объем сделок на российском рынке складской недвижимости в сегменте BTS достиг уже 60%.

Логистические операторы, чья стратегия основана на строительстве собственных складских мощностей, будут расширять свои мощности. Такая бизнес-модель позволяет не зависеть от арендодателей и создавать нужную инфраструктуру под клиентов. Именно такую стратегию для себя выбрал складской и фулфилмент-оператор Major Terminal, компания строит складские мощности по уникальным архитектурным проектам с развитой инфраструктурой. Это позволяет не зависеть от арендодателей и создавать удобную топологию для обслуживания различных клиентов с омниканальной стратегией продаж.

По словам Юрия Павлюка, коммерческого директора Major Cargo Service, площадь собственных складов Major динамично расширяется. Так, в первом квартале 2022 года к существующим терминалам Логопарка Major в Павловской Слободе площадью 61 000 м2 добавится новая площадка на 32 000 м2. А весной 2022 будет начато строительство еще одного терминала на 27 000 м2 с плановой сдачей в эксплуатацию в конце 2022 года. На территории Логопарка находится таможенный склад открытого типа и сортировочный центр сборных перевозок по России.

Инвестиции в развитие Логопарка Major позволят поддержать растущие потребности участников рынка в качественных услугах фулфилмента.

Логистика в руках одного оператора на примере глобального fashion ритейлера LPP

В России ежегодно расширяется число товаров подлежащих обязательной маркировке. В fashion-индустрии с прошлого года в обязательном порядке начали маркировать шубы и меха, обувь, парфюмерную продукцию, с этого года - некоторые виды одежды и текстиля, с 2022 года перечень товаров легкой промышленности правительство планирует расширить. Выросшие расходы из-за ее введения импортерам и российским производителям fashion индустрии можно оптимизировать за счет качественного и точного планирования логистических бизнес-процессов.

Глобальный производитель и ритейлер LPP, управляющий сетями Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay, имеет больше тысячи зарубежных контрагентов и присутствует в 30 странах. Но поскольку маркировка – это чисто российское требование, то ритейлер решил ее организовать на таможенном складе в России.

LPP сотрудничает с российским логистическим оператором полного цикла Major с 2012 года. На первоначальном этапе ритейлер занимал около 4 тыс. м2 складских площадей, но постепенно сотрудничество расширялось, и в 2016 году компания переехала в новый склад площадью 13 тыс. м2 в Логопарке Major, Павловская слобода.

Спустя год ритейлер запустил онлайн-продажи в России. Для поддержки продаж был организован фулфилмент-центр на этой же территории, а в 2021 году – таможенный склад для маркировки товаров «Честный Знак». Это дало возможность организовать весь процесс обработки товара на территории одного логопарка.

Однако при открытии таможенного склада надо учесть очень много факторов и точно все рассчитать, предупреждает ритейлер. «Надо определить точное количество сканеров, принтеров, согласовать с таможней количество персонала, которое будет работать на складе. Важно понимать, что увеличить количество сотрудников без согласования с начальником таможенного поста нельзя, а оперативно это сделать сложно. Если неправильно определить площадь склада, то весь процесс согласования и оформления с таможенными органами придется запускать заново, на это уйдет больше трех месяцев. Поэтому планирование в этом процессе – суперважно», – поделился опытом Александр Самотаев, директор по логистике польской компании LPP.

«Очень важно, чтобы товар, который попадает под маркировку «Честный знак», был в руках профессионала и одного логистического оператора, так как эта задача разбита на несколько важных этапов. Сначала отгрузка и формирование документов на стороне продавца. Затем согласование и проверка документов с таможенным представителем, пересечение границы с ЕАЭС и оформление процедуры таможенного транзита (если требуется) до внутреннего поста. Далее открывается процедура таможенного склада, на который надо переместить товар и промаркировать его. Затем необходимо оформить документы на перемещение товара с таможенного на коммерческий склад.

Когда один логистический оператор контролирует весь цикл перемещения товара – загрузку, маркировку, выпуск в свободное обращение, то у импортера сокращается количество ошибок. И это напрямую отражается на его доходности бизнеса», – подчеркнул Антон Пыльнов, руководитель центра таможенного оформления СЗФО Major Cargo Service.

«У нас есть примеры, когда при качественном планировании не возникает никаких проблем и товар своевременно попадает в оборот, а при выявлении расхождений возникают сложности при маркировке, товар задерживается на таможенных складах и клиенты не могу продать его по «первой цене». Одна неправильно оформленная единица товара может задержать партию товара в несколько тысяч единиц на складе на сутки и больше», – рассказал Алексей Хуторной, менеджер по развитию индустрии Fashion, Major Terminal.

По прогнозам участников рынка, в среднесрочной перспективе будет расти спрос на логистических операторов, предоставляющих услуги полного цикла для fashion ритейлеров – от получения товаров на зарубежных фабриках до отправки его курьером конечному потребителю со склада в России.

Логистический оператор, имеющий качественную экспертизу, может дать рекомендации по упрощению процедур импорта, взять на себя оформление пакета таможенных документов, организовать маркировку.

Доставка товаров из Азии стала вызовом

Логистика и фулфилмент для fashion-ритейлеров

Пандемия нарушила все логистические процессы. Доставка из Азии в настоящее время – это еще один вызов для российских ритейлеров и импортеров. В последнее время сроки доставки грузов из Китая в Россию увеличились более, чем в два раза. Если в доковидное время наиболее оптимальным вариантом являлись мультимодальные перевозки, то теперь сроки доставки этим способом возросли и составляют от 40 до 100 дней. Большие сроки ожидания выделения оборудования и места на судне наблюдаются в азиатских странах - Китае, Корее. Во Владивостокском порту - простои судов в ожидании выгрузки, так как мощностей инфраструктуры не хватает для обработки таких неравномерных партий грузов. По словам Анны Былинкиной, менеджера по работе с ключевыми клиентами индустрии Fashion&Retail Major Cargo Service, в настоящее время наиболее прогнозируемым вариантом доставки являются автомобильный и железнодорожный транспорты, сроки варьируются от 20 до 40 дней.

Ритейлеры пересматривают договоры с китайскими фабрикам, на более ранние сроки изготовления товаров, чтобы успеть получить их к сезону, пробуют разные способы доставки – от автомобильного до авиа в поисках оптимального варианта.

Татьяна Одушкина, директор департамента логистики ритейлера Modi рассказала, что в связи с изменившимися сроками доставки в мире, компания пересмотрела производственный календарь и заложила в него логистическое плечо сроком 80 дней вместо 45. Поскольку значительный ассортимент ритейлера – это сезонные товары - была достигнута договоренность с производителями по более ранним срокам готовности товара. «Но минимизировать все риски мы не смогли, так как некоторые фабрики в Китае периодически закрывались из-за ковидных ограничений. В зависимости от специфики товара и даты готовности выбирались различные виды доставки – от моря до автомобильного транспорта. Прогнозы по срокам в логистике сейчас делать сложно, поэтому мы постоянно держим «руку на пульсе», мониторим, где и какие по длительности наблюдаются задержки. И в зависимости от ситуации перенаправляем транспортные потоки», - отметила Татьяна Одушкина.

Полную версию онлайн-конференции можно посмотреть здесь.

22
Начать дискуссию