Какие типы чат-ботов существуют в Телеграм

Большая часть проблем у разработчиков ботов в проектах возникает, если был проигнорирован или плохо проработан этап переговоров. Карта возможностей ботов - это инструмент, который позволяет составить ТЗ и обосновать стоимость работ.

Привет. Меня зовут Ирина Захарова, я разработчик чат-ботов в Телеграм, консультирую в теме сборки и развиваю свой Телеграм-канал «Боты для сообществ | Обучение», где рассказываю о том как повышать вовлеченность в свой контент и доверие к себе через сообщества и геймификацию в ботах

Для чего вообще нужны все эти “заморочки”? Все дело в том, что заказчик изначально не ясно видит:

— Какой функционал нужно добавить, чтобы механика работала правильно
— Какие вообще есть возможности у ботов
— Какой объем работы стоит за внешне простыми действиями

Добавьте сюда не проговоренные ожидания и нежелание смотреть в маркетинг и вот он неожиданный результат на выходе. Карта возможностей помогает внести ясность в процесс, выявить ожидания и сделать процесс максимально прозрачным

В этой статье я расскажу об основных типах ботов, которые лягут в основу нашей карты возможностей.

Первые 3 типа ботов самые популярные:

1. Боты-автоворонки - это боты, работающие в связке с холодным трафиком на окупаемость вложенных денег. Это такой механизм, превращающий рубль в 3,5, 20

2. Боты с вебинарными воронками. По сути это разновидность ботов-автоворонок, где в цепочке прогрева участвует вебинар. Здесь у заказчика часто более реалистичный взгляд на маркетинг и есть желание трудиться.

3. Боты для запусков. Часто ведут трафик сразу с нескольких сетей и на регулярной основе, это боты для онлайн школ и экспертов. Собираются командами, в которых есть минимум продюсер и таргетолог

Именно эти 3 варианта ботов создают самый мощный ажиотаж на рынке и сеют ожидания. Проблема возникает, если в сторону подобного результата смотрят начинающие специалисты, просто копирующие внешнюю формуВ этих вариантах нужна линейка продуктов, трафик и способность доносить ценность.

Специалисты, умеющие собирать такие проекты под ключ:

– Не будут делать это дешево
– Смогут показать вам цифры в предыдущих проектах
– Скорее будут работать за % от прибыли и не с каждым захотят работать

Если вы ищете специалиста из этой ниши, спрашивайте цифры. Если вы сами разработчик и хотите заниматься такими проектами, публикуйте кейсы с цифрами.

4. Боты с лид-магнитом за подписку. Популярный вид ботов. Нам разработчикам здесь важно понимать, что заказчики часто рассчитывают на продажи или лиды, поэтому важно разграничить ответственность.

5. Боты для заявок, они же боты-портфолио и боты-визитки. По сути это аналог сайта или соц сети с более продуманной навигацией. Задача бота - дать информацию, иногда обеспечить продажу, решение о которой уже принято. Такие боты могут немного прогревать и уменьшать стоимость подписки на канал. Часто именно с этим типом ботов возникает путаница.

Заказчик думает, что такой бот будет продавать сам по себе. Даже создание цепочки сообщений не решит вопрос. Нужна опять же линейка продуктов, постоянный приток нового трафика и способность доносить смыслы. И это важно объяснить заказчику, чтобы в итоге не испытать взаимное разочарование.

6. Боты для комьюнити, клубной подписки и увеличения активности в каналах и группах. Самое частое решение - это боты для подписки на группу или канал. С этого типа ботов лучше всего начинать разработчику, потому что каналы есть у многих, а как задействовать весь потенциал бота мало кто понимает.

7. Боты для обучения и выдачи курсов. Задача таких ботов - выдавать материал, следить за доходимостью и отправлять материалы на проверку ДЗ. Одно из самых перспективных направлений. Здесь продажа уже обеспечена и акцент на улучшении показателей доходимости.

Здесь пригодятся качества продакта. Если на этапе продажи важно создавать ожидания, то на этапе обучения - это ожидания превосходить, в идеале работать в связке с методологом

8. Технические боты. Например, записать на тренировку, выдать нужные документы, настроить связку с CRM, заселить в отель. Это могут быть как простые боты, так и целые комбайны - боты техподдержки, навигаторы для внутренние нужды компании и так далее.Такие боты не прогревают, но могут стоить дорого, особенно если вы делаете бота для бизнеса с многомиллионными оборотами.

Здесь разработчик берет ответственность только за то, что такой механизм будет работать без сбоев, он не настраивает продажи. Мы разработчики часто видим себя именно в этой категории - хотим собирать механизмы под понятную технически задачу

9. Боты-магазины. Как правило, это оффлайн бизнес или продажа товаров, которые нужно отправить или доставить. Таким ботам важна настройка уведомлений о ходе отгрузки и доставки, различные акции и возможность загружать большой объем товаров

10. Боты для развлечений и игр. Такие проекты часто создаются ради веселья. Но при правильном подходе могут приносить доход либо за счет рекламы, либо абонентской платы

11. Боты-приложения - это mvp будущих приложений или самостоятельный продукт. Чаще всего такие решения создаются для тестирования гипотез, выход на определенные метрики и рост за счет инвестиций. В это направление стоит посмотреть, если вы разработчик не хотите заниматься продажами и воронками, а хотите погружаться глубоко в продукт

Внутри каждого из ботов есть типовые решения, которые можно демонстрировать либо на слайдах, либо показывая на реальных ботах. В следующих постах я покажу как можно показывать возможности ботов в каждом из типов ботов

Если вам была полезна эта статья и мой опыт, подписывайтесь на мой канал "Разработка чат-ботов и обучение"

Если есть вопросы, пишите в комментариях

Начать дискуссию