Битва заказчика и разработчика чат-ботов. Стратегия win-win, которая обеспечить доминирование на рынке ботов

Пока рынок сходит с ума от автоворонок и идеи легких денег, решила рассказать вам об оборотной стороне этого вопроса и описать решение, которое сэкономит время и деньги, а главное — нервы))

Привет. Меня зовут Ирина Захарова, я разработчик чат-ботов в Телеграм, консультирую в теме сборки и развиваю свой Телеграм-канал «Боты для сообществ | Обучение», где рассказываю о том как повышать вовлеченность в свой контент и доверие к себе через сообщества и геймификацию в ботах

Битва заказчика и разработчика чат-ботов. Стратегия win-win, которая обеспечить доминирование на рынке ботов

Для нас разработчиков настало удивительное время — боты становятся все более популярными. Чем больше успешных кейсов появляется, тем больше интерес к этой сфере, что приводит к увеличению количества заказов.

Мало кто из специалистов еще не задавался вопросом: “А что, если мне тоже нужен бот?”

У большинства таких специалистов трудности со способностью донести ценность своего продукта, описать понятным языком его выгоды и просто продать. Но вместо того, чтобы учиться это делать, эксперты разных ниш склонны смотреть в сторону автоматизации.

Это кажется более легким путем – настроить кнопку “бабло” и принимать оплаты. Или создать цепочку из 4 видео сообщений с исчезающими сердечками и ловить оплаты на карту круглосуточно.

Эта идея сейчас очень популярна, потому что попадает в мечту многих людей – меньше работать и больше отдыхать.

Многие ждут чуда, волшебную таблетку, которая легко решит все проблемы. Зачем трудиться и делать что-то по-настоящему важное в этой жизни, если можно просто кайфовать))

И вот такой специалист увидел где-то чужого бота, который может быть даже очень успешным, потому что у него правильно настроен маркетинг. Но он увидел только вершину айсберга, внешнюю форму — вот же оно, решение всех его проблем.

Он находит разработчика, они обсуждают ТЗ и приступают к работе. И знаете какой ожидаемый результат такого процесса — отключение бота через 2-4 месяца. Причина проста — нет выстроенных продаж, а за бота нужно еще и абонентскую плату платить.

Вдруг оказывается, что нет и не было никакого понимания о том как доносить ценность, как выстраивать коммуникацию с подписчиками, где брать трафик

Всем хочется легкой жизни. Сделать бот и все. И таких запросов на рынке большинство.

Заказчик идет с иллюзиями относительно ботов, без понимания маркетинга и даже желания посмотреть в эту сторону.

Разработчик не знает о трудностях заказчика и тоже не хочет смотреть в сторону маркетинга, он же технарь, решает поставленные задачи

И так 2 неосведомленных об истинных целях человека начинают свой тернистый совместный путь

Каждый на выходе получает то, о чем договорились, но не то, что на самом деле хотел. Заказчику нужен бот, который помогает продавать. Разработчику — успешный кейс и рекомендации.

Каждый в итоге думает, что дело в другом.

Заказчик: “Я же обратился к спецу по сборке, он должен был все предусмотреть”

Разработчик: “Я сделал все о чем договорились и даже больше, какие ко мне вопросы”

Непонимание процессов и нежелание смотреть в сложные темы приводит к проблемам. Этот же принцип лежит в основе любого конфликта, не только в теме разработки

Неосознаваемые, не проговариваемые ожидания + непонимание работы процессов. Перенесите этот паттерн на любую тему, например в тему отношений, и вы увидите схожие модели

Но вернемся к нашим ботам. Есть ли исключения из этого правила? Конечно. Если нужно решить узкую техническую задачу, например обеспечить только саму продажу, когда решение уже есть и клиенту нужно лишь оплатить или отправить информацию. Догадайтесь какой процент таких запросов.

И если разработчик не проведет разведку, он потратит время своей жизни на проект, который как минимум не покажет в портфолио, как максимум — словит обесценивание и выгорание.

Однажды у меня был разговор с ребятами с Дальнего Востока. Еще на старте волны с ботами они массово продали разработку паре десятков предпринимателей.

И вынуждены были свернуть всю эту деятельность, потому что дальше нужно было эти боты развивать, а никакого видения и желания в это двигаться у них не было. Это как сделать сайт без трафика и показывать его только друзьям и знакомым

Так что же делать? Есть ли решение?

Для экспертов решением будет искать маркетолога, который продумает саму систему. И возможно на текущем этапе развития бизнеса бот вовсе и не нужен.

Я стольких людей отговорила от бота просто потому, что чаще всего это лишь способ уйти от реального решения проблемы в то, что нравится и интересно самому.

Для разработчиков решением будет обязательное исследование бизнеса заказчика и создание своей карты возможностей ботов — это наш профессиональный инструмент, который помогает показать заказчику возможные решения наглядно, не на пальцах, а реальных примерах

О карте возможностей я напишу в следующих постах

Когда обе стороны умеют смотреть в сторону неудобных вопросов и вносят ясность до начала проекта, работа приносит истинное удовольствие.

Бот в помощь 🖖

...............

Если вам была полезна эта статья и мой опыт, подписывайтесь на мой канал "Разработка чат-ботов и обучение"

Если есть вопросы, пишите в комментариях

1
Начать дискуссию